.

Вы здесь

Днепропетровский воднолыжный стадион

Днепропетровский воднолыжный стадион

08.04.2013 Автор: 0 9960

Ю. А. Ершов «Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г

 

Днепропетровский воднолыжный стадион

 

Если для воднолыжников многих наших городов са­мым «больным» вопросом остается выбор удобного места для тренировок и соревнований, то в Днепро­петровске такой проблемы нет. Усилиями горожан не­когда грязная болотистая Мандрыковская пойма пре­вращена в чудесный защи­щенный со всех сторон за­пив. Это — отличный пода­рок гребцам, воднолыжни­кам, любителям отдыха на воде. Берега огромного водного стадиона посте­пенно обрастают много­этажными «трибунами» со­временных зданий, благо­устраиваются. На акватории залива с апреля по октябрь и проводят свои тренировки и соревнования «летящие по волнам».

Учитывая перспектив­ность воднолыжного спор­та и хорошие условия для его развития, Исполком Днепропетровского горсо­вета и местный Комитет по физкультуре и спорту под­держали предложение го­родской воднолыжной фе­дерации о создании пер­вого в Союзе специализи­рованного воднолыжного комплекса, оснащенного всеми современными тех­ническими средствами.

Основным элементом комплекса является водно­лыжный стадион, три основ­ных канала которого будут специализированы по видам воднолыжного многоборья и отделены один от друго­го дамбами. Такое разде­ление акватории на каналы предложено нашей федерацией еще семь лет назад. В 1972 г. на страницах сбор­ника (см. «КЯ» № 36) была приведена схема компонов­ки - стадиона, принятая за основу. В том же году на­ мыли первую разделитель­ную дамбу, и на образовав­шемся прибрежном канале был проведен Чемпионат УССР по воднолыжному спорту. По единодушному мнению всех участников этого соревнования, наличие защитной дамбы создало практически идеальные ус­ловия для тренировок и соревнований лыжников. Именно здесь в дальней­шем проводились два пер­венства СССР среди юно­шей, чемпионаты УССР и чемпионаты СССР 1974 и 1976 гг. Теперь уже можно сказать, что Днепропетровск стал привычным ме­стом крупнейших соревно­ваний воднолыжников, а ведь пока по сути дела ра­ботает только один канал. Разделение существующей открытой акватории на три канала, которое намечает­ся выполнить в недалеком будущем, позволит одно­временно проводить эф­фективные тренировки большого количества лыжников, еще больше повысит эф­фективность использования водного пространства.

Опыт довольно интенсив­ной и уже многолетней эксплуатации нашей аквато­рии полностью опроверг опасения скептиков отно­сительно того, что дамбу размоет волнами от кате­ров. Наверняка эта пробле­ма и не появится, так как края дамбы заросли травой и кустами, хорошо укреп­ляющими берег. Отмелые низкие берега хорошо га­сят волну.

На суше поставлены че­тыре удобные стальные су­дейские вышки, простей­шие трибуны — скамьи — для зрителей. Практически рядом по набережной По­беды ходит троллейбус, так что добираться до стадио­на не сложно.

arena

Проект днепропетровского воднолыжного стадиона — комплекса (рисунок с макета).

1—трибуны; 2, 3, 4—специализированные на отдельных видах воднолыжного спорта каналы; 5—здание воднолыжного клуба; 6—буксировочная карусель; 7 —буксировочная канатная дорога.

Уже работает карусель, схема которой приводилась в описании проекта водно­лыжного стадиона. Остает­ся только удивляться тому, что при всей простоте этой конструкции — четыре стре­лы на вращающейся башне (с использованием головки строительного крана) — она до сих пор еще не получила распространения.

Проект воднолыжной буксировочной карусели был разработан на общест­венных началах сотрудника­ми пяти проектных инсти­тутов города. Координацию всех проектно-конструкторских работ, занявших около года, выполнял «Укргипрокоммунстрой». Строи­тельство карусели велось методом народной строй­ки, так что было бы труд­но перечислить коллективы всех организаций, прини­мавших участие.

Было решено приурочить пуск карусели к празднова­нию 200-летия Днепропет­ровска. И точно в назначенный день, вечером 20 мая 1976 г. нарядно ил­люминированная воднолыж­ная карусель сделала свои первые обороты. Ни холод­ная вода, ни окружающая темнота не могли остано­вить энтузиастов: обновили круговую «лыжню» чем­пионка УССР м. с. м. к. киевлянка Мария Яворская и автор этих строк. Востор­гам не было предела! В ближайшие же дни кару­сель была испытана на всех эксплуатационных режимах спортсменами различных рангов — от новичков до чемпионов страны. Ката­лись и на прыжковых, и на фигурных лыжах, и на сла­ломной монолыже, и вооб­ще без лыж — на пятках (ведь максимальная ско­рость движения доходит до 80 км/ч1). В виде развлечения был испробован и своеобразный аттракцион, тут же получивший назва­ние «летающие тарелки»: катание на листах пено­пласта (как выяснилось, от­личное подготовительное упражнение!).

Заключительным этапом летних испытаний нового устройства были прыжки с трамплина. Именно в этом виде воднолыжного мно­гоборья карусель сможет принести наибольшую поль­зу, поскольку здесь резуль­таты почти прямо пропор­циональны количеству вы­полненных прыжков. При буксировке лыжника кате­ром на каждый прыжок уходит в среднем около 5 минут. Карусель же за это время сделает 25 оборотов, т. е. теоретически четыре лыжника могут прыгнуть каждый по 25 раз! Разни­ца более чем убедительная.

Летом 1976 г. водно­лыжная карусель использо­валась в основном уже опытными спортсменами. В дальнейшем планируется широкое использование ее и для обучения начинаю­щих лыжников, для массового катания всех желаю­щих. Арендуя карусель, по­лучат возможность система­тически тренироваться спортсмены небольших кол­лективов, которым не под силу содержать специаль­ный катер-буксировщик. Весьма полезной будет ка­русель при проведении праздников на воде.

Еще большую пропуск­ную способность, чем кару­сель, обеспечивает канатная буксировочная дорога. Ак­ватория для нее   расположена рядом с каруселью и в принципе уже готова. Ос­тановка за малым — нет са­мой дороги. Как показывает опыт, на проектирование таких сооружений уходят годы, поскольку из-за от­сутствия опыта все прихо­дится начинать с нуля. В то же время известно, что за рубежом подобные устройства уже изготавли­ваются серийно и исполь­зуются для массового ка­тания и спортивных трени­ровок. Большим преиму­ществом канатной дороги, по сравнению с каруселью, является то, что лыжник движется строго по прямой, а это необходимо для от­работки элементов фигурного катания и слалома. Однако известно и другое: конструкция и особенно эксплуатация канатной дороги значительно сложнее, чем карусели.

Так как в решении во­проса о приобретении и монтаже кольцевой букси­ровочной дороги пока еще ясности нет, мы планируем собственными силами спро­ектировать и изготовить простейшую линейно-воз­вратную буксировочную до­рогу для установки на под­готовленной акватории. Это будет отличным подспорьем и для начинающих и для отработки   техники.

Следует упомянуть, что как карусель, так и букси­ровочная дорога могут до­ставить немало радости и пользы в зимнее время. В первую же зиму, как только лед под каруселью достаточно окреп, на него вышли конькобежцы, а за­тем лыжники (на обычных, горных и даже водных лы­жах) и катающиеся на сан­ках и всевозможных «ле­тающих тарелках».

Очень полезными для воднолыжников были зим­ние тренировки с выпол­нением фигур «на гладкой воде» и отработкой поло­жения корпуса, работы рук и ног и т. д. Небольшой трамплинчик из снега прекрасно имитировал волну для отработки фигур с прыжками. Интересным оказалось сочетание карусели с горными лыжами: ноги при этом работают почти так же, как на трас­се горнолыжного слалома, а руки и корпус — анало­гично слалому на воде. Для возможно большего приближения к воднолыж­ному слалому был испро­бован вариант зимней мо­нолыжи, для чего на обыч­ную горную лыжу поста­вили петлю для второй но­ги. Сохранять равновесие и выполнять повороты на снегу значительно слож­нее, чем на воде (а паде­ния, соответственно, значи­тельно болезненней), одна­ко подобные упражнения закладывают прекрасный фундамент для лета.

Чтобы спортивные тре­нировки лыжников на воде можно было проводить круглогодично, в помеще­нии будущего воднолыж­ного клуба предполагается построить «акватрон», т. е. небольшой бассейн, в котором лыжники отрабаты­вают технику фигурного ка­тания на струе воды, при­водимой в движение мощными насосами.

Первая попытка практиче­ского осуществления этой идеи у нас сделана, на­сколько нам известно, воднолыжниками г. Норильска, для которых решение во­проса о тренировках зимой равносильно решению во­проса о существовании это­го вида спорта вообще! В настоящее время рабо­чий проект устройства мы закончили, но пока сам воднолыжный клуб еще не построен (он будет распо­ложен напротив карусели на намытом острове), ре­шается вопрос о строитель­стве «акватрона» в плава­тельном бассейне Днепро­петровского института физ­культуры.

Создание первого в стране специализированного воднолыжного комплек­са позволит сделать воднолыжный спорт доступным для всех трудящихся г. Днепропетровска, даст возможность объективнее отбирать талантливую моло­дежь и в короткий срок воспитывать спортсменов высокого класса. Начало этому положено неплохое. И не случайно за один только сезон 1976 г. пять днепропетровских лыжни­ков стали мастерами спор­та, а молодой Евгений Перешивайло — серебряным призером юношеского Пер­венства СССР. Растет спор­тивная квалификация юных лыжников, расширяется круг организаций, культиви­рующих в нашем городе воднолыжный  спорт!

 

Boatportal.ru

logo