В. В. Мельвид «Катера и яхты» №2 (66) март-апрель 1977г.
Буер-амфибия
В 1927—1928 гг. в яхт-клубе «Металлист», располагавшемся тогда на Вольном острове в Ленинграде, был построен и в течение 3—4 лет эксплуатировался «парусный гибрид» швертбота с буером, предназначенный для хождения как по воде, так и по льду. Называли мы его тогда «скутер», наверное, за плоскодонный, с небольшим закруглением корпус, имеющий на днище продольные подреза из уголковой стали.
Как видно из сохранившейся у меня фотографии, низкобортный корпус имел острые образования носа и кормы и защищенный спереди фальшбортом неглубокий и узкий кокпит. Широкий шпринтовый парус имел низко расположенный центр площади, благодаря чему скутер обладал достаточной остойчивостью.
Рулевое устройство вообще отсутствовало— скутер управлялся путем перемещения рулевого вдоль диаметральной плоскости. На ходу рулевой сидел в кокпите или стоял — на наветренном борту — на специально укрепленных вдоль бортов досках, держась за ванты и гикашкот.
Хождение на скутере вызывало большой интерес среди яхтсменов клуба, хотя и было весьма сложным. Обычно его вооружали осенью и начинали ходить по мелководью вокруг острова, по тонкому, только что становящемуся льду и воде. Случаев переворачивания было мало, да они и не вызывали осложнений — корпус не заливался водой, перевернутый скутер продолжал плавать; несложно было поставить лодку на ровный киль.
Если мне не изменяет память, строителями и энтузиастами хождения на скутере были начальник учебной части клуба Илларион Петров и в то время еще студент Кораблестроительного института Анатолий Киселев — впоследствии известный конструктор яхт.