Добавить в избранное | Сделать стартовой  
Форум  
  Обсуждаем и общаемся
Реклама на сайте  
  Для магазинов и производителей
Новости
  Новости мира катеров и лодок
Мастерская
  Информация для судостроителей
Проекты катеров и лодок
  Строим катер сами
Статьи и обзоры
  Читаем и запоминаем
Оборудование
  Все, что всегда пригодится
Лодочные моторы
  Моторы от производителей
Рыбалка и охота
  Для любителей природы
Книжная полка
  Интересно и полезно почитать
Законодательство
  Нормативные акты, лекции
Полезное
  Файлы, программы и прочее
Доска объявлений
  Покупка/продажа
Связь с администрацией
  Написать сообщение
 
 
Рекомендую
Главная Статьи и обзоры
 

На катамаране Аита Пеапеа

 

И. П. Семенов


Название пришло из далекой Океании — родины многокорпусных судов и переводится примерно так: «ничего, не обращай внимания».

Два 4-метровых поплавка из тонкого и прочного брезента разделены каждый на два отсека вшитыми переборками. Внутри отсеков размещаются выклеенные из тонкой эластичной резины надувные емкости, имеющие простейший клапан для нагнетания воздуха с помощью меха. Емкости склеены точно по размеру отсеков и при надувании не растягиваются, что весьма существенно. Растягивающие напряжения целиком воспринимаются более прочной брезентовой тканью. Каждый отсек имеет сверху разрезной клапан, застегивающийся на крючках, через который можно осматривать и ремонтировать резину. Диаметр поплавков 0,6 м. Сверху на поплавках нашиты полосы из брезента, в которые вставляются продольные трубки каркаса мостика — деревянные или из дюралевых труб. Мостик состоит из скрепляющих поплавки поперечин, сосновых реек сечением 25X30 мм и транца из таких же сдвоенных реек с колодкой для крепления подвесного мотора.

Поперечные рейки и транец мы привязываем к продольным связям «крест накрест» крепкой киперной лентой, причем собираем катамаран при не полностью надутых баллонах. На собранный каркас мостика натягиваем кусок прочного двойного брезента с люверсами, который пришнуровывается к продольным и поперечным связям лентой. Надуваем баллоны, и вся конструкция приобретает необходимую жесткость.

Все соединения на киперной ленте достаточно надежны. Мы отказались от винтов, защелок, заклепок, которые зачастую подводят или теряются, и не пожалели. Только для соединения продольных связей из дюралевых трубок сделали муфты с накидными гайками.

Собирать «Аиту» можно даже на плаву. Трое членов экипажа обычно справлялись с этой работой за 30—40 мин. Катамаран достаточно легок — те же трое при необходимости без особого труда переносили его на руках.

Осадка «Аиты» не превышает 150 мм, скорость хода под мотором «Кама» с полной загрузкой — около 9 км/час.

В разобранном виде катамаран укладывается в два компактных свертка весом не более 30 кг (без мотора).

При прохождении особо трудных маршрутов по горным рекам или сильно засоренным водоемам можно надевать на подводную часть поплавков чехлы из плотного прорезиненного брезента для защиты от проколов. А для хранения катамарана места требуется гораздо меньше, чем для байдарки. На зиму его можно засунуть, например, в диван.

Подвесной мотор «Кама» эксплуатировался в самых различных условиях и ни разу не подвел. Во время обкатки и при подготовке северного похода пришлось все же провести с ним «воспитательную» работу, но все это окупилось и «трудновоспитуемый» потом вел себя примерно.

После прибытия в Пертоминск на теплоходе «Мудьюг» мы направились через Унскую губу Белого моря в устье реки Вежмы. Унская губа — это мелководный залив шириной около 15 км, глубоко вдающийся в Онежский полуостров. Во время отлива вдоль берегов возникает широкая полоса мелководья, кое-где из воды появляются подводные камни. Так как нам предстоял семидесятикилометровый подъем по таежной реке вдали от населенных пунктов, то на первый этап пути от Пертоминска до устья Вежмы мы решили арендовать мотолодку у местного жителя.

Байдарка, катамаран, канистры с горючим, продукты, снаряжение — все втиснуто в небольшую каютку мотолодки, и путешествие началось. Спустя три часа открылся низкий, покрытый лесом берег. Вскоре мотор взвыл на предельных оборотах и тут же заглох — срезало шпильку на валу. Вылезаем в воду и, пока меняют шпильку, толкаем лодку по мелководью. Воды чуть выше колена, а берега еле видны. Оказывается, немного поторопились и вышли за четверть часа до начала прилива.

После нескольких таких остановок решаем оставить лодку и идти на своих судах. Прямо на плаву надуваем поплавки, крепим раму, и минут через 45 катамаран готов. Грузим на него все, в том числе и байдарку, после чего остается место только для одного человека. А нас пятеро: три женщины и двое мужчин. Ну что же, самого легкого — на борт, а остальные — пешком по мелководью, благо вода теплая, около 20° С.

Нагруженный катамаран уходит к виднеющемуся вдали берегу. Как-то страшно оставаться посреди водной глади, стоя по колено в воде. Но дно песчаное и крепкое, и вскоре мы уже выбираемся на отмель в устье реки Вежмы, где приткнулась «Аита». На невысоком обрывистом берегу стоит изба, срубленная, видно, в столь давние годы, что нижние венцы вросли в землю. Тишина и покой разлиты над вечерним лесом.

Усталость берет свое. Разгружаем вещи, выкуриваем из избы комаров и налаживаем немудреный походный уют. Белая ночь смотрит на уставших путешественников через запыленные стекла таежной избушки.

В три часа утра, вместе с приливом, который должен закрыть первый порог, выходим вверх по течению. За катамараном на буксире идет байдарка «Ладога» с двумя человеками на борту, остальные трое, бензин и часть груза — на катамаране. Идем хорошо, начинающийся прилив погасил течение, закрыл отмели, и мы в полной мере наслаждаемся ранним утром и живописными берегами. 

Все постепенно «притерлись» на своих местах, пригрелись и начинают дремать. Но вскоре навстречу поплыли хлопья пены, мусор — первый признак приближающегося порога. Проходить его решаем раздельно и пересаживаем одного человека на байдарку. Катамаран первым входит в порог. Мотор визжит на предельных оборотах, а кажется, что не двигаешься. Лишь бросив мельком взгляд на кусты и деревья, видишь, как они медленно уплывают назад. Вот надвигается громадный обомшелый - валун, у которого нужно сделать поворот и выйти наискось к другому сливу. Чувствуешь, как струи воды ударяют в поплавки, но катамаран маневрирует прекрасно. Вот мы уже на спокойной воде, подходим к отмели и сразу сюрприз — на влажном песке свежие отпечатки медвежьих лап, вода только начала заполнять углубления в следе. Быть может, мишка стоял и наблюдал как мы шли через порог, даже хотел дать совет, но постеснялся. Байдарка штурмует порог дважды и оба раза неудачно. Сплавляем им конец и протаскиваем на буксире. Теперь вперед и вперед.

Река становится мельче и уже, берега круче. Песчаные отмели и косы на поворотах сменяются глубокими заводями с затопленными деревьями и корягами, временами плавание походит на слалом. Вот и первый завал. В ход идут пила и топор, и через час катамаран и байдарка проходят препятствие. Тут катамаран проигрывает байдарке, так как он значительно шире ее, но при подходе к следующим завалам, когда приходится обносить суда по берегу, с катамараном справиться проще — он немного легче байдарки, да и покороче. В общей сложности за весь поход нам пришлось преодолеть четырнадцать завалов.

К вечеру первого дня все настолько устали и вымокли, что буквально валились с ног. Причаливаем в заводи у очередного завала и ставим палатки на живописной поляне. После десятичасового хода тишина просто обваливается на нас, но природой любоваться некогда, заедает мошка, надо разжигать костер, варить еду, да забираться под марлевый полог.

Прикидываю результаты дня: десять часов хода, пройдено около 15 км, три завала и порог, расход бензина около 12 литров. Да, результат не очень хорош... Спускаюсь к реке, чтобы проверить швартовку и зачехлить мотор, а то вечером и утром сильные росы. Заодно мочу в бензине тряпку, брызгаю на кусты и траву — это от медведей, здесь их довольно много, всюду встречаем их следы и мятую траву на лежках.

После узкой и извилистой Вежмы, вдоволь намучившись с завалами и перекатами, на пятый день вышли на простор Вежмозера. Озеро имеет в плане приблизительно круглую форму, его размеры четыре на пять километров, берега покрыты хвойным лесом, много небольших заливов и бухточек.

В южном конце озера отходит извилистый, заросший камышом рукав длиной приблизительно километра три. Максимальная глубина озера достигает тридцати пяти метров. Дно около берега песчаное, твердое, кое-где есть каменистые галечные участки. Глубина нарастает постепенно, и в некоторых местах отмели глубиной около метра достигают большой протяженности. Камыш редкий и нигде не образует густых зарослей, зато кувшинок в прибрежной зоне довольно много.

Температура воды в озере вполне приемлема для купания и во время нашего пребывания достигала 20° С.

Прекрасная рыбалка, охота — все это воспринималось нами как заслуженный отдых после трудного подъема вверх по реке. Характерно, что первые два дня даже не пытались заводить мотор и всюду плавали на веслах или под импровизированным парусом. Мы хотели пройти дальше, спустившись по речке Лямце до селения с тем же названием на берегу Онежского залива, но после разведки стало ясно, что нам это не под силу. Пришлось планировать обратный путь вниз по знакомой Вежме. Вниз — не вверх, думали мы, но... чтобы катамаран слушался руля, приходилось держать скорость более высокую, чем течение, что значительно осложняло управление на весьма извилистом и полном опасностей фарватере. Затопленных коряг, острых сучков и ветвей упавших деревьев хватало с избытком. Именно на обратном пути дважды рвалась оболочка катамарана. Происшествие, конечно, не из приятных, но в обоих случаях устранение повреждений у нас занимало не более двух часов.

Сравнивая катамаран и байдарку, хочется отметить, что к концу похода подводная часть катамарана была в полном порядке, так как разрывы происходили выше ватерлинии, а вот байдарка потекла в местах прилегания стрингеров. Особенно доставалось ей на галечных и кремнисто-песчаных перекатах, где оболочку спиливало, как наждаком. Катамаран же спокойно проходил такие места, звеня по камням туго надутыми поплавками.

Мотор тоже с честью выдержал испытание. Не было ни одного случая отказа систем зажигания и питания. Свечи применялись обычные, А-7,5 УС или СН-201, лишь на обратный морской переход по Унской губе я поставил СН-201 в герметичном исполнении. Установленная в моторе муфта со стальными кольцами неоднократно спасала положение, так как срезанная шпилька заедала во втулке винта, а проскальзывание муфты спасало шестеренки и вал. Лопасти винта были, конечно, порублены, но не настолько, чтобы его выбрасывать.

На обратном пути решили побывать на озере Сеяцком, расположенном в непосредственной близости от реки, но выше ее уровня метров на пятнадцать. Озеро очень красиво, длина его четыре, ширина два километра. Удивительно прозрачная и вкусная вода, много рыбы, вокруг сосновые боры с грибами и ягодами, живописные островки. На этом озере катамаран выдержал еще одно испытание. Утром мы втроем отправились на рыбалку в дальний конец озера. Увлеклись и не заметили, как погода переменилась, и сильный шквальный северный ветер развел приличную волну. Осторожно вышли из-за мыса и видим — все озеро покрыто белыми барашками, ветер гонит водяную пыль, и по волнам длинными полосами тянется пена. Наш лагерь находился на острове, до которого было около трех километров. Решаем идти. За поплавки и конструкцию я был спокоен, но боялся, что может залить мотор. Брызги и водяная пыль летят через катамаран, поплавки звенят от ударов волн, мотор прыгает и подвывает на транце. Накидываю на него чехол и держу двумя руками. Вымокшие, продрогшие, но довольные высадились в нашей бухте.

Для волока в Вежму мы нашли узкий перешеек с большим перепадом высот. Чтобы облегчить работу, сделали из прочного троса воздушную подвесную дорогу, благополучно спустили по ней на карабинах наши лодки и все снаряжение. Одним духом проходим порог, и через час мы снова в устье Вежмы. Заправляем остатками бензина бачок, распределяем груз, проверяем поплавки и все крепления и выходим на простор Унской губы. Байдарка идет сзади на 15-метровом буксире. Погода прекрасная, синее небо с легкими облачками и слабый ветер с зюйда силой до 1,5 балла. Идем под прикрытием высокого берега, держа курс на виднеющийся вдали лесистый мыс. После первых тревожных минут все свыкаются с новым положением, перестают крутить головами и задавать ненужные вопросы. На байдарке тоже порядок: рулевой держит курс в кильватер, а наша собака лайка, потоптавшись в кокпите, улеглась спать. Но ничто так не переменчиво, как море. Из распадка дунул свежий ветер, волны за кормой стали вздыбливаться и с шипеньем прокатываться под палубой. Байдарку временами вообще не видно, лишь торчат над волнами вязаные шапочки экипажа.

Оба судна отлично всходят на волну, и мы идем совершенно сухие. Начался отлив, надо успеть подойти поближе к берегу. Вот вдали показались белые дома Пертоминска. Сильное отливное течение в горле залива помогает нам, и через некоторое время катамаран и байдарка уткнулись в песчаный берег. Шумит ветер в прибрежных соснах, кричат чайки, пахнет водорослями, рыбой, морем.

Моем пресной водой мотор, сушим поплавки и «шкуру» байдарки. Теперь на теплоход, и домой. Прощай, северный край, вернее, до свидания.

 
 

При полном или частичном использовании материалов данного сайта, ссылка на сайт "boatportal.ru" обязательна как на источник информации.

Автоматический импорт материалов и информации с сайта запрещен.

Условия копирования материалов
Размещение статей