Вы здесь

О моторах «чистых» и «нечистых»

О моторах «чистых» и «нечистых»

28.03.2013 Автор: 0 9077
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Ю. М. Григоренко «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.

 

О моторах «чистых» и «нечистых»

 

С интересом прочитал под­борку 8 № 60 о влиянии работы ПМ на загрязнение водной среды. Как специалист в области морской гео­химии, хочу высказать следующее.

1. Обидно, что в переводе до­клада американских ученых употреб­ляется термин «гидроуглерод». У нас принят термин «углеводород». На стр. 42 в п. 3 следовало бы на­писать «общая концентрация гексана (СбН|4)», а в предыдущих пунктах соответственно заменить термины «моноксид» и «диоксид углерода» на «окись» и «двуокись углерода».

2. Что касается выбрасываемых в воду углеводородных продуктов вы­хлопа ПМ, то их экологическую без­вредность можно считать доказан­ной. Во-первых, газо- и парообраз­ные УВ чрезвычайно легко выносятся в атмосферу (согласно закону Ген­ри-Дальтона), где интенсивно разла­гаются до конечных продуктов СО2 и Н2О под действием солнечной ра­диации и атмосферного озона. Во-вторых, при постоянном скоплении их в воде (по каким-либо причинам) образуется устойчивая экологическая пирамида, вершиной которой яв­ляются повышенные популяции про­мысловых рыб.

В проводившихся нами в 1974— 1975 гг. опытах период полураспада УВ-смесей от метана до гексана, рас­творимых в воде, был оценен в 20— 25 ч. По приведенным данным до­клада эта оценка противоречива: по­рядка 250 ч (п. 13 на стр. 43) и 6,5 ч (при соответствующем пересчете дан­ных п. 5 на стр. 44), однако это не меняет сущности выводов. В порядке иллюстрации можно привести такой пример. В прибрежной части Азов­ского моря (от п. Ачуево до Кер­ченского пролива) местным рыбакам с давних времен были известны наи­более продуктивные участки, однако только современные исследования показали на этих участках повышен­ную концентрацию растворенных УВ, связанную с деятельностью подвод­ных грязевых вулканов.

Очевидно, можно не опасаться и наличия в выхлопе СО2 (двуокиси углерода), хотя ее способность вы­деляться из воды в атмосферу при­мерно на порядок ниже УВ. Надо иметь в виду, что концентрация ее в выхлопных газах весьма мала.

Интересны данные о безвред­ности для рыб окиси углерода (СО) в предельных концентрациях в воде.

Обобщая изложенное, высказываю свою точку зрения: продукты выхло­па ПМ в концентрациях, возможных при наиболее интенсивном исполь­зовании водной поверхности мало­мерным флотом, экологически безо­пасны.

3. Говоря о проблеме «чистого» мотора, самое серьезное внимание следует уделить предотвращению утечек топливной смеси. Пленка масла на поверхности воды может быть «переварена» только в процес­се жизнедеятельности микрофауны, обитающей в верхнем слое — пер­вых сантиметрах воды (можно со­слаться на исследования крымского ученого — Ю. П. Зайцева), но воз­можности ее не безграничны, а тех­ногенные загрязнения акваторий пока не уменьшаются.

Можно выделить два аспекта этой проблемы.

Первое. Опыт многолетней эксп­луатации маломерных судов с ПМ подсказывает, что один из главных источников загрязнения — небреж­ность при обращении с горючим: дозаправка расходного бачка на ходу, выплескивание горючего из-под пробки или суфлирующего отвер­стия бачка, подтеки топливной систе­мы и т. д. и т. п. Надо, чтобы и у нас пятна масла были объявлены «вне закона». Можно объявить конкурс на лучшее предложение по сред­ствам технической «гигиены» при эксплуатации маломерного флота, Чтобы в конечном счете рекомендо­вать конкретные образцы и в после­дующем ввести их в комплект обя­зательного снабжения судна; настоя­тельно рекомендовать органам НТИ усилить контроль за техническим со­стоянием судов, стоянок и мест за­правки в период навигации; в пере­чень нарушений плавталона давно пора ввести специальный пункт — «загрязнение воды вследствие не­брежной эксплуатации»!

Второе, — о ПМ будущего. Пол­ностью поддерживаю все соображе­ния, высказанные в содержательной статье «Проблемы чистого мотора», за исключением одного: выхлопа в воздух. Возражений много. Загряз­нение воздушного бассейна ничуть не «полезнее» загрязнения   воды.

Необходимость охлаждения выпуск­ного тракта очевидна, следова­тельно, неизбежна конденсация тя­желых фракций в глушителе. При равной металлоемкости глушителя шум от выхлопа в воздух будет интен­сивнее, с более неприятными выс­шими гармониками.

Я бы предложил другое направ­ление для совершенствования оте­чественных двухтактных ПМ: раздельную систему смазки по типу не­которых мотоциклетных моторов «Ява». Расход масла будет сущест­венно ниже и автоматически пропор­ционален оборотам, а не количеству топливной смеси постоянного соста­ва. В баках—чистый бензин, слу­чайно пролитое топливо испаряется бесследно. Увеличивается моторе­сурс. Снижается вероятность случай­ного выброса масла за борт. ПМ та­кой системы, на мой взгляд, проще сделать действительно «чистым».

 

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo