В. П. Гусев «Катера и яхты» №3 (67) май-июнь 1977г.
Парусная база Балтийского морского пароходства
Этот яхт-клуб — старейший в стране. В 1960 г. он отметил свое столетие. Когда хозяином этой крупнейшей в Ленинграде водноспортивной базы (бывший яхт-клуб ДСО «Водник») стало Балтийское морское пароходство, она находилась в плачевном состоянии. Старое ветхое здание яхт-клуба, построенное еще в прошлом веке, дощатые рундуки, тесный рангоутный сарай, речной дебаркадер.
Гавань обмелела, по ее центру протянулась «рукотворная» банка из «мертвяков» яхтенных буйков, накапливавшихся здесь десятилетиями.
Для реконструкции базы потребовались большие средства. В первую очередь были отремонтированы и пополнены новыми секциями боны. Затем приступили к возведению двух эллингов. Они строились в соответствии с проектом, который предусматривал создание целого спортивно-оздоровительного комплекса.
И вот эллинги вступили в строй. Одна из секций первого эллинга зимой отапливается. Она предназначена для капитального ремонта яхт в зимний период, для чего здесь установлены станки и оборудование. На втором этаже разместились подсобные помещения и парусная мастерская с плазом.
Ворота эллингов раздвижные. Высота их вполне достаточна, чтобы вкатить на санях даже такие большие яхты, как тринадцатитонные «Арктурусы» (кстати, у яхтсменов пароходства уже три такие яхты). Вдоль всей задней стенки эллинга в два этажа расположились рундуки.
Почти все пространство второго эллинга, за исключением небольшого участка, выделенного для вспомогательных служб, предназначено для ремонта и хранения судов. При его строительстве учтен опыт эксплуатации первого эллинга. Для удобства ввоза и вывоза тяжелых яхт в пол заложены якоря для крепления лебедок и канифас-блоков; рундуки сделаны более вместительными. Рангоут подвешивается или укладывается на кронштейнах, закрепленных на стенах эллинга.
Гордость базы — главное здание — оригинальное сооружение из кирпича, стекла и железобетона, облицованное серым камнем. Для внутренней отделки использованы благородные породы дерева. В здании разместились большой спортивный зал, великолепный холл, кают-компания, учебные классы, тренерские, душевые, буфет, различные бытовые и подсобные помещения.
Работы на базе продолжаются. Предстоит установить восьмитонный электрокран и стрелу для подъема яхт, завершить укрепление набережных, отделать их камнем. Один из берегов превратится в зеленый откос для швертботов детской спортивной парусной школы. Возле эллингов раскинутся открытые спортплощадки. Возможно, в недалеком будущем здесь появится гостиница с профилакторием.
Средняя Невка, в устье которой размещена база, и осенние штормовые нагоны воды из Невской губы приносят с собой в яхтенную гавань ил и песок. Гавань и подходы к ней быстро мелеют. Поэтому пароходство сделало правилом периодически направлять сюда плавучие земснаряды для углубления акватории базы. А в минувшую навигацию старый Елагинский фарватер, ведущий из Невской губы в устья рек Большой и Средней Невки был обставлен светящими буями. Корректуру по этому случаю с большой радостью и благодарностью внесли в свои карты и лоции все ленинградские яхтенные капитаны.