boatportal_700x125.jpg

Вы здесь

Главная
» Статьи и обзоры » За 50-километровый рубеж на серийном «Прогрессе».

За 50-километровый рубеж на серийном «Прогрессе».

За 50-километровый рубеж на серийном «Прогрессе».

17.03.2013 Автор: 0 9781
Facebook Twitter Google+ Pinterest

К. С. Константинов «Катера и яхты» №2 (66) март-апрель 1977г.

За 50-километровый рубеж на серийном «Прогрессе».

Первенство Латвии на туристских лодках

 

Когда при подготовке к публикации в №60 материала о вод­но-моторных соревнованиях турист­ских судов в Лиепае мы встретились с утверждением, что скорость «Прог­ресса» с «Вихрем» превышала на пря­мой 50 км/ч, у сотрудников редакции появилось и некоторое сомнение, и большой интерес. Но не только срав­нительно высокие скорости, показан­ные участниками гонок на обычных прогулочно-туристских мотолодках, побудили нас принять приглашение организаторов и приехать на следую­щие их соревнования. Состязания на прогулочно-туристских судах— явле­ние пока не очень частое. И вовсе не потому, что нет потребности в таких встречах, как раз наоборот! Но обыч­но мешает то, что разобщенным водномоторникам организовать такие встречи трудно. И только там, где су­доводители-любители сумели обьединиться в мощные водно-моторные клубы, появляются и такие соревно­вания. Вспомните, например, упоми­навшиеся в сборнике гонки киевских судоводителей-любителей, соревнования, проводимые московским ВМК «Меридиан», ленинградским ВМК «Балтиец»...

Лиепайские водномоторники су­мели продвинуться в этом деле, по­жалуй, дальше всех — организовали первенство республики на прогулоч­но-туристских мотолодках. Тради­ционное увлечение латышей техниче­скими видами спорта и накопивший­ся— почти 10-летний — опыт прове­дения водно-моторных соревнований меньшего масштаба помогли им в  этом.

Первые гонки на прогулочно-ту­ристских мотолодках состоялись в 1968 г. Возникли они стихийно — как проявление простого желания десят­ка любителей «прикинуть» скорости. Первый опыт понравился, в следую­щем году городской комитет ДОСААФ организовал «Марафон-Лиепая»— так стали называть эти со­ревнования. Трасса марафона неиз­менно прокладывается по неглубоко­му Лиепайскому озеру, вытянувше­муся вдоль морского побережья. Даже во время сильных штормов, когда западные ветры запирают пор­товый канал — устье реки Барты, об­разующей в разливе Лиепайское озе­ро, ветер не может развести на нем сильной волны. Стоит отметить, что из Лиепаи довольно трудно выйти во

внутренние водоемы страны, поэтому-то дальние туристские плавания здесь менее популярны, чем гонки. И не случайно здесь традиционным требо­ванием к большинству мотолодок стала скорость. Скоростной мара­фон— маршрутная гонка на 120-150 км — с 1970 г. становится частью обширной спортивной программы, куда входят уже и кольцевые заезды на 5, 10 и 15 миль. При разработ­ке Положения за основу принимают­ся действующие «Правила соревнова­ний по водно-моторному спорту СССР», но их несколько дополняют (например, разрешают любые усо­вершенствования лодок и моторов, рекомендованные в сборнике «Кате­ра и яхты»).

В 1973 г. организацией соревнова­ний начинает заниматься город­ской спортивно-технический клуб ДОСААФ, возглавляемый А. Ж. Лагздыньшем. Большую помощь клубу оказывает рыболовецкий колхоз-мил­лионер «Большевик», имеющий силь­ную водно-моторную секцию. На старом Перконском канале разбили трассу, появились стартовые часы, была организована своя судейская бригада.   Участником   соревнований здесь может стать каждый член СТК, имеющий серийную мотолодку и мотор. Приняв старт однажды, редко кто пропускает следующие соревно­вания! Престиж этих гонок среди водномоторников города довольно вы­сок.

 progress1

«Прогресс» под №31 — победитель серии гонок в классе ТС-Р. Экипаж в составе Э. Малиновскиса и Д. Круминьша.

 

С большим энтузиазмом относятся к этим соревнованиям и жители го­рода. Лиепая узкой полоской земли втискивается между озером и морем. Редкая семья этого портового города со 100-тысячным населением не свя­зана с трудом рыбака или морехода, а уж отдых каждой из них непремен­но связан с водой!

Яркие плакаты, транспаранты, приглашающие на берег Перконского канала на лично-командное первен­ство Латвийской ССР на туристских судах, — это первое, что бросалось в глаза любому гостю Лиепаи в конце сентября прошлого года. В день на­кануне старта до темноты не смолка­ли моторы: к причалам лодочной станции колхоза «Большевик», где работала техкомиссия, подходили мо­толодки. Большинство участников были на «Казанках» и «Прогрессах», но в привычном первозданном виде эти лодки видеть не пришлось: ни на одной не было стекла, пайолы и штат­ные сиденья были сняты, многие кор­пуса имели по транцу защитные по­ручни, которые оберегали корпуса и моторы на случай столкновения. Ког­да некоторые из прошедших техкомиссию мотолодок вытаскивали на берег и переворачивали, на носовой половине днища можно было обна­ружить килек для улучшения маневренных качеств, днище большинства лодок было тщательно отполировано и покрыто графитовой смазкой.

Значительной доводке были под­вергнуты и сами моторы. Отполиро­ваны впускной тракт и продувочные каналы,   удалены   шестерни заднего хода, установлены по два стальных узких поршневых кольца в одной ка­навке, увеличена степень сжатия в картере. Двигатели работают на обо­ротах значительно выше номинальных и поэтому топливная смесь приготов­ляется с касторовым маслом и до­бавляется дисульфит молибдена. Установлены двухлопастные полиро­ванные винты. Словом, масса всяких ухищрений и усовершенствований, заимствованных и у профессиональ­ных гонщиков, и из раздела «Кон­сультирует конструктор», публикуе­мого в сборнике, и придуманных самими. Некоторые из них одобрения конструкторов, возможно, не вызвали бы. Не беремся судить, но факт ос­тается фактом — большинство мото­ров работает по 5 — 6 лет, «накручи­вает» в обычном эксплуатационном режиме за сезон свои 100—150 ча­сов, причем работа умело доведенно­го двигателя отличается большей на­дежностью, чем серийного. В прави­лах соревнований сделаны и ограни­чения, например, нельзя растачивать цилиндры, применять дополнительные карбюраторы, несерийные детали и узлы зажигания и т. д.

Утром 25 сентября маршрутные автобусы, следующие в Сторону Пер­конского канала, были переполнены. Вдоль канала выстроились автомаши­ны зрителей. День выдался холодный, с часто налетающим дождем. Восточ­ный ветер, дующий с побережья, уг­нал воду, из-за резко понизившегося уровня в озере пришлось отменить маршрутную гонку. Вместо нее дает­ся старт 45-минутной гонке на про­хождение наибольшего числа кругов. Наблюдая за расстилающими за кор­мой водяную пыль «Прогрессами» и слаженной, отточенной работой эки­пажей на поворотах, когда они раз­ворачивают лодку на 180°, почти не сбрасывая газ, убеждаешься, что упоминавшиеся в отчете скорости соот­ветствуют действительности. Это подтверждают и заезды на 5, 10 и 15  миль.

Особенно ровно без всяких поло­мок и «нулей» проходит все заезды младший класс — ТВ — мотолодки с подвесными моторами объемом до 350 см3. Все шесть мотолодок, вышед­ших на старт, — «Казанки» с «Нептунами-23». Победителем в этом классе становится экипаж колхоза «Больше­вик» К. Саулитис и А. Юрмалис. У них и самая высокая скорость на круг в этом классе, показанная в 15-миль­ной   гонке, — 51,1   км/ч.

Следующий класс — ТС — мото­лодки с моторами объемом до 500 см3 — пришлось разбить на два класса: ТС-Р — тяжелый, в котором выступают «Прогрессы» и «Нептуны», и легкий — ТС-К «Казанки» и «Крымы» с «Вихрями». В «тяжелом» классе ис­пытание всех заездов выдерживают шесть экипажей, а победителями ста­новятся Э. Малиновские и Д. Круминьш—молодые ребята из лиепайской «мореходки», готовящиеся стать механиками на рыболовных трауле­рах родного колхоза. Судейские се­кундомеры фиксируют их высшую скорость в этом классе, показанную в 5-мильной гонке, — 45,8 км/ч. Меж­ду заездами ребята дремлют на ос­тывающем осеннем солнце—вся ночь ушла на замену расплавившего­ся накануне поршня...

«Легкий» класс ТС-К заканчивает серию гонок без потерь — все девять «Казанок» получают зачетные очки. И в этом классе побеждает экипаж колхоза «Большевик» — Т. Фрицкаус и У. Буш, участвующие в соревнова­ниях с 1969 г. У них и лучший резуль­тат скорости в этом классе — в 5-ми­льной гонке они показали 52,9 км/ч на   круг.

 progress2

На соревнованиях в Лиепае в одном заезде можно было увидеть и серийные туристские мотолодки, и спортивные, построенные по чертежам сборника.

В свободном классе — TF—с подвесными моторами до 1000 см3—все заявленные лодки были самодельны­ми. Среди них снеговая трехточка и гоночный катамаран, рассчитанные и построенные по материалам сборни­ка. Обычно этот класс собирает мно­го участников, но на этот раз было заявлено только четыре лодки. Едва не выбыл из соревнований много­кратный победитель в этом классе — экипаж автотранспортного предприя­тия в Лиепае О. Седлениекс и Г. Вейте. Накануне вечером во время трени­ровки с их старенького «Вихря» сор­вало маховик. Но за ночь они сумели подготовить мотор к гонкам. Но даже и они, как впрочем и все участники в этом классе, не смогли пройти все гонки ровно, без «баранок». Лучшую скорость победители показали в 10-мильной   гонке — 59,7  км/ч.

В командном зачете победителя­ми первого первенства Латвии по водно-моторному спорту на турист­ских судах становятся спортсмены рыболовецкого колхоза «Большевик». Второе место заняли спортсмены лиепайского молочного комбината, третье — команда деревообрабаты­вающего комбината «Балтия». Сравнивая результаты Соревнова­ний с показанными в 1975 г., неволь­но замечаешь: имена победителей повторяются. И думается, здесь про­является сбоя закономерность: уро­вень развития любительского водно-моторного спорта в городе достиг той стадии, когда досконально изуче­ны все особенности соперников, ког­да от них не ждешь неожиданностей, а без этого дальнейшее совершенст­вование невозможно. И, по нашему мнению, заслуживает поддержки стремление организаторов соревно­ваний выйти за пределы города, а потом и республики — на арену об­щесоюзных соревнований судоводи­телей-любителей. Опыт прошлого года в этом отношении не совсем удался—по разным причинам не смогли приехать спортсмены из Стучки, Рои, Риги.

Можно оспаривать некоторые по­ложения правил лиепайских соревно­ваний; наверняка, например, у киев­лян или москвичей правила и условия проведения таких соревнований свои. Главное то, что потребность в таких встречах существует, что такие сорев­нования  повышают мастерство, грамотность, дисциплину и творческую активность наших водномоторников-любителей.

Огромную пользу в этом деле принесла бы ФВМС СССР, взяв под свою опеку организацию соревнований на туристских судах, разработав единые правила. Видимо целесооб­разно эти соревнования проводить под руководством комиссии по мно­годневным спортивным плаваниям ФВМС СССР, узаконившей в конце прошлого года появившийся в Эсто­нии новый вид спорта — водно-моторные  ралли.

Такие соревнования могли бы стать хорошим полигоном и для на­шей промышленности, выпускающей прогулочные суда и подвесные мото­ры. Ведь проводятся же соревнова­ния на серийно выпускаемых автомо­билях!

...Провожая нас в Риге на самолет, Айвар Лагздыньш, председатель СТК по туристским мотолодкам г. Лиепаи, торопился, — рижские коллеги, выз­вавшиеся провести второе первенство Латвии среди туристских судов, жда­ли его для осмотра акватории буду­щих соревнований…

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo