Инструкция на русском языке по проектированию корпуса лодки программой "Carene"
Сначала забудьте про всю вводную лабуду об установке в компьютер и документацию. Ни к чему она совсем. Только голову лишним забивать. Вы должены просто знать, что все расчеты в Карине ведутся в наших Русских Рублях, то есть метрах и граммах. Всё!
Итак:

Первый лист, начало построения лодки, то есть днищевая часть. Нажимаем кнопку Chine 1. Chine можно интерпретировать как Линия Борта, хотя, наверняка, есть нормальное Морское название, которого я не знаю. В общем, нажимаем эту кнопку и выскакивает табличка в которой:
X-Y horizontal plane |
Горизонтальные параметры лодки |
Length stern-stem LWL |
Длина лодки по днищу от кормы до носа. |
Position of max beam |
Расстояние до самой широкой части судна. |
Half max beam |
Половина ширины днища (если вставить ширину в 0,5 метра, то общая ширина днища соответственно = 1 метру). |
Half width forward |
Половина ширины по носу лодки (если строим Джон-Бот, у которого два транца – кормовой и носовой). |
Half max afterward |
Половина ширины по транцу лодки |
Power of X forward (2-4) |
Степень округлости носовой части лодки (если смотреть сверху - в плане). |
Power of X aft (2-4) |
Степень округлости кормовой оконечности лодки. |
X-Z vertical plane |
Вертикальные параметры лодки |
Height forward |
Высота днищевого загиба по ахтерштевню, то есть по носовой оконечности лодки. |
Height aft |
Высота по транцу. |
Aft S shape |
S-фактор, то есть радиусность обводов бортов по транцу. |
Forward S shape |
То же, но по носовой оконечности. |
Deadrise (deg/horizontal) |
Угол килеватости днища в градусах, от горизонтали. |
Keel advance angle (degree) |
Угол килеватости носовой оконечности лодки по килевой части. |
Stem incl. (deg/vertical) |
Угол наклона носового транца, если он есть, от вертикали. |
Transom incl. (deg/vertical) |
Угол наклона транца, кормы, от вертикали. |

Далее, когда введены все данные, жмем на Validation, то есть Задействовать или проще говоря, Рассчитать. Появляется чертеж днищевой части лодки.

Жмем на кнопку Chine 2-3, то есть Линия Борта 2-3. Опять раскрывается новая табличка для заполнения:
Вторая, третья и четвертая Планки.
2nd chine |
Вторая Планка |
Height forward |
Высота борта в носу лодки |
Height at B max |
Высота борта в самой широкой части лодки |
Height after |
Высота борта по транцу |
1st plank incl. (deg/horizontal) |
Угол наклона, развала бортов по первой планке |
Chine used |
Планка задействована |
Stem turned in |
Носовой транец повернуть вовнутрь (в случае Джонбота может быть повернут в обеих направлениях) |
Transom turned in |
Транец повернуть вовнутрь |
3rd chine |
Третья Планка |
Height forward |
Высота в носу лодки |
Height at B max |
Высота в самой широкой части лодки |
Height after |
Высота по транцу |
2nd plank incl. (deg/horizontal) |
Угол наклона, развала, бортов по второй планке |
Shear line |
Линия обрезки бортов |
4th chine |
Четвертая Планка |
Height forward |
Высота в носу лодки |
Height at B max |
Высота в самой широкой части лодки |
Height after |
Высота по транцу |
3rd plank incl. (deg/horizontal) |
Угол наклона, развала, бортов по третьей планке |

Опять, жмем Validation и сразу получаем чертеж лодки с тем количеством бортовых планок, которое Вам необходимо.
Далее мы имеем кнопку Draw stations – это всего-навсего кнопка, которая строит Шпангоуты. Ставим в ячейку необходимое расстояние от кормы до шпангоута и жмем ее.
Следующие кнопки на этом листе:
Redraw lines – Перечертить, то есть убрать какие-то линии с чертежа. Например, нарисованные шпангоуты.
Develop – Создать, то есть получить пунктирную выкройку всех Планок на чертеже.
Quit – Выйти.
Теперь командная строка:
New |
Новый |
||
Open |
Открыть |
||
Save: |
Сохранить: |
Data |
Данные |
Lines XYZ |
Линии по XYZ |
||
Lines 2 DXF |
По DXF линии в плане |
||
Lines 3 DXF |
По DXF в объемном виде |
||
Development XYZ |
Расчет по линиям XYZ |
||
Development DXF |
Расчет по линиям DXF |
||
Station DXF |
Шпангоуты, переборки |
||
VRML |
Для просмотра в объемном виде готовой модели лодки |
||
|
Печать |
Data |
Данные |
Drawing |
Чертеж |
||
Development |
Расчеты |
||
Station |
Шпангоуты |
||
All offsets |
Все документы по расчету лодки, то есть все чертежи, все цифирки и т.п. |
||
Printer setup |
Настройка принтера |
||
Quit |
Выход |
Теперь идем к расчету гидро-характеристик лодки.

Правая табличка – Mass budget – расчет массы лодки.
Введите данные только в Зеленые ячейки.
Розовые ячейки зарезервированы для получения результатов расчетов.
(Плотность листа в 10 кг/м² соответствует 12 мм фанере).
От себя могу сказать, что 4 кг/м² соответствует примерно 6 мм фанере.
Bottom and side planks |
Днищевые и бортовые Планки, Панели |
First side plank |
Панель первого борта |
Second side plank |
Панель второго борта |
Other side planks |
Другие борта |
Stations |
Шпангоуты |
Transom plate |
Транец |
Pram bow plate |
Носовой транец |
Bulkhead 1 |
Полка, накрывающая часть носа |
Bulkhead 2 |
Полка, накрывающая часть кормы |
Floor and decks |
Полы и палубы |
Floor 1 |
Первый пол |
Floor 2 |
Второй пол |
Deck |
Палуба |
Deck-1 |
Палуба-1 |
Equipment |
Оборудование |
Engine |
Двигатель |
Ballast |
Балласт |
Passengers |
Вес пассажиров |
Equipment 1 |
Дополнительное оборудование 1 |
Equipment 2 |
Дополнительное оборудование 2 |
Equipment 3 |
Дополнительное оборудование 3 |
* Палубы и полы нужны если Вы строите яхту или каютный катер. Для простой открытой моторки они не нужны. А так, к каждому борту прилагается по полу и палубе.

Левая табличка – Hydrostatic computation – Гидростатический расчет.
Используйте правую табличку для вычисления массы лодки и последующего расчета. Displacement - Водоизмещения и Water level - Ватерлинии.
Дальше можно не читать, всё происходит автоматически, и перейти сразу к голубой полоске:
The keel is in water, chine 1 is immersed – Киль находится в воде, линия первого борта находится в притопленном положении.
Если масса лодки превысит допустимый вес, то в этой строчке появится надпись на красном фоне следующего характера: Warning – the deck is immersed, the boat is sinking!, то есть Внимание – палуба затоплена, лодка тонет!
Displacement – водоизмещение в м3
Z Waterline – Уровень ватерлинии
Pitch angle (deg) – Дифферент на корму или на нос
Compute – расчитать
Quit – выход
После заполнения и расчета правой таблицы, переходим к гидростатике. В этот момент в этой таблице горит кнопка Displacement – Водоизмещение. Ставьте курсор мышки на следующую кнопку, то есть на Ватерлинию. Включаем её. Потом нажимаем Compute и Quit.
Автоматически попадаем на свой чертеж лодки, где будет указаны синим цветом Ватерлиния. Можно многократно переходить на чертеж, каждый раз добавляя в таблице расчета веса новые значения. Каждый раз на лодке будет появляться дополнительная ватерлиния, показывающая осадку лодки по мере наполнения её массой (пассажиры, балласт и т.п.).
Есть еще одна табличка в разделе Сохранить, а именно в Development DXF: тут указывается толщина материала в мм. Заполняем только первые ячейки каждого пункта.
То есть:
Thickness of the bottom – толщина днища
Thickness of side planks – толщина бортов
Thickness of transom – толщина транца
При этом, во вторых ячейках будут автоматически выскакивать рекомендованные цифры, на которые мы благополучно не обращаем внимания!
В конце таблицы несколько кнопок:
Lap strake – стандартный вариант сборки лодки по методу "сшей-и-склей".
Welding and strip planking – сварка или обшивка рейками.
Cancel – Отменить.
И еще:
S-фактор, это фактор учитывающий крутизну изгиба первой планки в месте её соприкосновения с днищем. Или так называемый Скуловой изгиб. Величина изгиба дает физическую возможность получить такой профиль Скулы, который будет являться брызгоотбойником.
Power of X – крутизна изгиба в плане. Чем больше цифра, тем более круглыми будут смотреться обводы лодки в плане. Чем меньше эта цифра, тем более остроносой будет лодка.
Transom incl. – Угол наклона транца. Стоит брать не менее 10 градусов, так как большинство подвесных моторов хоть и имеют регулировочные приспособления, но такой угол дает еще большие возможности по правильной установке угла двигателя на транце.
Для увеличения размера фрагмента чертежа достаточно поставить курсор мыши в угол этого участка, нажать левую кнопку и удерживая её выделить этот фрагмент. Как только Вы отпустите мышку, фрагмент предстанет в увеличенном масштабе. Отменить выделение фрагмента можно дважды щелкнув по любому месту на чертеже, или нажав кнопку Redraw.
Каждый борт имеет по две длинных стороны. Каждая из этих сторон несет наименование Chine. То есть Борт 1 имеет линию Chine 1 и Chine 2, соответственно следующий борт будет иметь линии начиная от линии предыдущего борта, то есть Борт 2 - Chine 2 и Chine 3, потом Борт 3 - Chine 3 и Chine 4.
Устанавливая угол наклона борта на угол больше 90° можно получить конструктивно борт повернутый вовнутрь лодки.