Вы здесь

Отчет экспедиции яхты Родина и Россия по путям Витуса Беринга

Отчет экспедиции яхты Родина и Россия по путям Витуса Беринга

19.04.2013 Автор: 0 10056
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Л.К.Лысенко, В.С.Романов, А.А.Сопоцко «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г

 

Путями Беринга

 

По традиции каждое лето крейсерские ях­ты Дальневосточного высшего инженерного морско­го училища имени адмирала Г. И. Невельского отправ­ляются в дальние плавания. В навигации 1971—1975 гг. яхты «Россия» и «Родина» прошли всеми морскими путями Амурской экспедиции Г. И. Невельского (см. „КЯ" № 39, 56, 63). В этих плаваниях десятки курсан­тов под командованием опытных яхтсменов-препода­вателей пересекали Японское и Охотское моря, выхо­дили в Тихий океан, неоднократно посещали остров Сахалин, Курильские острова, порты: Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчат­ский.

Велико значение таких плаваний для будущих ко­мандиров флота. По полтора-два месяца длились они, до 15 тыс. миль за плечами их постоянных участни­ков, десятки лекций и бесед о Г. И. Невельском, своем училище и парусном спорте проведено в пунктах заходов.

В навигацию 1976 г. начат новый цикл плаваний — путями Первой и Второй Камчатских, экспедиций В. Беринга, приуроченных к их 250-летию.

Летом 1976 г., помимо спортивных целей, экипажи яхт «Родина» и «Россия» ставили своей задачей отработку методов «моделирования» плавания судов В. Беринга на примере перехода бота «Св Гавриил» по маршруту: траверз порта Петропавловск-Камчат­ский — Усть-Большерецк — Охотск. Наше плавание проходило в обратном направлении — из Охотска в Петропавловск. Яхтсмены имели копию шханечного журнала бота и его путь, нанесенный на современные карты.

Одновременно участниками плавания велись наблю­дения за окружающей средой и проводились медико-биологические исследования.

Составы экипажей были такими. Яхта „Родина": флагман похода Л. Лысенко, капитан В. Белов, стар­пом В. Романов, штурман В. Чепурной, рулевые — В. Белоколодов, В. Сигитов, А. Винокуров. Яхта «Россия»: капитан В. Манн, старпом А. Медведев, штур­ман В. Давлятшин, рулевые — В. Бехтерев, В. Пузько, М. Войтенко.

По полуденному сигналу пушки с Тигровой сопки Владивостока «Родина» и «Россия» 11 июля в сопровождении двадцати яхт покидают базу, направляясь в трудное и продолжительное плавание. А в 17.00 после торжественного прощания они уже выходят проливом Японец за пределы Амурского залива.

С утра 12 июля на море туман, видимость 3—4 ка­бельтова. Яхту «Россия» давно потеряли из вида, но она рядом, и мы поддерживаем с ней регулярную радиосвязь. В полночь ложимся на курс, ведущий в пролив Лаперуза. Под ударом налетевшего шквала наша новая алюминиевая мачта проходит первое серьезное испытание. Еще раньше при неудачной швартовке мачта получила прогиб в 15 см между верхними и нижними краспицами. Во время шквала прогиб мачты в месте сгиба увеличивается, несмотря на то, что яхта несет минимальную парусность. Шквал проходит, но беспокойство за прочность мачты не покидает нас.

Весь день 16 июля бьемся с радиоприемником, пытаясь принять прогноз погоды, но это не удается. Слышен Петропавловск, но нет Владивостока, а Пет­ропавловский прогноз не захватывает наш район. Случайно ловим разговор диспетчера из Владивостока с одним из судов о возможном повороте тайфуна «Те­реза» в нашу сторону. Крепим все по-штормовому. Готовим рейковый стаксель и штормовой трисель.

Вечером заметили по курсу зарево. Шли на него 5 часов 6-узловым ходом. Оказалось, что эту мощную иллюминацию устроили японские рыбаки, ловившие кальмара.

Утром 17 июля открылись берега Японии. Не меняя галса, входим в пролив между островами Хоккайдо и Рисири. Ветер усилился до 7 баллов. Идем под трисе­лем. Мачта изогнулась в двух местах и теперь напоми­нает букву S.

Великолепное зрелище представилось иам в проли­ве. Виталий Белоколодов непрерывно щелкает затворами своей «многокалиберной» оптики, чтобы сохра­нить на фотопленке неповторимый вид уходящего за остров солнца, окрасившего все вокруг в багряный цвет.

19 июля. Порт Корсаков. Стоим во внутренней гавани. 555 миль пройдено за 188 часов. Это хорошее время, если учесть большую перегруженность яхт и состояние мачты на „Родине". Здесь нас ожидает но­вая деревянная мачта, доставленная из Владивостока на теплоходе в качестве резервной.

У нас много гостей. Представители печати, корсаковские яхтсмены и просто любопытные. Замена мачты вместе с подгонкой дельных вещей и такелажа заняла один день, и ночью 21 июля мы снова вышли в море. «Россия» задержалась на рейде для выявления деви­ации магнитного компаса. В 15 милях от мыса Анива зашли в ковш поселка Новикове, чтобы дождаться товарищей. В четыре часа дня на горизонте показался парус «России», и мы спешим в море. Ночью обогну­ли мыс Анива и взяли курс на север. Заметно похоло­дало, ночи безлунные, а из-за плотной облачности совсем черные.

В 4 часа утра 23 июля справа по носу показался остров Тюлений. До рассвета лавировали вблизи острова, а затем стали на якорь в 3 кабельтовых к северо-западу от него. На подошедшем мотоботе часть экипажа отправилась на берег.

День провели на острове. Осмотрели лежбище котиков и птичий базар. Лакомились яйцами кайр (лакомством их можно назвать условно). В сумерках покинули гостеприимный остров.

26 июля в 12 часов пришли на рейд Ныйского за­лива. Вход в залив — узкий, с баром и сильным приливо-отливным течением. На буксире входим и поднимаемся по реке Тымь до районного центра Ноглики, где бывали неоднократно. Здесь в 1973 г. экипажами яхт установлена мемориальная доска в честь первой высадки адмирала Г. И. Невельского на Сахалине. Тепло простившись со старыми и новыми друзьями, 29 июля мы вышли из Ногликов на Север. Ночью 31 июля яхты миновали северную оконеч­ность о. Сахалин — мыс Елизаветы на расстоянии 20 миль и взяли курс на о. Ионы, однако высадку на нем пришлось отменить ввиду плохой погоды и лечь на курс, ведущий в Охотск. 2 августа в 3.30 утра справа по курсу открылся огонь маяка Морекан. Это Охотск. Именно отсюда начинались обе Камчатские экспедиции Беринга. Именно отсюда пойдем по их следам и мы.

23 мая 1647 г. казачий десятник Семен Андреев Шелковник вышел с отрядом на берег Охотского моря в устье реки Охоты, где встретил более тысячи мест­ных жителей, настроенных очень воинственно. Завя­залась ожесточенная битва, в результате которой отряд Шелковника „за большим боем Охоту взял и зямоьье поставил". Так было положено начало Охот-ска. С годами зимовье сменилось острогом, острог — портовым поселком, на верфях-плотбищах которого строились мореходные корабли. Коренной поворот в жизни Охотска наступил со времени организации Первой Камчатской экспедиции.

pytiami1

Схема маршрута плавания яхт «Родина» и «Россия» 1976 г.

Распоряжение о сна­ряжении этой экспедиции было собственноручно написано Петром I незадолго перед смертью. В инструк­ции, данной им, говорилось, что „надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами; на оных ботах возле земли, ко­торая идет на норд... плыть и ...искать, где оная сошлась с Америкой".

Руководили экспедицией капитан I ранга В. И. Бе­ринг с помощниками — лейтенантами А. И. Чириковым и М. П. Шпанбергом. Первый отряд экспедиция появился в Охотске в 1726 г., а на следующий год было спущено на воду судно, названное «Фортуной». Уже в августе «Фортуна» ушла на Камчатку, в Болыперецк, доставив туда участников, экспедиции, грузы и снаряжение, которые затем были переброшены в Нижне-Камчатск по суше. Здесь весной 1728 г. по­строили «Св. Гавриил» — бот длиною 60, шириной 20 и осадкой 7,5 фута. На этом боте Беринг совершил первое плавание, во время которого было доказано наличие пролива между Азией и Америкой, частично исследованы берега Чукотки, открыты заливы Креста, Преображения и др.

В следующем 1729 г. бот «Св. Гавриил» вышел на поиски земли, о которой Беринг слышал от камчадалов. По всей вероятности, местные жители видели остров Беринга.

Выйдя в море 5 июня, Беринг берет курс на восток, но после трех суток безуспешной борьбы со стихией вынужден лечь на обратный курс. Обогнув мыс Лопат­ка, экспедиция 2 июля прибыла в Болыперецкое устье, а 23 июля пришла в Охотск.

Именно это плавание (только в обратном направ­лении) и предстояло нам повторить, следуя миля за милей маршрутом бота «Св. Гавриил».

Для этого мы пришли в Охотск, оставив за кормов 1437 миль, пересекли Японское море и прошли по меридиану все Охотское море. Три дня знакомимся с Охотском. Посетили косу, на которой прежде стоял Охотский острог, а теперь расположен рыбозавод. Коса галечная, неширокая. Могучий накат заглушает голоса. Прибойная волна вырастает на глазах выше человеческого роста и обрушивается на берег. На этой косе и сейчас находят монеты петровских времен, которые выбрасывает прибой.

pytiami2

Флагман похода Л. К. Лысенко.

На автобусе доехали до подножья гор, называемых здесь «Кавказом». В сторону моря выдается здание «Орбиты» с огромной антенной наверху. Выглядит оно необычно, стоя на границе трех стихий: моря, гор и бескрайней тундры.

5 августа мы вышли из Охотска и на его рейде штилели всю ночь. Только к полудню следующего дня подул ветер, постепенно набирая силу, и яхты легли на курс к камчатскому поселку Болыперецк. Впереди путь длиною в полморя, самого неспокойно­го из всех морен СССР, где нередко бывают землетря­сения и моретрясения, вечно дымят вулканы Куриль­ских островов.

На этом переходе нам повезло. Большую часть времени шли с попутным ветром, делая по 100 миль в сутки.

Во второй половине дня 11 августа подошли к побережью Камчатки в районе рыбокомбината Октябрьский. В устье реки Большой вошли под парусами, однако встречный ветер и попутное течение сильно затрудняли управление яхтой, пришлось воспользо­ваться помощью вышедшего встретить буксира.

Именно в этом устье в 1737 г. при входе в реку был застигнут штормом и выброшен на берег бот «Фортуна».

Переход протяженностью 585 миль занял у нас 140 часов. Бот же «Св. Гавриил» совершил его за 156 часов. На этом переходе, как нельзя лучше, нам при­годилась добротная меховая одежда, шерстяное белье, шапки-ушанки, рукавицы и меховые спальные мешки. Климат северных районов Охотского моря приближа­ется к арктическому.

13 августа яхты вышли в последний переход, а вечером 14-го миновали Первый Курильский пролив и вышли в Тихий океан. Океанская зыбь и слабые ветры сопровождали нас до самого Петропавловска, на рейде которого яхты стали на якорь ночью 17 ав­густа.

Утром «Россия» и «Родина» вошли в порт.

Плавание закончено. Позади 2300 миль по гене­ральному курсу. Покидаем Петропавловск на борту п/х «Советский Союз» до следующей навигации. На следующее лето цикл яхтенных плаваний по пути Беринга был завершен.

pytiami3

Один из редких дней без шторма.

Начали мы с похода в те места, где когда-то был расположен Нижне-Камчатский острог, где бот снаряжали, откуда он отправился в историческое плавание, которое обессмертило имя Беринга. После трехдневно­го перехода наши яхты были ошвартованы в Усть-Камчатске, а мы на моторной лодке поднялись на 40 км по реке до нынешнего Нижнекамчатска. И не зря. Даже непродолжительные поиски на высоких берегах реки дали интересные находки: монеты той эпохи, нательный крестик, кованые корабельные гвозди и другие предметы.

Снова поднимаем паруса. Идем, все время сопостав­ляя приметные ориентиры с записями в шханечном журнале бота. Если наш эксперимент подтвердит пра­вильность графической модели экспедиции, построен­ной А. А. Сопоцко, можно будет утверждать приори­тет Беринга в целом ряде географических открытий.

6 августа 1977 г. яхты вышли из бухты Павла, следуя на северо-восток. В Анадырском заливе совершили переход от мыса Наварин до бухт Угольная и Преображения.

Экспедиция Беринга в 1728 г. плыла в Северный Ледовитый океан без карты, прокладывая путь другим мореплавателям и указывая месторасположения открытых ею земель. Выявлением географических откры­тий Беринга в последующие века занимались многие историки, географы и мореплаватели. Так, знаменитый русский мореплаватель и ученый Ф. П. Литке, коман­дуя шлюпом «Сенявин», в 1828 г. прошел по маршру­ту В. Беринга в Анадырском заливе: он подтвердил, что «Св. Гавриил» открыл мысы Наварин и Фаддея.

9 августа участники нашей экспедиции занимались выявлением еще одного географического пункта, открытого экипажем «Св. Гавриила» в 17 часов 28 июля 1728 г. В тот день штурман записал в вахтенный журнал, что на северо-западе был виден «крутой вновь показавшийся угол» и по тому же направлению «вы­сокая и крутая при море гора». Из той же точки, что и Беринг, штурман яхты «Родина» видел мыс Барыко­ва и гору высотой 430 м на нем.

12 августа яхты вошли в бухту Преображения — залив Св. Преображения, как называл эту бухту В. Бе­ринг. В каком месте бухты бот «Св. Гавриил» стоял на якоре? Где В. Беринг высаживался на берег? Из ка­кого ручья моряки брали воду? Где расположены остатки поселений, которые видел мичман Чаплин с матросами? Вот основные вопросы, которые предстоя­ло разрешить участникам нашей экспедиции.

pytiami4

Памятник Витусу Берингу в Петропавловске.

Удалось установить следующее. Бот «Св. Гавриил» стоял на якоре в бухте Преображения в 1,8 мили от ее вершины. Мичман с матросами высаживался в лагуне, расположенной в вершине бухты, они брали воду из ручья, впадающего в нее с восточной стороны. Название ручья на современных картах отсутствует, но в XIX веке здесь текла полноводная река Ледяная, по-чукотски Куйваем. Остатки поселения моряки мог­ли видеть в северо-восточной части долины реки Ледяной. На этом месте найдены остатки предметов быта, сделаны их фотоснимки и зарисовки. После обработки этих находок можно будет сообщить более точные сведения об их значении.

Пройдя 14 миль на юго-восток от бухты Преображе­ния, яхты находились в той же точке, откуда Беринг открыл бухту Безымянная, записав об этом в журнал: В 7 часов были против губы, которая простирается на северо-восток, шириною 9 миль .

14 августа в вахтенном журнале яхты «Родина» бы­ло записано, что штурман «Св. Гавриила» 8 августа в 14 часов и 18 часов 30 минут брал пеленг на гору Большая, а в 20 часов — на мыс Столетия.

«Родина» и «Россия», вошли в Берингов пролив 18 августа. Около четырех суток они плавали в Северном Ледовитом океане, моделируя путь «Св. Гавриила».

При возвращении экспедиция Беринга плыла вплот­ную к берегу (в 1—1,5 мили) и хорошо видела большую часть азиатских берегов, хотя побережье Север­ной Америки и на этот раз было закрыто туманом. Участники экспедиции Беринга произвели опись и картирование азиатских берегов пролива. Положение этих берегов на итоговой карте Первой Камчатской экспедиции вполне соответствует современным картам.

pytiami5

Плавание «Св. Гавриила» в Беринговом проливе в августе 1728 г. (цифрами указаны дни месяца). Воспроизведено по вахтенному журналу Е. Кушнаревым (см. его книгу «В поисках пролива», Л., 1976).

Из-за тумана экспедиция яхт при плавании на се­вер, так же, как и экипаж Беринга, не наблюдала американских берегов, и только на обратном пути ее участники увидели полуостров Сьюард. Экспедиция определила, что «Св. Гавриил» плыл не прямым кур­сом, а лавировал - Беринг и его помощники вели ак­тивный поиск берегов Америки.

19 августа яхты, следуя по маршруту бота, приш­ли в то место, где находился Беринг в полдень 16 августа (по гражданскому календарю—15 августа) 1728 г. В литературе сложилось ошибочное мнение, что указанная широта была пределом экспедиции Беринга при плавании на север. Но «Св. Гавриил»повернул на обратный курс не в полдень, а в 4 часа дня, прой­дя еще 11,6 мили на северо-восток. Экспедиция яхт, пройдя указанное расстояние в заданном направлении, достигла 67°24с. ш.

Экспедиция яхт «Родина» и «Россия» доказала следующее. Беринг дважды прошел весь пролив, поднялся на 64 мили выше его, в Чукотском море обсле­довал участок водной поверхности в 50 миль длины и 20 миль ширины; произвел опись и картирование чу­котского побережья: указал крайнюю восточную точ­ку азиатского материка и сообщил, что к этой оконеч­ности «земли никакой не подошло», а от «восточного угла» берег, поворачивает на запад. Достаточно ли этих аргументов? Мы думаем, вполне.

pytiami6

Памятник Берингу и его спутникам в бухте Провидения. Фото А. Виноградова.

Беринг доказал наличие пролива, ныне заслуженно носящего его имя.

Многие выдающиеся мореплаватели впоследствии занимались анализом географических открытий Первой Камчатской экспедиции — Сарычев, Кук, Крузен­штерн, Лисянский, Головнин, Коцебу, Литке, Макаров. Однако специальная экспедиция по моделированию плавания Беринга осуществлена впервые.

Получены данные, говорящие о приоритете Первой Камчатской экспедиции в 40 географических открытиях.

pytiami7

Находки на том месте, где когда-то  снаряжали бот «Св. Гавриил». Фото А. Ештокина.

Наши плавания завершились открытием памятника Витусу Берингу и его спутникам в Бухте Провидения.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo