В. Г. «Катера и яхты» №1 (65) январь-февраль 1977г.
Надежная стоянка для лодки
Интересен опыт наших северных соседей. В Финляндии и Швеции получили широкое распространение плавучие причалы с У-образными бумами, одна из конструкций которых показана на рисунке. Бум 2 выполняется из трубы или швеллера 70 X 40 мм при длине 4,5—6 м либо сборной конструкции из двух швеллеров (40 X 100 мм при длине до 8 м). Внутренний конец бума и распорок 3 крепятся на шарнирах 4 к бону 5, а на внешнем конце закрепляется поплавок 1 из пенопласта.
Большой формат чертежа для печати
При швартовке лодка вводится в свою секцию между двумя соседними бумами и жестко раскрепляется парой носовых и кормовых швартовов. Для удобства выхода экипажа из более крупных судов на бумах может быть сделан легкий настил 7. При описанном оборудовании причала, ширина каждой секции может всего на 150 — 200 мм превышать ширину лодки. Судно колеблется вместе с боном и бумами, поэтому существенно смягчаются рывки в швартовах, передающиеся на дельные вещи. Надежность стоянки и положение лодки у бона не зависят от уровня воды и направления ветра, исключаются повреждения соседних лодок при швартовках.
При организации стоянки суда группируются у определенных бонов, снабжаемых бумами необходимой длины и создающих секции соответственно средней ширине судов. При ограниченной длине причалов бумы могут быть выполнены со скользящими по направляющей 6 шарнирами, конструкция которых позволяет раздвигать их в точном соответствии с шириной каждого отдельного судна.
У-образные бумы и железобетонные боны длиной до 30 м выпускаются шведской фирмой «Свенска Понтона АБ».
Что происходит с нашими стоянками?
Таким вопросом задается американский журнал «Rudder», поместивший в одном из своих номеров подборку писем читателей и интервью с владельцем «марины» — благоустроенной стоянки на восточном побережье США.
Общая жалоба владельцев яхт, катеров и мотолодок — непомерно возросшая стоимость стояночных мест. Читатель из Джорджии сообщает, что за последнее время годовая плата (она взимается в зависимости от длины судна) возросла с 9 до 18 долларов за фут (0,3 м). Другой читатель, владелец 10-метрового рыболовного катера «Викинг», возмущен тем, что за сезон— с июня по сентябрь — ему пришлось уплатить за стоянку 600 долларов.
— Ничего не остается, как отказаться от услуг марин и погрузить судно на трейлер — заявляют владельцы мотолодок.
У предпринимателя — владельца марины — свои резоны. Резко возросшая цена на электричество, отголоски нефтяного кризиса — все это делает содержание марины нерентабельным.
— Я не знаю ни одной новой стоянки на восточном побережье, построенной за последние три года, — заявляет предприниматель. Правительство не вкладывает средств в строительство марин, а такие работы, как углубление дна в бухте, частным предпринимателям обходятся слишком дорого.
— Как бы то ни было, я хочу получать свои 7%, — заключает владелец марины. В конце концов я торгую не хлебом, а местами для хранения игрушек взрослых людей.