Вы здесь

«Воронеж» заменяет «Казанку»

«Воронеж» заменяет «Казанку»

11.04.2013 Автор: 0 10933
Facebook Twitter Google+ Pinterest

М, Б. Масеев, В. А. Олейниченко  «Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г

 

«ВОРОНЕЖ» ЗАМЕНЯЕТ «КАЗАНКУ»

 

Воронежский авиационный завод, являвшийся в последние годы единственным изготовителем «Казанки-М», переходит на производство новой моторной лодки «Воронеж». О насущной потребности в более со­вершенной лодке, способной прийти на смену заслуженной «Казанке», не­однократно писалось на страницах сборника.

Перед конструкторами была по­ставлена задача — создать недорогую глиссирующую прогулочно-туристскую мотолодку с полезной грузо­подъемностью 400 кг, которая имела бы лучшую мореходность и обеспечи­вала большую безопасность плава­ния, чем старая модель, но сохраняла такие ее положительные качества, как простота конструкции и высокие скоростные показатели. Имелось в ви­ду, что с любым из выпускаемых ныне подвесных моторов мощностью от 22 до 30 л. с. лодка должна выходить на глиссирование с предельно допустимой нагрузкой, а под «Ветерком-12» или «Ветерком-14» —с непол­ным экипажем.

Новая мотолодка «Воронеж» ко­роче и значительно шире «Казанки-М»; увеличены углы внешней килеватости днища в носу и на мидель-шпангоуте и высота скулы в носу; .большая высота борта в корме и на­личие подмоторного кормового отсека с самоотливной нишей значительно уменьшают опасность заливания лод­ки с кормы.

Выбранные обводы близки к при­мененным на «Казанке-5», хорошо за­рекомендовавшей себя в течение пя­тилетней эксплуатации на таких боль­ших реках, как Волга. Разработке окончательного теоретического черте­жа предшествовали всесторонние ис­пытания пенопластовой модели лодки (в масштабе 1:2) в опытовом бас­сейне. Проведенные эксперименты, в частности, показали, что мотолодка с выбранными обводами имеет мини­мальное сопротивление в диапазоне скоростей 25—28 км/ч, легко выходит на глиссирование (предпочтительна носовая центровка) ч идет без из­лишнего дифферента. При движении со скоростями, соответствующими вы­ходу на глиссирование, на широкой и плоской кормовой части днища воз­никают большие гидродинамические силы и момент относительно центра тяжести, чем у корпусов, сужающих­ся к транцу или имеющих значитель­ную килеватость (например, у мото­лодки «Днепр» р = 14°).

Заостренные обводы носовой ча­сти, способствующие погружению носа и уменьшению ходового дифферента, снижают волновое сопротивление корпуса при движении на тихой воде и обеспечивают высокие мореходные качества. Например, при движении глиссирующей модели против волны высотой (для натуры) 0,25 м и длиной 5,0 м буксировочное сопротивление было больше, чем при ходе на спокойной воде, всего па 10— 15%; на максимальной скорости перегрузки в районе центра тяжести модели оказались в 1,5 раза меньше, чем на модели серийной «Казанки-М».

За короткий срок завод, базируясь на результатах модельных испытаний, разработал конструкцию и изготовил опытные образцы мотолодки, а в сентябре — ноябре 1976 г. провел на Воронежском водохранилище их заводские испытания.

«Воронеж» — цельнометаллическая дюралюминиевая лодка клепаной конструкции, имеющая смешанную систему набора — стрингера и девять шпангоутов. Обшивка днища изготовлена из 1,5-миллиметрового листа сплава Д1. Соединение днища и борта на скуле образует брызгоотбойник шириной 30 мм.

Корпус лодки расчленен на отдельные сборочные узлы: днище, состоящее из трех частей; палубу и бортовые панели, состоящие каждая из двух частей; транец; рецесс; планширь и шпангоуты. Разбивка на узлы и конструкция деталей обеспечивают возможность поточной сборки корпуса с широким применением клепальных прессов, исключающим клепку вручную. Введение открытых стыковых швов позволяет внедрить групповую прессовую клепку. Герметичность соединений обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты и уплотнительной замазкой. Для защиты днища от истирания при швартовке и вытаскивании лодки на берег по килю приклепана наружная накладка. Для предохранения лодки от коррозии детали корпуса анодируются, корпус целиком грунтуется и покрывается эмалью МЛ-152. Окраска выполняется по одному из четырех вариантов.

Непотопляемость обеспечивается блоками пенополнетирола, размещенными под палубой в герметизированном форпике, а также под кормовой палубой по сторонам подмоторной ниши.

voronezh1

Общий вид новой дюралевой мотолодки «ВОРОНЕЖ»

voronezh2

Эскиз теоретического чертежа—проекция корпус .

 

В запалубленной носовой части лодки расположен небольшой багажный отсек с доступом через закрываемый крышкой люк в переборке.

В просторном кокпите, имеющем размеры 2,3 X 1,4 м, установлены две деревянные банки для четырех пас­сажиров. На передней банке сделаны две откидные спинки (при необходи­мости на ней могут уместиться и трое); пассажиры, сидящие на кормо­вой банке, спиной опираются о пе­реднюю стенку рецесса. Бачки с топ­ливом удобно располагаются под кормовой банкой н под палубой подмоторного отсека. В кокпите имеются деревянные решетчатые елани.

От ветра и брызг пассажиров за­щищает ветровое стекло. Предусмот­рена возможность установки дистанционного управления подвесным мо­тором, а также оборудования лодки тентом. В снабжение лодки входят весла, черпак, спасательный линь и ремонтная аптечка.

Скоростные испытания мотолодки на Воронежском водохранилище (табл. 1, 2) показали, что при паспортной ее нагрузке все моторы мощ­ностью 22—30 л. с. со штатными вин­тами обеспечивают максимальную скорость 33 км/ч как при ходе на тихой воде, так и на волне высотой 0,25 м. Характерно, что лодка с мо­тором «Нептун-23» при установке второго штатного винта, оптимально­го в данном случае, достигает такой же максимальной скорости как с бо­лее мощными «Вихрем-Л» и «Вихрем-ЗОР», имеющими единственный (и не оптимальный) штатный винт.

voronezh3

Во время испытаний было уста­новлено, что грузоподъемность мото­лодки может быть увеличена до 500 кг, если используются «Нептун-23» со вторым штатным винтом (0,23X0,28) или «Вихрь-ЗОР»; ско­рость глиссирования с такой нагруз­кой составляет 29 км/ч.

Угол ходового дифферента на ско­ростях 32—33 км/ч не превышает 1°; в момент преодоления горба сопро­тивления он, по данным модельных испытаний, доходит до 4—4,5°.

Приводим гидродинамические ха­рактеристики мотолодки «Воронеж», которые могут оказаться полезными ее будущим владельцам.  Напомним, что точка пересечения кривых эффек­тивного упора винта и буксировочно­го сопротивления лодки указывает достижимую скорость движения мото­лодки. Важно подчеркнуть решаю­щую роль «запаса» упора в диапазо­не скоростей, соответствующих пре­одолению горба сопротивления и вы­ходу на глиссирование.

voronezh4

Вид кокпита со снятым пайолом.

voronezh5

voronexh6

Так, если на скорости 18—20 км/ч эффективный упор будет даже не на­много, но меньше буксировочного со­противления, лодка глиссировать не сможет, а лишь при незначительном превышении упора выход лодки на глиссирование может оказаться на­долго затянутым по времени. Очень важно подобрать мощность мотора, параметры винта и нагрузку лодки так, чтобы «запас» упора был по воз­можности большим. Например, если повысить нагрузку лодки на 100 кг против паспортной, осадка увеличит­ся и буксировочное сопротивление за­метно возрастет. Мотор «Нептун-23» с винтом 0,24 X 0,3 м лодку на глис­сирование уже не выпадет, поскольку при этом упор (кривая 3) меньше сопротивления (кривая 2). Однако достаточно на том же моторе заме­нить винт, поставив оптимальный для увеличенной нагрузки (0,23X0.28), и кривая 4 окажется выше кривой 3 — появится необходимый для выхода на глиссирование запас упора.

voronezh6

Гидродинамические характеристики мотолодки «Воронеж» с различными подвесными моторами и винтами.

W — буксировочное сопротивление лодки: 1 — при водоизмещении 600 кг и центровке 1,45 м; 2— при увеличенной на 100 кг нагрузке. Ре—эффективный упор гребного винта при работе мотора: 3 — «Нептун-23» с винтом 0,24 X 0,3 м; 4 — «Нептун-23» с винтом 0,2З X 0,28 м; 5 — «Привет-22» (мощность 22±1,5л. с. при 5000±100 об/мин) с экспериментальным винтом 0,25 X 0,23 м.

В связи со сказанным следует под­черкнуть целесообразность полировки гребного винта, обеспечивающей уве­личение эффективного упора (этот прирост упора позволит, например, взять в лодку дополнительно два бач­ка топлива без ущерба для скорости). Испытания «Воронежа» еще раз подтверждают уже давно известную истину, что для грамотной эксплуата­ции лодки с переменной нагрузкой необходимо моторы «Вихрь-М», «Вихрь-ЗОР» и «Привет-22» выпу­скать с двумя-тремя сменными греб­ными винтами, из которых один дол­жен быть рассчитан на максималь­ную грузоподъемность лодки.

При испытаниях лодка устойчиво шла на всех скоростях и при всех нагрузках по ветровой волне высотой до 0,5 м. Струи из-под корпуса интенсивно отбрасывались в сторо­ны, палубу и кокпит не забрызгива­ло; эффективно работали брызгоотражатели. При ходе на максимальной скорости против волны высотой 0,25 м пассажиры «Воронежа» прак­тически ее не чувствовали, в то вре­мя как на идущей рядом «Казанке-М» ощущались неприятные удары.

Благодаря большой ширине корпу­са мотолодка обладает достаточной поперечной остойчивостью. При пол­ном водоизмещении и расположении у одного борта груза 240 кг, имити­рующего вес трех человек, угол кре­на не превышает 11°, а минимальная высота надводного борта составляет не менее 200 мм. Заполненная водой лодка не переворачивается при при­ложении к одному борту 20 кг груза, имитирующего вес держащихся за борт двух человек, остается на плаву с одним человеком, мотором и 40 кг груза в кокпите.

В дальнейшем предполагается раз­работать еще два варианта «Вороне­жа» — беспалубный и с рубкой-убе­жищем.

Ориентировочная цена мотолодки «Воронеж» — 400 рублей.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo