Добавить в избранное | Сделать стартовой  
Форум  
  Обсуждаем и общаемся
Реклама на сайте  
  Для магазинов и производителей
Новости
  Новости мира катеров и лодок
Мастерская
  Информация для судостроителей
Проекты катеров и лодок
  Строим катер сами
Статьи и обзоры
  Читаем и запоминаем
Оборудование
  Все, что всегда пригодится
Лодочные моторы
  Моторы от производителей
Рыбалка и охота
  Для любителей природы
Книжная полка
  Интересно и полезно почитать
Законодательство
  Нормативные акты, лекции
Полезное
  Файлы, программы и прочее
Доска объявлений
  Покупка/продажа
Связь с администрацией
  Написать сообщение
 
 
Рекомендую
Главная Статьи и обзоры
 

Уфимские баллоны на Китое

 

О. Ю. Забродин «Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г

 

Уфимские баллоны на Китое

 

Когда наши туристы-вод­ники начали осваивать плот? Трудно сказать. Где-то в 50-х годах сплавля­лись на деревянных, а вот уже в 60-х появились надувные — легкая жесткая рама, установленная на «МАЗовские камеры. Такова био­графия туристского плота. Сегодня можно сказать, что он так же вездесущ, как байдарка: таежные и кав­казские реки, Крайний Север и Средняя Азия. Отличная маневрен­ность, возможность перемещаться поперек потока, малый вес при боль­шом запасе плавучести — всех до­стоинств плота сразу не перечис­лишь!

Куйбышевский областной совет по туризму и экскурсиям организовы­вал комплексную экспедицию по разработке новых туристских марш­рутов высшей категории сложности в сравнительно малознакомом ту­ристам районе Восточного Саяна — в так называемых Тункских Альпах. Перед отрядом водников была по­ставлена задача освоить одну из сложнейших в спортивном отноше­нии рек нашей страны — Китой. (Мы не первооткрыватели этой трассы — известно, например, что ее пробова­ли пройти на байдарках ленинград­цы.)

ballon1

Баллон накачивается за 8—10 мин.

Решено было спуститься на плоту. Но на каком? Камеры «МАЗ»? — Каждая 7 кг весом и, кроме того, малая прочность, а ведь проверяет Китой! Ну а камеры баскетбольных мячей в качестве надувных емкостей даже не обсуждались — слишком не­надежны.

Прослышали, что Уфимский завод РТИ им. М. В. Фрунзе выпускает опытную партию надувных баллонов. Связались с заводом, ознакомились с техническими характеристиками из­делий. Из переписки с уфимцами родилась идея — испытать баллоны в самых сложных походных условиях. И в результате мы получили четыре баллона: два БН-400 (длиной 4 м) и два БН-300 (3 м). Если делать плот размером 8 X 3 м, то эти четыре бал­лона заменят двенадцать «МАЗ»овских камер, а собственный вес баллонов будет вдвое меньше — все­го 42 кг. (Это достоинство было по заслугам оценено, когда наша груп­па в составе семи человек поднима­лась на Хойтгольский перевал — при­мерно 2 600 м над уровнем моря, чтобы выйти к исходной точке спла­ва по Китою.)

ballon2

Заканчивается укладка настила.

Первую пробу на Саянской воде баллоны получили, когда пришлось форсировать вздувшийся от дождей приток Китоя — Ара-Ошей. В тече­ние получаса из двух баллонов и не­скольких жердей был собран ката­маран, и с его помощью мы быстро перебрались на другой берег. Затем баллоны снова уложили в рюкзаки и пошли дальше.

И вот, наконец, группа у цели. В небольшой заводи за скалой соби­раем плот. Материала на берегу в избытке. Из пяти продольных и семи поперечных жердей при помощи мягкой стальной проволоки связали раму. На ней укрепили носовую и кормовую подгребицы — опоры для гребей — наиболее удобного и на­дежного, так называемого, «саянско­го» типа (наклонная подгребица с выносом точки опоры за пределы плота) и настелили «палубу» — пло­щадки для размещения гребцов и переходов.

ballon4

Узел крепления баллона к плоту

С помощью насоса, прилагаемого в комплекте, баллон накачивается за 8—10 минут. Проверяем их в воде на герметичность и находим всего пять точек утечки воздуха (некаче­ственная проклейка швов).

Согласно программе испытаний мы транспортировали баллоны на воду волоком, но задиров и проко­лов не обнаружили. Капроновыми ремнями слегка накачанные баллоны за монтажные петли привязали к раме плота, а затем накачали их «до звона».

Баллоны мы размещали вдоль бортов плота с небольшим просве­том между носовыми и кормовыми, однако в конце концов пришли к выводу, что при необходимости их можно разместить и поперек плота, что значительно увеличит его манев­ренность.

Когда плот был готов, испытали его на грузоподъемность. При об­щей загрузке порядка 1,5 т (рама, снаряжение, экипаж) осадка балло­нов составила примерно 2/3 диамет­ра (б = 400 мм). Плот остойчив — экипаж свободно перемещается по нему как в продольном, так и в по­перечном направлении. Маневренность— качество, немаловажное на Китое, вполне удовлетворительна; плот хорошо слушается обеих гре­бей.

И вот плот подхвачен течением и несется на гряду камней. Несколь­ко гребков — и они в стороне, но тут же впереди возникает новая гря­да— и так на многие километры! Кроме этого на Китое масса сложнейших порогов, ступени водосли­вов, стоячие водяные валы и косые отбойные струи — нельзя рассла­биться ни на минуту. На отдельных учестках была такая масса камней, что уйти от них было просто невоз­можно. Первое время мы с трево­гой прислушивались к жалобному скрипу трущейся о камни ткани бал­лона и ждали если не «взрыва», то зловещего шипения пузырьков воз­духа, но постепенно перестали бо­яться  за баллоны — они с достоинством выдержали испытание Китоем.

Правда, серьезная авария была, но исключительно по нашей вине. Мы посадили плот сразу на три огромных полупогруженных камня. То ли сказалась усталость от беско­нечных маневров, то ли возросла самонадеянность, но дело было сде­лано: плот сидел «мертва». Решили стаскивать наше судно сантиметр за сантиметром. Стоя по грудь в воде, чуть сдвигаем его, потом еще чуть-чуть — и тут сквозь рев порога слышим хлопок, затем еще один... Наконец, плот сошел с камней и, тя­жело осев, пошел в слив. Метрах в ста ниже порога причаливаем к бе­регу, бросаемся осматривать балло­ны. Лопнула одна секция левого но­сового и одна правого кормового (в какой-то момент вся нагрузка лег­ла на них эти секции зажало между рамой и камнем). Длина разры­вов доходила до 200 мм.

ballon3

Однако после разгрузки плота весь процесс «реставрации», вклю­чая просушку, починку (необходимо отметить, что ткань баллонов пре­красно зашивается капроновыми нитками) и клейку, занял всего два часа.

На нашем пути коварное ущелье «Моткины щеки», начинающееся «непроходимым» водопадом. Решаем его обнести. (На разборку плота ушло полтора часа, еще два — на просушку баллонов и укладку их в рюкзаки.) Обнеся водопад, в устье Моткин-Гола, притока Китоя, собираем новый, плот и на нем — первыми в стране — идам через «Моткины щеки». Здесь пришлось полностью выложиться. Когда мрачные стены каньона остались позади, причалив, все рухнули на камни, долго молча курили, и только потом начали по­здравлять друг друга.

Опыт 26-дневного сплава по Китою позволяет внести несколько предложений по конструкции балло­нов. Нам кажется, что, сохранив тот же диаметр баллона, его длину сле­дует ограничить 2700—3000 мм. Тогда, в зависимости от условий спла­ва, их легче будет располагать вдоль

или поперек плота. Хорошо бы, при­меняя новые синтетические материа­лы, снизить вес (есть ведь самодель­ные баллоны, которые При тех же габаритах весят 5—6 кг). К каждому баллону следовало бы прилагать че­хол для удобства транспортировки. Крышки клапанов желательно снаб­дить воротком, а также предусмот­реть крепление их к баллону во из­бежание потери.

В целом же наш вывод — балло­ны незаменимы в сложных турист­ских походах! И хотелось бы поско­рее увидеть их в магазинах Спорт-культторга.

 

 
 

При полном или частичном использовании материалов данного сайта, ссылка на сайт "boatportal.ru" обязательна как на источник информации.

Автоматический импорт материалов и информации с сайта запрещен.

Условия копирования материалов
Размещение статей