«Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г
НА НОВЫХ ТРАССАХ— НОВЫЕ ЧЕМПИОНЫ
XXIV ЧЕМПИОНАТ СССР ПО ВОДНО-МОТОРНОМУ СПОРТУ, г. ГРОЗНЫЙ, 28 СЕНТЯБРЯ - 3 ОКТЯБРЯ 1977 г.
По многолетней традиции репортаж о главном событии водно-моторного сезона — лично-командном Чемпионате СССР давался е последнем номере года. На этот раз традицию пришлось нарушить, поскольку чемпионат завершился лишь в октябре, когда декабрьский номер сборника уже находился в типографии.
Чемпионат проводился действительно слишком поздно. Поздно даже для такого южного города как Грозный. Неудивительно, что приехавшие в Чечено-Ингушетию спортсмены были встречены дождливой и холодной, типично ленинградской осенней погодой. Хотя в заключительные дни соревнований появилось солнце и стало теплее, во время первых заездов гонщики чувствовали себя очень неуютно.
Чемпионаты СССР проводятся по территориальному принципу и являются смотром успехов развития водно-моторного спорта страны. В Грозный прибыли команды 13 союзных республик, культивирующих водно-моторный спорт (как обычно, не были представлены только Киргизия и Таджикистан), Москвы и Ленинграда.
Всесоюзные соревнования в Грозном проводятся во второй раз; в 1976 г. здесь проходило первенство ДСО и ведомств, поэтому большинству спортсменов водоем знаком. Чернореченское водохранилище, расположенное на окраине города, — небольшое, примерно два километра в длину, меньше километра в ширину. Со всех сторон оно надежно прикрыто холмами — здесь даже в свежий ветер поднимается лишь небольшая рябь. Так что условия для соревнований не просто хорошие, а слишком хорошие! Прямо скажем, это помешало стремлению организаторов в полной мере приблизить условия к принятым за рубежом, где бороться за победу приходится, как правило, на волне. Для этого водоем оказался слишком мал — волны так и не было, тем более, что стоял полный штиль!
Если на прошлом чемпионате в Таллине, когда применялись «плавающий» состав команды и очковый командный зачет, тренеры и представители команд чуть ли не перед каждой гонкой буквально осаждали судейскую коллегию, стремясь включить своих командных гонщиков непременно в ту группу, где соревнующихся поменьше, в Грозном этого не нужного никому ажиотажа не было.
Наконец-то вновь введен твердый состав команд! Этот «шаг назад» — бесспорно правильное решение. Сейчас в республиках культивируются все классы, входящие в командный зачет; на соревнованиях все эти классы были представлены не менее чем 18—20 участниками.
По положению на XXIV Чемпионате СССР команда включала: два скутера национальных классов ОВ и ОС, две мотолодки SB и одну SC, три глиссера классов R1, R2 и R4. В программу грозненского чемпионата вошли и гонки скутеров с гоночными моторами классов 0J, ОА, ОВ и ОС — только на личное первенство.
Вернулись мы и к командному зачету по скоростям, сохранив очки только для личного первенства. В командный зачет на XXIV Чемпионате шла сумма скоростей (по трем лучшим гонкам серии из четырех гонок) всех членов команды, в личный — сумма очков трех лучших гонок. Все встало на свои места!
На судах с подвесными моторами заезды проводились на дистанции 5 миль (серия) и в личном первенстве— на 10 миль, на глиссерах — на дистанции 10 миль (серия) и а личном первенстве — на 15 миль.
Все предыдущие чемпионаты страны проводились на «длинной» 4-буйной трассе и наши соревнования (в сборнике уже много говорилось об этом) превратились в разновидность рекордных заездов. Учтя практику проведения соревнований за рубежом, ФВМС приняла вполне оправданное решение о приближении условий наших гонок к зарубежным и ввела, начиная с этого чемпионата, укороченную — с расстоянием между буями не более 1000 м — 2-буйную трассу для всех классов судов.
На трассе Виктор Кусков — чемпион СССР 1977 г. на дистанции 10 миль и бронзовый призер серии гонок.
Ульяновец Евгений Степанов — чемпион СССР в гонке на 15 миль в скутерах национального класса ОС.
На дистанции гонок мотолодки SC: Л® 50 — Я. Миллерса, Л§ 71 — чемпиона СССР в серии гонок К. Тылла.
В Грозном впервые можно было, а и деть гонки на «короткой» (800 м) 2-буйной трассе. Ясно, что на такой трассе меньшее значение имеют скоростные качества судна на прямой и большее — его поворотливость и приемистость, а главное — мастерство спортсмена, его тактическая зрелость. (Это имеет особое значение а самом популярном у нас классе мотолодок, где моторы у всех участников заезда практически одинаковы!) И давая оценку прошедшему XXIV чемпионату страны, можно с уверенностью сказать, что переход на короткую трассу полностью себя оправдал! Гонки стали гораздо более динамичными и выиграли в зрелищном отношении, наконец-то это были состязания спортсменов, а не конкурс техники.
По общему впечатлению, чемпионат в Грозном удался, давно не было такой интересной и азартной спортивной борьбы! Показателем и неоспоримым доказательством происшедших коренных перемен в характере состязаний может служить чуть ли не 100%-ное обновление ставшего уже привычным списка чемпионов и призеров! Явление в водно-моторном спорте крайне редкое!
Будем объективны. Есть у перехода на короткую трассу и «негативная» сторона. В ходе гонок чемпионата не было установлено ни одного попутного рекорда — ни мира, ни страны. Это вполне закономерно, можно было бы даже не упоминать это как минус, но беда в том, что по непонятным причинам ФВМС СССР отменила проведение Дня рекордов (на дистанциях 1 км, фонд и часовых) в г. Гали, намеченного на конец октября. Причем об отмене стало известно буквально в день закрытия чемпионата, когда все уже погрузили технику на автомашины и собирались переезжать в Гали. Это не что иное как проявление неуважения к труду наших ведущих гонщиков, которые специально и подолгу — зачастую целый год — подготавливают технику к рекордным заездам. С попутными же рекордами, думается, дело поправится: спортсмены освоят короткую трассу и, вероятно, уже в этом году мы сможем зарегистрировать новые рекорды!
Если репортажи о предыдущих чемпионатах иногда превращались в перечисление рекордов, а в названии статей неизменно присутствовало слово «рекорды», то рассказ о чемпионате в Грозном стоило бы озаглавить — «Настоящий спорт».
Первый гоночный день отведен заездам на личное первенство: серия 4x5 на скутерах с гоночными подвесными моторами.
Заезд мотолодок класса SB. Впереди после старта — мотолодка с обводами глубокое V москвича А. Жирова.
Воронежец Владимир Каширин, сделавший «золотой дубль» — ставший дважды чемпионом СССР W77 г. (и в серии гонок 4У.10 и в гонке на 15 миль).
Ленинградец Виктор Сокол — чемпион СССР в серии гонок в классе глиссеров R/ — перед решающей последней гонкой.
Открывают чемпионат гонки в классе OJ. Бросается в глаза небывалое количество заявленных участников —14. (На двух предыдущих чемпионатах заявлялось всего по 5—7 человек, кончало же заезд в лучшем случае двое!). Но когда на старт вышла ровно половина заявленного числа, все стало на свои места.
Об этом классе, некогда — в 60-х годах — очень популярном и многочисленном, следует поговорить особо. Уже несколько лет на наших чемпионатах вновь в OJ разыгрываются медали чемпионов, однако гоночные моторы этого класса — «Дельфины», поставлявшиеся когда-то из ГДР, теперь не поступают — изготовление их в 1965 г. прекращено. За прошедшие 12 лет почти все эти моторы или давно превратились в металлолом, или практически уже не имеют ни одной фирменной детали, кроме, разве что, маховика. Так что в заездах скутеров O.I можно было увидеть самые диковинные моторы: чудом восстановленные «Дельфины» различных лет выпуска, уникальный «Сич-175» (также восстановленный из хлама), полностью самодельный подвесной мотор, наконец — мотор, сделанный из 4-цилин-чрового «Кенига» класса ОБ. Вполне естественно, что такая гоночная техника не могла работать надежно. И действительно, все четыре гонки серии смог пройти только один спортсмен — м. с. Д. Якубович (УССР). Вспыхнувшей было надежде на то, что класс возродился, не суждено было сбыться.
В 10-мильной личной гонке, кстати сказать, результатов ке было вообще: из пятерых стартовавших ни один гонщик не смог пересечь финишный створ! Все пятеро остановились на трассе, а судьи оказались в затруднительном положении: гонка продолжается, но финишировавших нет и не предвидится, контрольную трехминутку отсчитывать не от чего! Было принято уникальное решение: отсчитать контрольное время «от последнего заглохшего мотора»! В течение трех минут так никто и не завелся.
Такой результат, пожалуй, говорит сам за себя — класс давно умер, никакое искусственное возрождение его результатов не дает. Это только отвлекает квалифицированных спортсменов от действительно массовых классов надеждой получить медаль чемпиона СССР. Заезды зрелищно и спортивно неинтересны, по сути являются гонками «на выживание»: кто не остановился, тот и чемпион. Пришло, пожалуй, время, когда этот класс пора вывести из программы чемпионатов, а две «освободившиеся» чемпионские медали разыгрывать в национальных классах скутеров ОБ и ОС. Для энтузиастов класса OJ достаточно оставить возможность демонстрировать свои результаты в специальных рекордных заездах.
В заездах класса ОА участников почти столько же, сколько и в OJ — 13. В первом заезде заявку на победу делает ленинградец Д. Ишутин, но во втором и третьем блестяще выступает Д. Чермашенцев, лидирующий с момента старта и до самого финиша; занятое А. Чермашенцезым 2-е место в четвертой гонке окончательно склоняет чашу весов в его пользу. В 10-мильной личной гонке Д. Йшутин доказал, что первую гонку серии выиграл не случайно: все 8 кругов его упорно преследовал прошлогодний чемпион на этой дистанции Н. Пывват, но так и не смог вырвать победу.
После первых двух заездов скутеров класса О В, на старт которых вышло 9 спортсменов, никто не сомневался в победе прошлогоднего чемпиона м. с. из Ульяновска В. Борисова, выступавшего на отечественном гоночном моторе «ГЛМ»: его зеленый скутер дважды с убедительным отрывом от соперников первым пересекал финишный створ. Но... в третьей — он сошел с дистанции, в четвертой — не смог выйти на старт. По результатам трех лучших заездов наибольшее и равное количество очков набрали два спортсмена — м. с. В. Матулявичус (Лит. CCPJ и м. с. В. Букшин (Л-д); скорость оказалась выше у В. Матулявичуса, он и стал чемпионом страны в серии.
В. Борисов стал единоличным лидером и взял реванш за неудачу в серии, победив на дистанции 10 миль.
В серии гонок скутеров ОС острейшая борьба за чемпионский титул развернулась между чемпионом 1976 г. м. с. Е. Ковалевым (УССР), серебряным призером ленинградцем з. м. с. В. Исаковым и москвичом м. с. м. к. П. Богдановым. Третий заезд оказался решающим: москвич сумел приплюсовать еще 400 очков за победу и стал недосягаемым (на последний заезд даже не выходил). Зато в 10-мильных заездах ему пришлось довольствоваться бронзой: лидерство со старта захватил неудачно выступивший в серии киевлянин Э. Голубицкий. Неоднократные попытки В. Исакова, показывавшего более высокую скорость на прямой, вырвать победу ни к чему не привели: киевлянин проходил повороты вплотную к бую, каждый раз заставляя В. Исакова идти по большему радиусу и терять секунды.
Второй гоночный день, собственно, и следует считать началом Чемпионата — разворачивается командная борьба, идут заезды самых массовых и популярны» в нашей стране классов мотолодок и национальных скутеров.
Национальные скутера (ОБ и ОС) были задуманы в 1971 г. как массовый, доступный для многих клубов класс, поскольку здесь применяются широко распространенные потребительские моторы, которые разрешено форсировать самим спортсменам. Объем форсировки неограничен: оговорено только, что необходимо использовать серийный картер, блок и головку цилиндров, коленчатый вал, да и те могут быть переделаны. За прошедшие годы ведущие спортсмены довели эти моторы до такой степени форсировки, что средние скорости, показываемые на них, лишь на какие-нибудь 10% ниже, чем скорости с импортными специальными гоночными моторами. Но использовать сложное оборудование (станки, стенды) для работ по грамотному форсированию могут далеко не все. Национальные скутера практически стали не менее сложным классом, чем международные, да и гонки на них понемногу выродились в демонстрацию не мастерства, а технического творчества спортсмена.
Интересно обратиться к зарубежной практике. Высокая стоимость гоночных «Кенигов» вынудила федерации многих стран культивировать скутера национальных классов с форсированными потребительскими моторами, называемыми «сток». Однако разрешаемый объем форсировки моторов там значительно уже, чем у нас. В некоторых национальных правилах разрешаются только применение специально гоночного углового редуктора да замена карбюратора и свечей; все же остальные детали и узлы мотора должны быть без изменений, топливо — то же, что и для серийного мотора. При таких ограничениях практически все спортсмены находятся в одинаковых условиях.
Представляется целесообразным учесть этот зарубежный опыт: стоит несколько сузить объем разрешаемых переделок, а кстати и запретить применение метанола (получение которого клубами сейчас сопряжено с большими трудностями).
В национальном классе ОБ заявлено 18 спортсменов и почти все они стартуют во всех гонках серии. Стоит поподробнее рассказать о признанном герое дня — прошлогоднем чемпионе москвичем С. Е. Бочкаре. Он был недосягаем для соперников и в блестящем стиле выиграл первый звезд, но буквально через десяток метров после финиша его скутер остановился: поломка редуктора! Спортсмен за время перерыва между гонками, видимо, не успел как следует отремонтировать мотор и в результате он вышел из строя на предпоследнем круге следующей гонки, лидеру заезда пришлось сойти с дистанции. Редуктор разрушен полностью. Е. Бочкарь успевает заменить редуктор и... выигрывает остальные два заезда серии. Сумма очков по трем лучшим гонкам максимальная—1200! Е. Бочкарь, как выяснилось позднее, стал единственным гонщиком, удержавшим завоеванное в 1976 г. звание чемпиона СССР еще на один год. (Кстати сказать, в личной 10-мильной гонке двигатель все-таки снова заглох.)
Из-за слишком высокой форсированности серийных двигателей процент схода с дистанции был велик: в лучшем случае финишировала половина гонщиков — 9, в худшем — в последней гонке — всего 4!
В национальном 500-кубовом классе ОС борьба за золото отличалась необычайным накалом. Чемпиону 1976 г. Е. Степанову спортивное везение изменило. Уже на старте первой гонки его обошли молодой спортсмен из команды РСФСР м. С. И. Чермашенцев и м. С. В. Яскорун-ский (УССР). Е. Степанов, стремясь нагнать лидеров, излишне рискованно сделал поворот у буя и его выбросило из скутера; спортсмен быстро влез в кокпит, но мотор завести не удалось. Из-за ремонта Е. Степанов опоздал к старту второй гонки и пришел к ней только 6-м. Стало ясно, что в этом классе может быть новый чемпион! Следующий заезд был единоборством двух претендентов: со старта вперед вырывается И. Чермашенцев, за ним буквально в 30—50 м упорно следует Е. Степанов, но теперь он не рискует на поворотах и никак не может настичь молодого гонщика!
То, что это поражение в серии можно объяснить невезением, Е. Степанов доказал в личной гонке: он почти на целый круг оторвался от серебряного призера м. с. Э. Песковского (Латв. ССР) и финишировал с прекрасным для 2-буйной дистанции результатом 87,410 км/ч — лучшая скорость в этом классе.
Еще интереснее были гонки, еще более напряженной была борьба — в классах мотолодок.Очень показательны результаты, продемонстрированные новыми мотолодками с обводами глубокое V. Не подлежало сомнению, что на трассе с большим числом поворотов они должны быть выгоднее катамаранов. И действительно, как по поворотливости, так и по приемистости килеватые лодки намного превосходили их даже в типично катамаранных погодных условиях. Но то, что они по скорости на прямой на совершенно гладкой воде почти не уступали катамаранам и тримаранам, было неожиданностью.
В классе SB оказалось заявлено 38 участников, перед судьями встал сложный вопрос: как наиболее справедливо провести личное первенство при таком большом числе спортсменов! Пункты положения о соревнованиях в этом случае противоречили один другому. С одной стороны, личное первенство определяется суммой очков, полученных в трех лучших гонках из четырех. С другой стороны, при количестве участников более 20 их рекомендовано разбить на две группы и провести в них по два предварительных полуфинальных заезда. По 10 спортсменов, показавших в них лучшие результаты, составят «двадцатку» финалистов, а в финале проводятся оставшихся два заезда серии с зачетом только по сумме этих двух финальных заездов. Судейская коллегия решила провести первенство в SB, придерживаясь этого пункта положения, и тем поставила спортсменов в неравноправные условия, более тяжелые, чем в других классах. Практически получился зачет по всем четырем заездам из четырех!
В первую полуфинальную группу попали два м. с. м. к. — А. Жиров и Т. Хааге, чемпион 1976 г. на 10-мильной дистанции Н. Егоров и серебряный призер П. Клабуков. Второй состав оказался не менее представительным: м. с. м. к. Г. Черненко и Б. Клюшников, прошлогодний чемпион м. с. м. к. Ю. Иванов, м. с. А. Щербинин. Борьба обещала быть очень острой и, надо сказать, ожидания оправдались.
Все с особенным интересом следили за нарядной лодкой с обводами глубокое V (серийная продукция норвежской фирмы «Винрейс»), на которой выступал А. Жиров. Волнений было много. На «Винрейсе» еще в предстартовой зоне заглох двигатель, А. Жиров принял старт, когда головная группа уже прошла целый круг! А вот во втором полуфинальном заезде этой группы завязался интереснейший поединок между Д. Жировым и ленинградцем А. Берницыным, выступавшим на катамаране. Все пять кругов дистанции они ходили буквально борт о борт: на прямой немного выигрывал катамаран, на поворотах лодка с глубоким V метров на 25—30 от него уходила. Финал был драматическим для А. Жирова: он финишный створ пересек первым, вырвавшись вперед буквально на несколько метров, но за нарушение правил не повороте был дисквалифицирован — дороге в финал оказалась закрыта!
В заездах второй группы лидерами по очереди были все основные соперники. Ю. Иванов показал лучшую скорость для этого класса — 60,729 км/ч, да и вообще результативность второй группы оказалась намного выше (скорость победителя больше почти на 3 км/ч).
Финальные схватки изобиловали неожиданностями и зрелищно были очень выигрышными. Вторая — решающая гонка финала началась с того, что со старта и до конца первого круга ее вел Ю. Иванов (2-е место в первой гонке). На повороте его обошел А. Щербинин (победитель первой гонки). Увлекшись борьбой между собой, эти спортсмены не заметили, как вперед вырвался В. Усолкин; к третьему кругу он ушел от них метров на 50 и стал практически недосягаемым! А. Щербинина вполне устроило бы 2-е место — и при этом звание чемпиона ему было обеспечено, но когда до финиша оставалось 150—200 м, его обогнал и финишировал впереди буквально на полкорпуса Ю. Иванов. Гонки серии закончились, но кто чемпион — оставалось неясно. Максимальную сумму очков за две финальные гонки (625) набрали два спортсмена: А. Щербинин и В. Усолкин. Вступает в силу «скоростное» правило: сравнение скоростей в пользу В. Усолкина!
Личная 10-мильная гонка тоже смотрелась с захватывающим интересом. И здесь волнующие события начались еще в предстартовой зоне: из 16 вышедших на старт спортсменов двое так и не смогли запустить двигатели. Это были два претендента на первое место — А. Щербинин и Б. Клюшников, выступающий на самодельной килеватой лодке. Только после того, как лидеры лрошли целый круг, они оставили безуспешные попытки оживить моторы!
Сразу после старта сформировалась плотная лидирующая группа из четырех спортсменов РСФСР: на лодке со стартовым номером 15 шел Ю. Иванов, его настигали № 12 — П. Клабуков, № 11 — В. Усолкин и № 2 — А. Жиров. К третьему кругу Ю. Иванов все-таки ушел от соперников и увеличил разрыв до 200 м, когда его лодка неожиданно резко остановилась: как выяснилось на берегу, разрушился нижний шатунный подшипник! На четвертом круге свернул к берегу В. Усолкин: в его катамаране полно воды — продопьные лонжероны тоннеля отошли от днища. Лидеров осталось двое, они намного оторвались от основной массы гонщиков и показали великолепный образец спортивной борьбы. И можно было воочию убедиться, что лодка с обводами глубокое V, даже еще недостаточно освоенная А. Жировым, при безветрии и отсутствии волны почти не уступала катамарану П. Клабукова. Круг за кругом они шли рядом: на прямой несколько уходил вперед катамаран, на поворотах «Винрейс» с пихвой отыгрывала упущенные метры и выходила вперед. Финишный створ первым пересек A. Жиров на лодке с глубоким V. Красноречивая победа! Но... опять неожиданность для зрителей: по сообщению судьи на повороте, на последнем круге произошло столкновение лидеров; после осмотра корпусов и анализа обстоятельств инцидента судейская коллегия приходит к выводу, что виновен А. Жиров...
В заездах мотолодок SC заявлено 18 спортсменов. Среди них тоже немало громких имен: В. Кусков, М. Зайчиков, все призеры прошлого чемпионата; победитель соревнований на приз сборника Я. Миллере; не выступавший в 1976 г. неоднократный чемпион СССР, рекордсмен страны и мира А. Раудва. Эти именитые спортсмены сразу же дают понять, что без боя своих позиций не сдадут! Вперед после старта вырываются В. Кусков, К. Тылл, А. Раудва, но на правах равного с ними — рядом оказывается и молодой, малоизвестный спортсмен из Литвы B. Тамупис.
Не будем и пытаться пересказать перипетии всех четырех гонок; в разных вариациях призовые места делили между собой одни и те же гонщики. И здесь спор из-за серебряной медали решился уже после решающей гонки: в активе В. Тамуписа и В. Кускова было по одной победе и по два 2-х места — по 1000 очков; снова в силу вступило правило высшей скорости...
На личную гонку в заключительный день соревнований вышло только 7 спортсменов: остальные, взвесив реальные возможности, решили не пытать счастья. Со старта впереди оказывается уже хорошо известная болельщикам тройка победителей серии. Три круга гонку ведет В. Кусков, но никак не может оторваться от К. Тылла. На прямой скорость Кускова несколько выше — он чуть раньше приходит к каждому поворотному бую, но поворотливость его лодки плохая, она полностью сходит с редана, почти останавливается. К. Тылл вполне мог бы обойти его на любом повороте, но все время делает одну и ту же тактическую ошибку — заходи на поворот по слишком большому радиусу, не используя хорошей поворотливости своей лодки. В. Кусков учитывает это: повернув вначале на 90°, он идет метров 30 поперек дистанции, вынуждая К. Тылла депать еще больший радиус, а потом заканчивает поворот. Так повторялось на каждом повороте! Зайди К. Тылл хотя бы раз более круто — чемпионская медаль была бы в его руках: финишировали лидеры с разрывом в 2—3 метра...
Как и на прошлом чемпионате, новых, рассчитанных на короткие трассы лодок так и не появилось: большинство ведущих спортсменов по-прежнему гонялось на катамаранах. Против ожидания слабо выступил М. Зайчиков: он привез в Грозный лодку, на которой побеждал в 1976 г., но для полного соответствия с буквой действующих правил ее пришлось переделать, что, видимо, отразилось на ходовых качествах. На результатах А. Раудвы, очевидно, сказался перерыв в выступлениях...
Почти все участники, за редким исключением, использовали моторы «Вихрь-30», но повышения скоростей по сравнению с менее мощным «Вих-рем-25» пока заметно не было. Как и на прежних гонках, скорость лидеров на мотолодках младшего класса SB, где применяются «Нептуны-23», оказалась несколько выше, чем в SC со значительно более мощным мотором. Это, конечно, говорит о том, что спортсменами «Вихрь-30» освоен еще недостаточно. Очевидно, мешают и некоторые объективные причины, обусловленные его конструкцией. Дело в том, что входные отверстия системы охлаждения этого мотора расположены так и имеют столь малое проходные сечение, что применять высокоэффективные полу-погруженные винты нельзя — есть опасность прекращения подачи воды (что и случалось неоднократно на гонках в Грозном!). «Нептун» в этом отношении выигрывает: его поднимают так, что уровень воды лишь немногим выше оси гребного вала, а охлаждение подводит редко.
Анатолий Чермашенцев — новый чемпион СССР в серии гонок на скутерах ОА.
Победа Валерия Усолкина в серии гонок в классе SB была неожиданностью для многих.
Москвич Евгений Бочкарь — единственный из чемпионов 1976 г., которому удалось удержать это звание (победитель серии гонок в национальном классе скутеров О В).
Чемпион СССР в 10-мильной гонке в классе национальных скутеров ОВ — Роберт Азатян (Арм. ССР).
В сборнике уже поднимался вопрос о необходимости разрешить применение специальных заборников воды, на первое время — хотя бы кустарного изготовления. Надеемся, что к следующему сезону вопрос этот будет решен положительно.
Четвертым заездом мотолодок SC закончился первый день командной борьбы. Как и на прошлом чемпионате, после соревнований легких классов 1-е место занимала команда Литвы; 969,94 км/ч. Около 100 км/ч проигрывали ей команды Украины и Эстонии. Необычно слабо выступили команды РСФСР и Ленинграда (соответственно 7-е и 6-е места, но было известно, что у них сильны тяжелые классы (R1 и R4 — у РСФСР, R2 и R4 — у Ленинграда!
И вот 2 октября — заключительный день командного сражения.
Классы глиссеров не случайно называют тяжелыми. И не только потому, что применяются автомобильные двигатели и суда, действительно, весят немало. С большим основанием их можно назвать так из-за сложности конструкции как самого корпуса, так и особенно всех механических и вспомогательных систем, большой трудоемкости их доводки. Поэтому-то в классах глиссеров смена лидеров происходит редко — за первые места по три-четыре года борются одни и те же два-три спортсмена в каждом классе; а, например, в R2 вообще бессменным чемпионом страны и в серии и на 15-мильной дистанции с начала культивирования этого класса оставался Валентин Исаков.
Однако в Грозном все три чемпионских титула в серии гонок завоевали спортсмены, которых до того мало кто знал. Причем завоевали в честной открытой борьбе с пригнанными мастерами и победили их убедительно, набрав почетный максимум— по 1200 очков.
Первыми, как всегда, в борьбу вступили глиссеры младшего класса — R1. Погода идеальная — полный штиль, на небе — ни облачка, тепло.
Все уже привыкли, что в этом классе призовые места разыгрывают между собой м. с. м. к. А. Кузнецов (РСФСР! и Г. Лашко (Латв. CCPJ. Но после первой же сотни пройденных гонщиками метров становится ясным, что могут быть сюрпризы: уж слишком напористо нагонял лидеров взявший старт в общей массе спортсменов ленинградец В. Сокол. Его глиссер под № 9 уже на втором круге догнал ведущего гонку А. Кузнецова, а вот уже и обошел его и с отрывом в 100 м первым пересек финишный створ. Первая заявка на победу в серии! Второй заезд был почти полной копией первого, только в нем упорные, но безуспешные попытки настичь В. Сокола предпринимал лидировавший в начале гонки Г. Лашко. Третий заезд — и вновь ленинградец, очень удачно взявший старт, побеждает, оторвавшись на 1,5 круга от основной массы гонщиков. Итак, 1200 очков! Впервые высокое звание чемпиона СССР получает В. Сокол, известный как талантливый конструктор не только своего глиссера, но и ряда новых мотолодок, показывающих рекордные результаты. Он три года готовил эту победу (впервые и не очень удачно В. Сокол выступил на чемпионате страны в 1975.
Однако сделать «золотой» дубль — выиграть на следующий день еще и личную гонку на 15 миль — В. Соколу не удается; из-за перебоев в зажигании глохнет двигатель. Остается наблюдать с воды за ходом гонки, которую, как и на предыдущем чемпионате, выигрывает А. Кузнецов.
Как уже упоминалось, все последние годы был недосягаем з. м. с. В. Исаков. За 6 лет, пожалуй, не было ни одной гонки в глиссерах R2, которую бы он не выиграл, уверенно уходя вперед с таким отрывом, что собственно борьба в этом классе всегда велась только за 2-е и 3-е места. Никто не сомневался в новой победе В. Исакова. И поначалу, когда на первом же повороте после старта вперед вышел желтый глиссер № 7 другого ленинградца — О. Пикоткина, казалось, что это случайность и все встанет на свои места через пару кругов. Но вот уже кончился третий круг, четвертый, а В. Исаков по-прежнему идет вторым — за «семеркой». Восьмой круг, финиш! Сенсация дня: О. Пикоткин заканчивает заезд первым. Две следующие гонки были как две капли воды похожи на первую. О. Пикоткин и следом за ним В. Исаков уверенно уходили от соперников и в том же порядке финишировали с отрывом о два круга.
Как и В. Соколу в R1, завоевать вторую золотую медаль за гонку на 15 миль О. Пикоткину не удалось. Его поединок с В. Исаковым продолжался все 12 кругов, к концу заезда они почти на круг обогнали третьего призера к. м. с. В. Зайцева (РСФСР), но первым пересек финишный створ все-таки В. Исаков.
В заездах R2 участвовал, как и на прошлом чемпионате, глиссер «Рапира», спроектированный и построенный ленинградским ЦКТБ ДОСААФ для серийного производства в ЛПО «Патриот». Но если в 1976 г. это был экспериментальный экземпляр, то теперь был представлен установочный образец серии. И хотя на новом глиссере работал нефорсированный двигатель (от «Москвича-412»), тогда как все соперники выступали с форсированными, заводской испытатель м. с. В. Звездин показал, что на этой машине можно занимать призовые места: у него 4-е место в серии (необходимо учесть, что первые два — это О. Пикоткин и В. Исаков!. Скоро наши гонщики смогут получить действительно современный серийный глиссер.
В классе глиссеров R4 основным содержанием гонок предыдущих пет было единоборство ульяновца К. Мартищенко и ленинградца Г. Грушевского. Поскольку на этот раз К. Мартищенко в заездах 4X10 не участвовал, казалась очевидной победа ленинградца, однако сюрпризом дня быпо уверенное выступление малоизвестного на всесоюзной арене гонщика из команды РСФСР воронежца В. Каширина. На прошлом чемпионате он выступал не очень удачно, но привлекает внимание интересная силовая установка его глиссера: последовательно два двигателя «ВАЗ».
В первом же заезде В. Каширин дает понять, что намерен выиграть титул чемпиона страны: уже после первого круга глиссер под № 11 метров на 150 отрывается от преследующего его Г. Грушевского. Но когда победа воронежца уже кажется несомненной, глиссер № 11 сходит с дистанции из-за пустяковой поломки трамблера. Благодаря этому первую гонку выиграл Г. Грушевский, но все три последующих заезда ленинградцу приходится довольствоваться 2-ми местами: неизменно почти на 500—600 м он от № 11 отставал...
Таким образом, В. Каширин поддержал традицию грозненской встречи — обновление чемпионов. Но ему.