Вы здесь

Байкальское кольцо

Байкальское кольцо

11.04.2013 Автор: 0 9332
Facebook Twitter Google+ Pinterest

И.М. Овешников, Ю.М. Бенкина «Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г

 

Байкальское кольцо

 

Берем старт — отходим от плотины Иркутской ГЭС 6 августа. Мы — это бортмеханик и врач Салехардского авиаотряда Тюменского управления ГА — идем на обычном серийном «Прогрессе». Мотор у нас — «Вихрь-25» с «легким» греб­ным винтом: шаг его пришлось уменьшить, поскольку загрузка лод­ки уже где-то за верхним пределом. На Байкале мало таких мест, где можно твердо рассчитывать на за­правку, так что одного горючего везем 300 кг. Да снаряжение весит,

наверное, около того, да наш соб­ственный вес... Предусмотрительно берем с собой (на крайний случай!) надежные весла и мачту с парусом.

Выходим, хорошо понимая, что для намеченного маршрута, а мы ставим целью обойти по периметру Байкал, август — не лучшая пора: пу­скаться в такое путешествие следо­вало бы в середине июля.

Пересекаем Иркутское водохра­нилище, входим в исток Ангары. За­метно сильнее встречное течение, двигатель работает с полной нагрузкой. Первая ночевка — уже на бе­регу озера, и первое открытие, очень приятное: совершенно нет гнуса (за время путешествия нам так и не пришлось воспользоваться ста­рательно припасенными сетками и препаратом Дэта).

Байкал встретил неласково — дует ветер, волна. Берег скалистый, него­степриимный, причалить невозможно, а тут еще барахлит мотор — засо­рился бензошланг! Волей-неволей надо идти до заранее намеченной стоянки — села Большие Коты. Это село старинное. Достаточно сказать, что расположенная здесь биостан­ция Иркутского университета осно­вана еще в 1916 г. Избы украшены резьбой. Приобретаем продукты, в заправке, естественно, нужды нет.

Следующий переход — до Боль­шого Голоустного. Непосредственно к селу подойти не удалось — мешает песчаная коса. Расположились на ночлег на каком-то голом островке, побросав на камни надувные матра­цы. Тепло, палатка не нужна. А рано утром с радостью обнаружили, что хариус здесь великолепно идет на спиннинг! Можно сказать, что с это­го дня мы «поступили на доволь­ствие» Байкала.

Добравшись до бухты Песчаной, убедились лично, что справедливы все дифирамбы, пропетые авторами туристских путеводителей этому уни­кальному уголку Байкала. Ранним утром покинули уютную бухту, но к полудню свежий ветер «ангара» развел полутораметровую волну, мы вынуждены были искать укрытие. Управлялась лодка плохо. С трудом добрались до Бугульдейки и выбро­сились на берег. Так мы впервые встретились с суровым характером сибирского моря. Заливало нас са­мым нещадным образом. Вымокли до нитки.

Долго возились, пытаясь расча­лить лодку так, чтобы ее не колотило о камни. Жизнь, как говорится, на­учила. И с того дня мы всегда уве­ренно и четко ставили «Прогресс» кормой к берегу, растягивая кон­цами нос поперек накатывающейся волны.

Только к вечеру следующего дня ветер стих, тронулись дальше. До­шли до бухты Ая (по-эвенкски— красивая), знаменитой тем, что здесь сохранилась наскальная живопись. Некоторым рисункам свыше 2500 лет!

Заправляемся на пароме близ пос. Сарма. Следующая заправка ожидается только в Нижнеангарске, так что мы вновь заливаемся «под завязку». (Теперь, оглядываясь на­зад, можно сказать, что сделали это зря: со всеми перипетиями вполне достаточно было 200 л.)

Малое море пересекаем спокой­но — остров Ольхон  надежно   при- крывает нас от всех свирепых ветров — «баргузина», «кутука», «ан­гары», откуда бы они ни налетали.

На участке от Большого Онгурена до Котельниковского мыса Бай­кальский хребет вплотную подходит к воде. Зрелище величественное — горные вершины прячутся в косма­тых облаках, слышен завораживающий гул водопадов. Только тот, кто побывал здесь, может сказать, что видел настоящий Байкал! Попасть сюда нелегко — бухт почти нет. Но и в эти доселе безлюдные места вторгается жизнь — прокладывается шоссе, ночью хорошо видны сполохи электросварки.

Очень красива бухта Покойники. Невеселое название ее, по расска­зам, возникло от того, что сюда ча­сто выносит погибших нерп с Ушканьих островов — их заповедного лежбища. Запомнилась и дневка у мыса Заворотного. Отлично ловится хариус. Чуть зашли в тайгу—нос к носу столкнулись с непуганым лосем. Почва сплошь покрыта ягодником. На мысу есть зимовье.

Первая авария — перегрелся дви­гатель, отказала помпа. (Вообще, надо признать, с мотором мы по­мучились!) Проходим мыс Котельниковский; он издали приметен верши­ной горы Черского (2572 м). Посте­пенно горы отступают от берега. На­конец, на двенадцатый день путе­шествия достигаем Нижнеангарска.

Северное побережье Байкала низменное, со множеством озер и болот. Огибаем его при отличной погоде, отдыхая от тягот первой по­ловины маршрута. Вдоль восточного берега тянется Баргузинский хребет. Часто свирепствуют неожиданно на­летающие из его ущелий ветры.

Здесь одно из интереснейших мест — бухта Хакусы. Она овальной формы. На берегу густой хвойный лес. Примерно в 600 м от уреза воды находятся три источника — горячий, холодный и целебный (с минераль­ной водой). Небольшой райский уго­лок!

baikal

Когда до ближайшего поселка Давша остается что-то около 100 км, попадаем в настоящую переделку: сломался опорный подшипник, осколки его попали в редуктор и покалечили два зуба шестерни пе­реднего хода. Парус бесполезен — ветер встречный. Беремся за весла, но как ни нажимаем — скорость не выше 1 км/ч. Положение усугуб­ляется тем, что на привале забыли (!) хлеб, теперь в нашем меню толь­ко рыба и вермишель. А ветер тем временем усиливается, вот уже гре­сти невозможно! Сходим на берег и тянем «Прогресс» бечевой. За пер­вый день продвинулись на 10, за второй — на 16, за третий — на 20 км. (Что значит опыт!) Наконец, на четвертый день, у границы Баргузинского заповедника нас встретил пат­руль с Северного кордона и на лод­ке отбуксировал до Давши. В не­большом поселке, как ни покажется странным, нам удалось отремонтиро­вать мотор очень быстро — здесь живут удивительно добрые и отзыв­чивые люди.

Путешествие продолжается. Вот мы у Святого Носа. Огибаем его при сильном ветре и крупной волне. Надо быть все время начеку! С об­легчением вздыхаем, очутившись под защитой гор, здесь тихо. А в Усть-Баргузине довелось застрять — не­истовствует печально знаменитый «баргузин»! Заправились, отдохнули.

Берег все более пологий, Когда обходили болотистую дельту Селен­ги (по радиусу 15—20 км), пришлось укрываться от внезапно налетевшего «баргузина». Забились в заросли ка­мыша. В лодке и готовим обед, и устраиваемся на ночь.

От Култука до порта Байкал бе­рега очень красивы, обрывисты, без­людны. Это наш последний переход озером, на прощание — ласковым и солнечным. А вот и красавица Анга­ра. Традиционный круг вокруг Ша­ман-Камня, и мы берем курс на Иркутск.

Поход завершен. 2000 км пройде­но за 18 ходовых дней. Израсходо­вано 1000 л бензина.

Основной вывод такой. Парус — парусом, весла — веслами, а запас­ной мотор в таком плавании необходим. А в целом — еще нигде и ни­когда мы так хорошо не отдыхали!

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo