Вы здесь

Обзор швертбота "Лазер"

Обзор швертбота "Лазер"

15.04.2013 Автор: 0 12119
Facebook Twitter Google+ Pinterest

«Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г

 

«Лазер» - секрет популярности

lazer1

В настоящее время Все­мирной ассоциацией класса «Лазер» зарегистрировано свыше 35 тыс. ло­док. Серийное производство ведется не только «головной» фирмой «Перформанс Сэйлкрафт Интернэйшнл» в Канаде, ежегодно реализующей по 6—7 тыс. лодок, но и еще в восьми странах — Австралии, Новой Зелан­дии, США, Бразилии, Японии, Швей­царии, Югославии и Ирландии. Об­щее годовое производство «Лазе­ров» в 1977 г. достигло 15 тыс. единиц.

Когда Брус Кёби, в прошлом из­вестный яхтсмен, дважды защищав­ший честь канадского кленового листа на Олимпиадах (в классе «Финн» и в «Звездном»), а ныне не менее известный конструктор и редактор американского журнала «Яхт Рэйсинг» («Парусные гонки»), набрасывал первые эскизы нового шверт­бота, он вряд ли рассчитывал на та­кой успех. Его заказчик — спортсмен и дизайнер Ян Брус, попутно зани­мавшийся постройкой 14-футовых швертботов на своей небольшой верфи в Монреале, хотел иметь проект легкой парусной лодки, ко­торая была бы пригодна для пере­возки на верхнем багажнике легко­вого автомобиля. Проект был разра­ботан, но обстоятельства сложились так, что он пролежал в шкафу около года: Ян Брус не имел уверенности в сбыте лодки нового типа и не спе­шил запускать ее в производство. Осенью 1970 г. судьбу проекта решил случай. Журнал «Яхт Рэйсинг» организовал серию гонок на спе­циальный кубок — «Чайную чашку Америки» на швертботах, стоимость которых не превышала бы 1000 дол­ларов. До старта оставалось немно­гим больше месяца, когда Ян Брус вместе с известным канадским па­русным мастером (и серебряным призером Олимпиады) Гачсом Фохом в самом спешном порядке начал по­стройку лодки по чертежам Кёби, впоследствии ставшей «Лазером». 10 октября готовый швертбот впер­вые оказался на воде, чтобы сразу же идти в первую гонку. Фох очень хорошо провел все гонки — выиграл «Чайную чашку» и сделал этим от­личную рекламу представляемой лодке.

 

Основные данные швертбота «Лазер»

Длина наибольшая   4,23 м

по КВЛ   3,81 м

Ширина наибольшая             1,3м

по КВЛ   1,03 м

Надводный борт в носу/минимальный 0,31/0,20 м

Осадка корпусом/швертом   0,1/0,76 м

Высота парусности   5,95 м

Водоизмещение   150 кг

Вес корпуса   56,7 кг

Площадь паруса   7,06 м2

lazer2

Устройство швертбота. 1 — подъемное перо руля; 2 — стопор, предотвращающий выскакивание руля из петель; 3—стопор гика-шкота; 4—алюминиевая трубчатая мачта; 5—оттяжка гика; 6 — галсоттяжка; 7 — сорлинь шверта; 8 — профилированный шверт; 9—ножной ремень для откренивания; 10—стопор грота-шкота; 11-—удлинитель румпеля; 12—стопор тросового погона гика-шкота; 13 — алюминиевый гик; 14 — тросовый погон.

Работая над проектом, Кёби ста­рался создать универсальный парус­ник, который был бы хорош для прогулок вдоль берега моря или озера, но в то же время мог и использо­ваться «серьезными» яхтсменами в «серьезных» соревнованиях. Гонщик до мозга костей, Кёби не мог не думать о гонках! Так лодка получила легкий и широкий — остойчивый кор­пус с профилированными (NACA-0009) швертом и рулем, современ­ную оснастку, снабженную приспо­соблениями для тонкой настройки, парус, пошитый из лучшего дакрона и скроенный самим Фохом — одним из ведущих парусных мастеров США, специализирующимся как раз на па­русах для гоночных швертботов.

«Многие из качеств швертбота и деталей его оборудования не имеют значения для новичков, зато будут высоко оценены искушенным яхтсме­ном, — писал Кёби о своем проек­те. — Знаток обнаружит на лодке галсовую оттяжку для регулировки натяжения передней шкаторины па­руса; для новичка же это будет про­сто трос, которым мачта крепится к лодке на случай «оверкиля». Имеется погон гика-шкота: гонщик будет ма­нипулировать им в зависимости от силы ветра и курса яхты, а новичок может просто не обратить на него внимания. Достоинством гибкой мач­ты без стоячего такелажа начинаю­щий яхтсмен считает простоту и лег­кость конструкции, в то время как для опытного спортсмена главным преимуществом такого решения яв­ляется возможность контролировать форму паруса в зависимости от силы ветра».

Вооружение «Лазера» просто и эффективно. Парус карманом на передней шкаторине надевается на трубчатую мачту из легкого сплава, нижняя шкаторина свободна. Благо­даря такому решению уменьшается вредное влияние мачты на работу паруса, а его профиль в нижней ча­сти не искажается гиком. Поскольку мачта свободно вращается в степсе, трубчатый гик крепится к ней с по­мощью простейшей обоймы, обеспе­чивающей лишь его поворот в вер­тикальной плоскости. Шверт просто вставляется в колодец и удержи­вается в нем благодаря трению о стенки. Для откренивания предусмот­рены ножной ремень с регулируе­мой длиной и шарнирный удлинитель румпеля. Спортсмен, регулярно участвующий в гонках, за дополни­тельную плату может оснастить свою лодку указателем вымпельного вет­ра (он крепится к мачте на уровне пятки гика), компасом, футблоком гика-шкота с храповым стопором, водоотливным эжектором.

lazer3

Теоретический чертеж швертбота

Конструктор постарался обеспе­чить большой запас плавучести (160 кг), заключенный в герметичном корпусе с кокпитом минимальных размеров. Это сделало «Лазер» со­вершенно безопасным для начинающих яхтсменов судном: если лодка легла парусами на воду, кокпит остается сухим, ее легко поставить на ровный киль. А гонщики оценили малый объем кокпита с другой точки зрения: в свежий ветер, когда греб­ни волн перехлестывают через низко­бортный корпус, воды в лодке ока­зывается не так уж много! Расши­ряющийся у палубы форштевень устраняет опасную тенденцию зары­ваться носом в волну на полных кур­сах, острые носовые обводы подвод­ной части корпуса позволяют сохранять высокую скорость при лавировке против волны.

Транспортабельность лодки также во многом способствовала широкой ее популярности. Стеклопластиковый корпус весит всего 57 кг; его легко укладывают на крышу автомобиля два человека. Лодку можно спускать на воду прямо на пляже, не поль­зуясь какими-либо приспособления­ми. Для удобства транспортировки мачта сделана составной — из двух частей, большая из которых имеет длину 3,5 м. Руль и шверт при пере­возке укладываются в кокпит.

lazer5

«Лазер» — отличная лодка для подростков.

Кёби любит рассказывать о том, как новый класс получил свое на­звание. Придумать что-то оригинальное оказалось нелегко — споры за­тянулись. Однажды во время коктей­ля в яхт-клубе Св. Лаврентия к со­здателям еще безымянного шверт­бота подошел студент местного уни­верситета и довольно неуверенно сказал: «Мне кажется, чтобы назва­ние звучало современно, это долж­но быть какое-нибудь неожиданное слово, например — из мира науки». Когда же Ян Брус, не придавая зна­чения разговору, все-таки уточнил: «Полагаю, вы имеете в виду что-то вроде лазера?», присутствующие в один голос воскликнули: «Да! Это именно то, что нужно!»

Первые «Лазеры» были экспони­рованы в январе 1971 г. на Нью-Йоркской выставке катеров и яхт: за две недели работы выставки Ян Брус получил заказы на 171 лодку и решил разворачивать производ­ство. Начал «катиться снежный ком»— уже через два года появилась необ­ходимость открыть дочерние пред­приятия на пяти континентах: бывали месяцы, когда число поступающих на Лазеры превышало1000.

В первый же год существования «Лазера» в США и Канаде были со­зданы национальные ассоциации класса, а затем и Международная ассоциация ILCA.

lazer4

Схема парусности «Лазера» и «Лазера-М».

 

Быстрое распространение «Лазе­ра» во всем мире дало повод ILCA в конце 1972 г. обратиться в Международный парусный союз с прось­бой о предоставлении новому клас­су международного статута. Тогда-то и начались бурные споры.

Противники «Лазера» призывали не оказывать поддержки ILCA, так как «Перформанс Сэйлкрафт» «слиш­ком монополизировала» производ­ство швертботов. К этому времени Международная ассоциация класса уже провела в жизнь жесткое правило, согласно которому «Лазер» строился как строго ограниченный монотип. Это должно было привести к тому, чтобы все регламентируемые «Лазеры» независимо от того, кто, где и когда их изготовил, оказыва­лись построенными по одним и тем же чертежам и правилам (не изме­няемым в течение длительного вре­мени) и поэтому имели бы идентич­ные корпуса и вооружение, равные ходовые качества. Подобный строгий контроль монотипности может быть обеспечен только при соответствую­щем прямом влиянии на все миро­вое производство лодок данного класса, а в современных условиях это, как показывает опыт, оказы­вается  уже не под силу Комитету мерителей IYRU. В связи с этим и появились так называемые «лицен­зионные» или «продукционные» клас­сы, т. е. классы, внутри которых пол­ный контроль за постройкой лодок осуществляет головная фирма.

lazer6

Гак держится на воде «Лазер», положенный порывом ветра.

Как это делается на практике, можно видеть на примере рассмат­риваемого здесь класса «Лазер». На головной верфи «Перформанс Сэйл-крафт» в Пойнт-Клэре хранятся два эталона — пуансона, с которых мож­но снимать любое количество матриц при освоении производства «Лазе­ров» на вновь организуемых дочер­них предприятиях фирмы. Мало того, что на всех этих восьми филиалах используются одинаковые матрицы и одна и та же строго регламентиро­ванная технология. Все необходимые материалы для формования корпу­сов приобретаются филиалами только у одной определенной фирмы. Заготовки парусов всем поставляет головная верфь (кстати сказать, все эти годы получающая дакрон от од­ной и той же фирмы, гарантирующей неизменность качеств ткани).

lazer7

Гибкий рангоут, возможность настройки вооружения делают  очень интересной лодкой для искушенного спортсмена.

Раскрой полотнищ осуществляется «электронным мастером»: быстро­режущие автоматические ножницы вырезают полотнища по заданной программе со скоростью резки 25 м/мин (в принципе оборудование позволяет воспроизводить запроек­тированные очертания деталей с точ­ностью 1 микрон!). Затем с соблю­дением максимально возможной точ­ности полотнища собираются в парус и скрепляются точечной сваркой (точки-прихватки остаются хорошо заметными на ткани и служат метками для контроля при проверке паруса мерителями на соревнова­ниях). Такие полуфабрикаты посту­пают на филиалы, где производится нормальная сшивка полотнищ, за­делка люверсов и прозрачной плен­ки окна, нашивка лат-карманов и боутов.

То что дочерняя фирма оказы­вается целиком и полностью связан­ной с головной верфью, и послужи­ло поводом для недовольства поли­тикой ассоциации класса среди зна­чительного числа членов IYRU. В то же время другие делегаты и в их числе сам президент Союза италь­янец Беппе Кроче считали такую организацию производства «Лазеров» как нельзя лучше отвечающей одно­му из основных принципов IYRU: по возможности обеспечивать рав­ные шансы для всех участвующих в гонках яхтсменов.

Как бы то ни было, а в июле 1974 г. «Лазер» получил статут меж­дународного класса.

В апреле следующего года Ко­митет политики и организации клас­сов IYRU обсуждал новую модификацию того же швертбота — «Лазер-Ми: потребовалось иметь вариант с меньшей площадью паруса. При массовой эксплуатации «Лазера» вы­яснилось, что управление им все-таки слишком сложно для начинающих яхтсменов, особенно подростков и женщин. «Перформанс Сэйлкрафт» быстро отреагировала на сообщения о том, что в свежие ветра стано­вятся очень важными и вес рулевого и его умение открениваты яхту: Кёби уменьшил парусность «Лазера» на 30% (до 5,76 м2), укоротив мачту. Корпус и все остальное осталось без изменения, так что владельцам «Ла­зера» достаточно купить новый па­рус и верхнюю часть составной мач­ты, чтобы иметь возможность при надобности превращать свое судно в «Лазер-М».

lazer8

Установка готовых «Лазеров» на пенопластовые блоки перед укладкой в контейнеры.

«Лазер-М» оказался идеальной лодкой для двух подростков 12— 16 лет и широко используется в парусных школах многих стран. Он не­сколько хуже обычного «Лазера» идет в лавировку, но не уступает ему на полных курсах.

Жизнь спортсмена, посвящающего свой досуг гонкам на «Лазере», как правило, беспокойна: десятки сорев­нований различного ранга проводятся ежегодно во многих странах и боль­шинство из них вполне доступно — можно поехать на них на автомобиле вместе с лодкой, легко и сравнитель­но дешево отправить швертбот по­ездом или самолетом. Наконец, не­сложно получить «Лазер» в аренду прямо на месте соревнований: всегда находятся владельцы, у которых швертбот будет свободен.

Уже прошел второй чемпионат мира, в котором принимало участие свыше 100 спортсменов (чемпионом мира стал американец Д. Бертранд). И сегодня Международная ассоциа­ция самого массового в парусном мире класса уже делает все, чтобы добиться включения гонок на «Лазе­рах» в Олимпийскую программу. Возможно, это не такая уж далекая перспектива!

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo