В. М. Алексеев, М. А. Ульянова «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.
Проект многоцелевого катера
Основные данные катера
Длина наибольшая, м - 10,85
Длина расчетная, м - 9,70
Ширина, м - 3,52
Высота борта, м - 1,96
Осадка по КВЛ, м - 0,75
Водоизмещение, т - 8,8
Пассажировместимость, чел. - 20
Скорость, уз - 19
Существует большая потребность в многоцелевом мореходном катере, который мог бы развозить рабочих или экскурсантов, обслуживать соревнования по парусному спорту и т. д. и т. п. Проанализировав многочисленные и зачастую противоречивые требования к такому судну, мы следующим образом определили его основные черты. Катер должен принимать на борт до 20 чел. (экипаж 1—2 чел.), сохраняя при этом остойчивость, соответствующую требованиям Речного Регистра РСФСР к судам класса «О», и имея скорость хода порядка 18 уз. Необходимо иметь не менее двух изолированных помещений—для пассажиров и экипажа, а также камбуз, гальюн, умывальник (желательно душ). Следует предусмотреть мостик, улучшающий обзор; на нем могут работать судьи соревнований, дежурить работники ОСВОДа; с площадки мостика должно быть удобно переходить на другие суда с высотой надводного борта около 2 м. Площадь палубы должна быть достаточной для размещения обслуживающего персонала на парусных гонках и зрителей; следует предусматривать трап и площадку для работы с людьми, находящимися на низкобортных судах, или пострадавшими на воде. Движитель должен быть безопасным для плавающих в воде людей, способным работать и на мелководье.
Этому комплексу требований во многом соответствует проект, разработанный в студенческом кружке малотоннажного судостроения Ленинградского института водного транспорта по просьбе Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения.
Для обеспечения мягкого хода на волнении применены выпуклокилеватые обводы днища с развитой скулой. В качестве основного конструкционного материала выбран стеклопластик. Главный двигатель — дизель «ЗД6Н» мощностью 235 п. с, распространенный на речном флоте (для увеличения скорости хода можно установить дизель «ЗД20»); в качестве движителя предусмотрен водомет. Детально разработана схема общего расположения. За форпиком находятся каюты: одна на 2 или 4 чел. с диванами, съемным столиком и аварийным выходом на палубу рубки, вторая — на 4 чел. Каюты от моторного отсека отделены санузлом и камбузом. Машинное отделение (полностью закрытое) имеет звукоизоляцию. В корме выгорожен отсек водометной установки. Катер при затоплении всех кают (даже с 20 пассажирами на борту) или моторного отсека остается на плаву: блоки пенопласта заполняют пространство за спинками диванов.
Над машинным отделением под рубкой слева расположен пост рулевого. Над постом рулевого расположен мостик с дублирующими приборами управления катером.
Из рубки в кокпит можно попасть через раздвижные двери; в кокпите установлен диван-рундук. У самой поверхности воды на транце предусмотрена откидная деревянная площадка. На нее ведет складной трап, сваренный из труб легкого сплава. Под площадкой и на форштевне имеются буксирные рымы.