Вы здесь

Результаты тестирования подвесных электромоторов экспертами австралийской компании JWA

Результаты тестирования подвесных электромоторов экспертами австралийской компании JWA

17.12.2008 Автор: 0 10077
Facebook Twitter Google+ Pinterest

СТЕЛС для рыбалки

Даже наиболее ярые защитники природы уже соглашаются с тем, что тихие, плавно работающие, не дымящие подвесные лодочные электромоторы, в будущем станут основным средством движения на большинстве пресноводных водоемов и на заповедных реках. Давайте оглянемся и спросим себя: где же эти самые электромоторы? Началось все с публикаций зимы 1991-1992 года. Что же с тех пор изменилось? Появились турбо-моторы!

Давайте оглянемся и спросим себя: где же эти самые электромоторы? Началось все с публикаций зимы 1991-1992 года. Что же с тех пор изменилось? Появились турбо-моторы!

Не тратя времени зря, мы решили протестировать множество моделей электромоторов. Теперь, мы можем сделать уверенный вывод о том, что транцевые подвесные электромоторы значительно проще установить по сравнению с их аналогами, предназначенными для установки на баке судна. Хотя, это справедливо, и если имеется судно с электромотором уже установленным на баке, то Вы столкнетесь с тем же, что и большинство других рыбаков — непривычный метод вождения и управления судном.

Для этого случая мы испытали две модели "Johnson Fishing & Sports" (JF&S), филиала компании "Johnson Worldwide Associates" (JWA) — транцевый мотор "Minn Kota 112T Pro" и мотор "Minn Kota Auto Pilot 865 MXT" для установки на баке.

Погрузив электромоторы и другие необходимые принадлежности, мы пустились в плавание на борту катера "Stessl 4.3 Tournament Edgetracker" к прекрасным берегам залива Питт. Так как именно этот "Edgetracker" должен был стать призом одному из наших счастливых читателей, мы решили не сверлить отверстия на баке для крепления мотора. Вместо этого, мы прибегли к временному креплению мотора при помощи доски из многослойной фанеры и пары струбцин.

Легкость управления

Для установки на баке у нас был мотор "865 mxt" с тягой 160 Н и с регулируемой скоростью. В комплекте был автопилот — блок дистанционного управления с нажимной панелью, который позволяет судоводителю регулировать скорость мотора и направление движения, не сходя с места, а просто нажимая одной ногой на боковые стороны панели — тем самым меняя направление движения, а нажимая на ее переднюю и заднюю часть — регулировать скорость.

Я хочу быть откровенным с читателями и сразу же выкладываю все "карты на стол" — я был просто восхищен самой системой дистанционного управления бакового электромотора! Мне кажется, что для плавания по протокам, речкам и небольшим озерам со времен изобретения колеса - не было придумано ничего лучшего!

С бака судна можно управлять и направлением движения судна, и его скоростью, не пошевелив для этого даже пальцем. Во время дрейфа можно просто удерживать судно ориентированным в заданном направлении для прохода в зарослях, сплавляясь по реке или просто обходя контуры отмелей. Такая возможность дрейфовать в нужном направлении, оставляя руки свободными для рыболовных снастей — просто уникальна.

Ну и конечно, Вам не удастся услышать шум работающего мотора. Легкое жужжание, и все!!

Мощность.

Мотор "865 mxt" работает от источника питания 12 Вольт и потребляет не более 36 Ампер в час. Заряженный полностью аккумулятор емкостью в 80 А способен обеспечить энергией такой мотор в течение 2-3 часов хода на полной скорости. Но ведь такой мотор и не предназначен для работы на полных оборотах — его лучше всего применять для троллинга или для разъездной работы. На скорости троллинга, скажем, в 3-4 узла, мотор "865 MXT" от одного аккумулятора проработает не менее 12-ти часов, а от аккумулятора с емкостью в 100 А — до 16-ти часов.

Прекрасный инструмент сбережения энергии аккумулятора — встроенный максимайзер (электронный регулятор потребления тока), который входит в комплект поставки мотора. Максимайзер способен в 5 раз увеличить время между перезарядками аккумулятора. Достигается это путем сглаживания переходного скачка тока при включениях мотора. Разумеется, чем меньше обороты мотора, тем эффективнее максимайзер выполняет свою работу.

Режим "турбо-мощность" также поможет рационализировать расход энергии. Подобно тому, как турбо-компрессор сжимает топливовоздушную смесь, турбо-магнето фокусирует магнитные поля. Это снижает потребляемый ток и уменьшает шум мотора.

В моторах "Minn Kota", кроме того, используется обмотка, отличная от применяемой конкурентами. Эта обмотка меньше греется во время работы мотора, а потому требуется меньшее потребление энергии.

Раз уж, мы заговорили о мощности, то следует вспомнить, что 80-амперный аккумулятор имеет сухой вес около 22 кг, а 100-амперный аккумулятор весит более 30 кг. Эти отличные аккумуляторы прекрасно соответствуют своему назначению, но при установке их на борт требуется известная осторожность. Аккумуляторы следует устанавливать в сухом контейнере, предпочтительно на линии миделева сечения. Ни в коем случае не следует устанавливать аккумуляторы около топливных емкостей.

Если Вы собираетесь приобрести электромотор

электромотор Minn Kota

Расходы, связанные с его эксплуатацией, рассчитывайте в следующем порядке: аккумулятор (не менее 80 Ампер), зарядное устройство (не менее 10 Ампер), контейнер для аккумулятора (контейнер должен предусматривать возможность крепления его на судне и предохранения аккумулятора от брызг) и запасной винт.

Я включил в список запасной винт из соображения, что его легко повредить. Мотор "Minn Kota" комплектуется 9-дюймовым винтом "Weedless Wedge Propeller". Он специально создан для эффективной работы в заросших водорослями водоемах, без наматывания их на вал винта. Мы специально долго гоняли винт в густых зарослях морских водорослей, и он без проблем прорезал себе дорогу сквозь подводные кусты, без всякого намека на ухудшение работы.

Замена винта, к слову сказать, очень простая операция. Достаточно открутить барашковую гайку, потянуть винт — и все, можно менять. Стопорная шпилька располагается сразу за винтом, где ее легко можно найти и узнать. Однако, это вовсе не значит, что наезде на препятствие шпильку срежет — скорее всего будет поврежден винт. Шпилька служит только для передачи вращения на винт, в противном случае — ее срезало бы при резком увеличении оборотов или при движении через заросли водорослей.

Оба тестируемых мотора были укомплектованы композитными валами от "Minn Kota". Специалисты "Minn Kota" заявляют, что такие валы значительно прочнее стальных, причем, не корродируют и не ломаются! Валы в обоих моторах установлены неизвлекаемыми, так что, если в пути Вам все-таки удастся вывести вал из строя, то Вам придется движение прекратить, потому что сменить его самостоятельно невозможно.

Учтите, что "Edgetracker" на полной мощности способен развить скорость 8 узлов. Это с тремя пассажирами на борту, двумя аккумуляторами, одним заправленным топливным баком и тяжелым 25-силным мотором "Honda" на дне лодки.

Совсем неплохо для электромотора, хотя его длинная нога, старается все время зацепить побольше водорослей и, цепляется за все под водой.

Специалисты "Minn Kota" учли этот факт, установив баковое ограждение "BowGuard 360". Этот патентованный "рассекатель" комплектуется только с моторами, предназначенными для установки на баке судна. Устройство отнимает 67 Н силы тяги для приведение в действие защитного приспособления. Это лишний раз снимает все сомнения в способности электромотора решать серьезные задачи в трудных условиях.

Для тех из нас, кому на рыбалке много времени приходится проводить на троллинге или пробираясь между речными отмелями и порогами, придерживаясь средней скорости 2-5 узлов, электромотор должен стать обязательной частью оснащения. Он никогда не потребует для себя бочек вонючей огнеопасной масляно-бензиновой смеси, и его насос охлаждения не забьется, да и на обратном ходу он работает так же уверенно, как и в режиме движения вперед. И уж ничто не сравнится с электромотором в момент запуска — ни хлопков, ни клубов дыма, ни смрада!

Установка

Транцевый мотор "Minn Kota 112T" имеет 10 фиксированных точек регулировки наклона двигателя. Регулирование выполняется простым нажатием кнопки на передней части крепежной струбцины и наклоном ноги мотора до желаемого угла. Мотор "865 MXT" не может регулироваться в вертикальной плоскости, хотя оба мотора можно легко регулировать по высоте навески, для чего достаточно вывинтить барашковую гайку и потянуть ногу выше или ниже — в желаемое положение. Установив желаемую высоту установки ноги, просто затяните барашковую гайку.

Простота эксплуатации

Это ключевое слово для всего электромотора. Он прост в обслуживании и в управлении. На каждом испытанном электромоторе имеется датчик заряда аккумулятора. На моторе "112T" имеется кнопка с четырьмя красными огнями, соответствующими уровню заряда аккумулятора. По мере потери заряда аккумулятором, огоньки на кнопке будут один за другим гаснуть (два горящих огонька соответствуют 50% заряда аккумулятора).

Мотор "865 MXT" оснащен такой же системой, только кнопку не нужно нажимать, чтобы увидеть горящие огоньки, а огоньки горят и гаснут сами. В чем разница — я не знаю, но кнопка мне нравится больше.

Мотор "865 MXT" имеет тягу, по уверениям специалистов "Minn Kota", достаточную для приведения в движение лодки длиной 4-5 метров с водоизмещением до 950 кг. Во время испытаний мы загрузили катер до водоизмещения примерно 700 кг. С баковым электромотором катер смог развить скорость в 7-8 узлов.

Мотор "112" имеет несколько большую тягу и, оказался способен вести наше судно со скоростью 9-10 узлов. С этими двумя моторами мы прекрасно управлялись, причем, баковый способ установки оказался предпочтительнее в стесненных условиях.

Учитывая ужесточающееся экологическое законодательство последнего времени, следует задуматься о высокой цене переоборудования Ваших двухтактных подвесных моторов. Обратите внимание на то, что рыба не любит грохот бензиновых моторов и старается разбегаться. С учетом всего изложенного, не подлежит сомнению, что экологичные, бесшумные и простые в обслуживании электромоторы заслуживают самого пристального внимания.


Перевод статьи
о результатах тестирования электромоторов экспертами австралийской компании JWA,
выполнен Павлом Дмитриевым.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo