«Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г.
„ЗВЕЗДНЫЙ" поход советских водномоторников
29 ИЮЛЯ ЮБИЛЕЙНОГО 1977 ГОДА В ЛЕНИНГРАДЕ У БОРТА ПРОСЛАВЛЕННОГО КОРАБЛЯ РЕВОЛЮЦИИ КРЕЙСЕРА «АВРОРА» ФИНИШИРОВАЛИ КОМАНДЫ ВОДНОМОТОРНИКОВ ИЗ МНОГИХ ОБЛАСТЕЙ НАШЕЙ СТРАНЫ. ЗАВЕРШИЛОСЬ МНОГОДНЕВНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ ПО ДАЛЬНИМ СПОРТИВНЫМ ПЛАВАНИЯМ, ПОСВЯЩЕННОЕ 60-летию СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.
ЗА ПОБЕДУ БОРОЛИСЬ 27 ЭКИПАЖЕЙ ИЗ 10 ГОРОДОВ.
СУДЕЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ ПРИЗНАЛА ПОБЕДИТЕЛЕМ КОМАНДУ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ — КАПИТАН А. И. ИВАНОВ. НА ВТОРОМ МЕСТЕ—КОМАНДА ЛЬВОВА (В. Ф. ПИСКУНОВ), НА ТРЕТЬЕМ — МОСКВЫ (Б. А. ФОЧЕНКОВ). СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРИЗОМ ЗА ВОЛЮ К ПОБЕДЕ НАГРАЖДЕНА КОМАНДА ЯКУТСКА.
ВОДНОМОТОРНИКИ ВОЗЛОЖИЛИ ЦВЕТЫ НА ПЛОЩАДИ ЖЕРТВ РЕВОЛЮЦИИ И ПИСКАРЕВСКОМ МЕМОРИАЛЕ, УЧАСТВОВАЛИ В ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.
Этим интереснейшим и необычным соревнованием на прогулочно-туристских судах возрождена забытая традиция 30-х годов, восходящая к истокам нашего водно-моторного спорта.
Полувековая история советского водно-моторного спорта ведет начало от первых соревнований нескольких «разношерстных» катеров на Москва-реке в 1926—1927 гг. Даже в 1928 Г., когда впервые водно-моторные гонки были включены в календарь всесоюзной Спартакиады, участвовало в них немногим более 20 судов, настолько не похожих одно на другое, что пришлось разделить их на четыре класса. (Вызывают улыбку мощности и скорости победителей: в младшем классе судов с подвесными моторами — 9,75 км/ч, в старшем классе с автомобильным двигателем до 105 л. с. — 36,7 км/ч).
Сделать по-настоящему спортивными гонки резко отличающихся по ходовым качествам совершенно случайных судов было сложно. С другой стороны, тогда уделялось очень большое внимание агитационно-прикладному значению технических видов спорта: появление быстроходных катеров на бесчисленных реках и озерах страны должно было активно пропагандировать идею овладения техникой, способствовать транспортному освоению голубых дорог. Этим и было продиктовано появление одновременно с гонками на короткой трассе различных новых форм соревнований. Проводились маршрутные гонки на дистанции 30— 100 км, многодневные спортивные походы и эстафеты, послужившие хорошей базой и для возникновения -«чистого» водно-моторного спорта (с появлением подвесных моторов), и для развития отечественного катеростроения.
В 1928 г. Московский водно-моторный клуб «Автодора» организовал первый «звездный» поход: водномоторники Москвы, Белозерска, Ярославля, Костромы, Казани и Пензы (10 катеров), двигаясь по заранее согласованным графикам, одновременно пришли в Нижний Новгород. Плавание это вызвало большой интерес жителей Поволжья, широко освещалось в печати тех дней.
Следующим летом подобное плавание с центром звезды в Нижнем Новгороде было повторено. На этот раз успешно финишировало уже 13 судов, причем 3 из них были глиссерами новейшей постройки. Наивысшую среднюю скорость 38 км/ч продемонстрировал построенный ЦАГИ глиссер с воздушным винтом. Началась «эпоха» глиссеров, во многом способствовавших развитию и авиации, и «москитного» флота.
В 30-е годы проводились интереснейшие испытательно-агитационные походы Нижний—Чебоксары—Нижний, Москва — Астрахань. В 2000-километровом плавании по Волге убедительно продемонстрировал возможности советской техники реданный 4-местиый глиссер «НКЛ-17» с «ГАЗ»овским двигателем и водяным винтом.
Участники походов не ограничивались только показом достижений промышленности — они вели и большую политическую работу: выступали с докладами, концертами. Московские водномоториики посвятили свой поход 1937 г. первым выборам в Верховный Совет СССР.
В послевоенные годы водно-моторный туризм и, в частности, дальние спортивные плавания на моторных лодках стали увлечением многих тысяч водномоторников. Совершаются трансконтинентальные переходы Петропавловск-Ленинград. Никого уже не удивляют плавания из Москвы до всех тех пяти морей, портом которых стала столица. Ежегодно оформляют звания мастеров спорта покорители сложнейших маршрутов. Однако традиция организации массовых звездных походов, которые имели бы и общественно-политическое звучание, оказалась несправедливо забытой.
Центральный морской клуб ДОСААФ СССР и Комиссия многодневных соревнований Федерации водно-моторного спорта страны проявили ценную инициативу. Мотолодки с названиями многих городов на борту прошли в общей сложности десятки тысяч километров. Проведено немало встреч с ветеранами Революции. Молодые досаафовцы побывали у памятных мест — свидетелей революционной и боевой славы нашей Родины, проводили беседы, посвященные новой Конституции и 60-летию Советского государства. Их гостеприимно принимал город Ленина — колыбель Великой Октябрьской революции.