Вы здесь

Пластмассовая мини-яхта «Ассоль»: перспективы производства

Пластмассовая мини-яхта «Ассоль»: перспективы производства

11.03.2013 Автор: 0 11052
Facebook Twitter Google+ Pinterest

В. М. Кириллов «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.

 

Пластмассовая мини-яхта «Ассоль»: перспективы производства

assol1

Основные данные яхты

Длина наибольшая/по КВЛ, м - 5,53/4,90

Ширина наибольшая/по КВЛ, м - 1,96/1,64

Высота борта на миделе, м - 0,76

Габариты без мачты, м - 5,83X2,00X1,87

Осадка плавником/швертом, м - 0,6/1,2

Водоизмещение порожнем/полное, кг - 630/1070

Площадь парусно­сти (вооруже­ние — бермудский шлюп), м2 - 11

 

Назначение: Яхта типа компромисс (балластный киль-плав­ник со швертом) предназначена для прогулок и туризма по внутренним водным путям и прибрежным зонам морей при волнении до IV баллов. Район плавания определяется мест­ной судоходной инспекцией. Пре­дельная грузоподъемность — 400 кг. Пассажировместимость прн ходе под парусами — 4 чел. Допустимая мощность подвесного мотора — 12 л. с.

Прошло более четырех лет с тех пор, как в нашем ЦКБ «Нептун» был разработан проект этой мини-яхты (первое сообщение о ней в сборнике появилось в 1973 г. в «КЯ» № 43). Основная задача, ко­торую ставили  конструкторы «Ассоли», была непростой: создать деше­вое парусное судно для семейных прогулок и туризма, максимально бе­зопасное, неприхотливое в эксплуа­тации. Имелось в виду, что капита­нами яхты могут оказаться люди, не прошедшие длительной подготовки в яхт-клубах, да и семейные экипажи наверняка будут менее опытны, чем на спортивных крейсерских яхтах. Чтобы обеспечить необходимую для таких условий простоту управ­ления и безопасность плавания, пло­щадь парусности на яхте-компромиссе «Ассоль» принята сравнительно небольшой (грот — 9,3 м-, стаксель — 4,36 м2), мачта сделана невысокой (габарит от КБЛ — 7,4 м), примене­на простая схема раскрепления мач­ты стоячим такелажем. Гик снабжен патент-рифом.  Кокпит выполнен  самоотливным, верхний край комингса входа в кагату доведен до уровня борта. Бес балластного плавниково­го киля и шверта невелик (160 кг), но благодаря дополнительной остой­чивости, создаваемой формой над­стройки, входящей в воду при крене, яхта лечь парусами на воду прак­тически не может.

assol2
assol3
assol4

Общее расположение.

1 — подмачтовый пиллерс; 2 — плавниковый киль с балластом 5; 3—шверт; 4 — швертовый колодец; 6 — крышка люка в переборке для доступа в форпик; 7—трубка шпигата; 8—иллюминатор; 9—-трап; 10—якорь в ахтерпике 11 — крышки рундуков; 12 — ахтерлюк; 13 — сдвижной люк; 14—носовой люк.

assol5

Три поперечные переборки, за­полнение пенопластом нижней части корпуса в носу и использование пе­нопласта в трехслойных конструк­циях палубы и крыши надстройки обеспечивают непотопляемость яхты при затоплении любого отсека — да­же самого большого из них (каюты). Наконец, не забыта и защита от уда­ров молнии.

Применение стеклопластика, как показал опыт эксплуатации первых мини-яхт, позволило    существенно уменьшить затраты времени и труда на поддержание судна в пригодном для службы состоянии. Отпала необходимость в ежегодной очистке корпуса от старой краски,  шпаклевке, окраске:    достаточно вымыть его водой,   чтобы он снова выглядел как новый. Корпус из стеклопластика не имеет шпангоутов и стрингеров, благодаря чему внутренние помещения яхты получились более просторными, чем на деревянных судах такой же длины (по КВЛ — 4,9 м). Стремясь    уменьшить    стоимость яхты, мы  вынуждены были идти на упрощение оборудования. Пришлось отказаться   от   мягких   матрацев   на койках-рундуках, от столика и шкафчиков  в  каюте;  в  снабжении яхты нет якоря и дополнительных парусов для слабых ветров (завод дает только дополнительный штормовой стаксель площадью 2,0 м2). Конечно, на яхту можно было бы поставить ходовые  огни,  устройство  для закрутки стакселя, стопора, шкотовые лебедки,  однако   изготовление  таких  деталей при мелкосерийном производстве   обошлось   бы   очень   дорого! Поэтому и было решено предусматривать только самое необходимое оборудование,    имея   в   виду,   что остальное владельцам яхты   будет дешевле    сделать самим  соответственно вкусу и возможностям.

Со своей стороны ЦКБ совместно с заводом-строителем провело ряд работ по подготовке варианта с повышенной комфортабельностью: но­вую «Ассоль» предполагается обору­довать столиком и мягкими матра­цами, релингом на носовой части палубы. Стоимость ее и потребность в таких более дорогих яхтах будут определены в течение 1977 г.

Надо подчеркнуть, что «Ассоль» — первая яхта, поступившая у нас в розничную торговлю. Именно поэто­му существуют значительные слож­ности с определением спроса и приемлемого уровня цен на подоб­ные суда, а следовательно, и слож­ности с развертыванием серийного производства. На сегодня ясно одно: промышленность может выпускать столько яхт, сколько будут требовать торговые организации. Однако, не­смотря на то, что «Ассоль» в течение четырех последних лет демонстри­руется на общесоюзных оптовых яр­марках и многих выставках, работ­ники торговли до Сих пор не могут оценить действительный спрос на нее и заказывают минимальное количество, заведомо не удовлетворяю­щее потребности рынка. В 1975 г. Петрозаводский судостроительный за­вод «Авангард» изготовил 21 яхту, в 1976 г.— 25; все эти суда без тру­да были реализованы торговой сетью. Планами на 1977 г. предусмотрен выпуск 45 яхт (кроме завода «Аван­гард» производство яхт осваивается и на Сосновском судостроительном заводе). Удовлетворит ли это имею­щуюся потребность?

Можно сказать только то, что в ЦКБ приходит много писем с прось­бой посодействовать в приобрете­нии «Ассоли». Мы вынуждены через сборник рекомендовать этим товари­щам обращаться непосредственно на местные оптовые базы спорт- или культтоваров: только базы, являю­щиеся посредниками между магази­нами и заводами, могут учесть заяв­ки и заказать нужное количество яхт. Заводы не рискуют расширять производство, не имея достаточных гарантий на реализацию товаров со стороны торговых организаций.

В заключение добавлю, что ЦКБ в содружестве с заводом-строителем продолжает работать над усовершен­ствованием яхты: без повышения ут­вержденной стоимости в конструк­цию «Ассоги» вносятся изменения, улучшающие ее эксплуатационные качества и внешний вид. Так, яхты постройки 1977 г. имеют шпигаты на банках в кокпите, имеют приспособ­ления для запирания каюты. На пе­реборке со стороны кокпита постав­лены две утки для крепления стак­сель-шкотов, а в каюте на этих же местах — крючки для одежды. Пере­делан вход в каюту для улучшения водозащищенности и внешнего вида. Чаще всего в письмах, присылае­мых в редакцию сборника и в ЦКБ, затрагивается вопрос о выборе пло­щади парусности. Этот выбор сделан на основании анализа остойчивости судна с учетом высказанных ранее соображений безопасности плавания. Для примера оценим условный угол крена 9° по сравнительному крите­рию

assol6

где S—площадь парусов, м2; lкр — плечо   кренящего  момента, м; D — водоизмещение, m;  h — поперечная метацентрическая высота, м. Для «Ассоли»

assol7

т. е. практически не отличается от среднего значения для других малых крйсерских яхт.

Отношение S1/2/D1/3 , характери­зующее способность яхты нести парусность заданной площади в силь­ный ветер, для большинства яхт рассматриваемого класса лежит в пределах 3,8 4- 4,5. Для «Ассоли» оно равно 3,7, т.е. опять-таки мало отли­чается от нормальных значений (уч­тем, что это все-таки не спортивное судно!). Другими словами, для лавировки и сильных ветров (для «Ассо­ли» это 5 — 6 баллов) парусов впол­не достаточно. Нехватка парусности может ощущаться только в слабый ветер и на полных курсах. Следова­тельно, речь может идти только о дополнительных парусах!

«Энерговооруженность» яхты в слабый ветер можно оценить отно­шением S/Q, где Q — площадь смо­ченной поверхности. Обычно это от­ношение лежит в пределах 1,9 4-3,0. У «Ассоли» оно равно 13,66:В,8 = 1,55, т.е. несколько ниже. Действительно, генуэзский стаксель площадью 8 м2 и спинакер площадью 14 — 15 м2 не были бы лишними в ее комплекте. Но не будем забывать о безопас­ности: при внезапном усилении ветра такой стаксель надо будет успеть вовремя заменить меньшим, а спина­кер уметь быстро убирать, яхту же мы рассчитывали на людей, не име­ющих достаточной практики. И вто­рое: введение в комплект одного только генуэзского стакселя пло­щадью 8 м2 подняло бы цену яхты сразу на 450 — 500 рублей, так как пришлось бы ставить еще и шкото­вые лебедки (с такой Генуей без лебедок справиться уже трудно). Спинакер обойдется еще дороже! По мере совершенствования тех­ники управления яхтой можно реко­мендовать желающим применять на «Ассоли» стаксель и спинакер от «Летучего Голландца».

Принимая во внимание, что «Ас­соль»— наш первый опыт в деле внедрения паруса в среду любите­лей водного туризма, мы очень вни­мательно относимся ко всем их за­мечаниям и пожеланиям. Как и рань­ше, мы обращаемся к владельцам «Ассоли» с просьбой написать о своих впечатлениях, об опыте эксплуатации и обнаруженных недо­статках.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo