Вы здесь

Водолет „СКИФ"

Водолет „СКИФ"

01.03.2013 Автор: 0 9554
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Э. А. Станчук, А. В. Данилко «Катера и яхты» №2 (66) март-апрель 1977г.

 

Водолет „СКИФ"

scif

Работы по созданию па­русной яхты на подводных крыльях были начаты в общественном конструкторско-технологическом бюро «Смарагд» Николаевского корабле­строительного института еще в 1971 г. Одна из испытанных моделей — три­маран на подводных крыльях — экс­понировалась на Всемирной выстав­ке в Японии «Море и его будущее» в 1975 г. Первый построенный натур­ный образец, в котором была ис­пользована трехпоплавковая схема с ферменной несущей конструкцией и подводными крыльями авиационного профиля при испытаниях под пару­сом на крыльевой режим движения не вышел. Велики оказались вес кон­струкции и сопротивление воды в момент выхода на крылья при огра­ниченной тяге парусов.

В результате доводки и появился проект нашего «водолета», не похо­жего ни на швертбот, ни на много­корпусную яхту традиционного типа.

В новом варианте основу судна составляет обтекаемый корпус со значительным удлинением, благодаря чему сопротивление воды как в водоизмещающем режиме, так и при выходе на крылья оказывается ми­нимальным. Носовая пара V-образ-ных подводных крыльев закреплена на поперечной балке объемной кон­струкции. Такой же формы кормо­вое крыло (оно может вращаться вокруг вертикальной оси) обеспечи­вает поворотливость судна.

Шпангоуты корпуса вырезаны из бакелизированной фанеры, продоль­ный набор из сосновых реек. По­перечная балка имеет конструкцию, аналогичную  самолетному крылу с нервюрами из бакелизированной фа­неры. Корпус и балка обшиты авиа­ционной фанерой. Вся конструкция с парусным вооружением весит 120 кг, что на 80 кг меньше, чем в пер­вом варианте. Для яхты было ис­пользовано штатное парусное воору­жение от катамарана класса В со сквозными латами на гроте.

Первые испытания в сентябре 1975 г. показали, что отказ от трехпоплавковой схемы оправдался — яхта стоит на спокойной воде с не­большим креном, при этом попереч­ная балка частично входит в воду и, так как она объемная, ее погружен­ная часть создает достаточный вос­станавливающий момент. Осадка судна и дифферент совпали с рас­четными.

scif2

При ветре 7 м/с под гротом пло­щадью 14 м- и с одним рулевым на борту судно на курсе бакштаг вы­шло на крылья. Возможности заме­рить скорость не было, но по ви­зуальному наблюдению с берега она была не меньше, чем у гоночного катамарана при таком же ветре. Пройдя несколько сот метров, при­шлось привестись к ветру, и яхта плавно опустилась корпусом на во­ду. Нужно отметить, что на полных курсах до галфвинда включительно, судно ходит на крыльях. Попытка сделать поворот оверштаг и пойти
в лавировку для набора высоты окончилась неудачей. С одним гротом на «Скифе» невозможно сделать
поворот против ветра, так как без стакселя сильно нарушается центров­ка, и яхта на острых курсах приво­дится.

Форма крыльев и принятые углы атаки обеспечивают разгон судна, выход его на крылья и движение в этом режиме без активного вмеша­тельства экипажа и не требует ни­каких подвижных следящих систем. Кроме того, конструкция крыла не имеет вертикальных стоек, что уменьшает его смоченную поверх­ность. Крылья работают наиболее эффективно при небольших углах атаки а = 0,5/30.

Предварительные испытания по­казали соответствие выполненных нами теоретических расчетов и практических результатов.

Летом 1976 г. испытания водоле­та были продолжены. Выходы на яхте производились с полным парус­ным вооружением (грот от шверт­бота класса «Финн» и стаксель от швертбота М). На борту находились рулевой и матрос.

Результаты испытаний показали, что яхта при ветре 6—7 м/с с пол­ным парусным вооружением и дву­мя членами экипажа на борту сво­бодно выходит на крыльевой режим на курсе бакштаг и держится в та­ком режиме до курса немного острее галфвинда. Управление ях­той не трудно, поворот оверштаг удается производить без обратного хода. Вот только на курсе галфвинд при усилении ветра «Скиф» трудно откренивать.

В целом водолет оправдал наши ожидания. Разработка усовершен­ствованного образца яхты продолжается.

 

 

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo