Водно-моторный калейдоскоп
«Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г
Водно-моторный калейдоскоп
24 часа Руана
В мае прошлого года в традиционной, проводившейся уже в 14-й раз марафонской гонке «24 часа Руана» стартовало 25 гоночных судов. Это были суда четырех классов: ОЕ — международный неограниченный класс UIM с подвесными моторами, имеющими объем цилиндров 700—800 см3, SE — ограниченный класс с объемом цилиндров 700—800 см3, SEN — новый класс с объемом цилиндров 700— 800 см3, причем в конструкции моторов не разрешаются никакие переделки (моторы должны ставиться на лодки буквально из упаковочного ящика) и SD — ограниченный класс с объемом цилиндров 500—700 см3. В этой самой продолжительной гонке в мире проверяется надежность техники и выносливость гонщиков. Протяженность круговой трассы вокруг острова Иль Лакройс на Сене — 3,6 км; рекорд скорости прохождения круга (114,39 км/ч) установлен в 1976 г. французскими гонщиками братьями Полем и Дидье Жуссом.
В соревновании приняли участие спортсмены из семи стран — Бельгии, Англии, ФРГ, Франции, Италии, Аргентины и США. Во второй раз в четырнадцатилетней истории марафона в спор за главные призы включились женщины. Три амазонки — англичанка Белла Ковилл, итальянка Габриэла Корти и Клаудиа Корчия из Бельгии — составили интернациональный экипаж. Их катамаран «Клеричи» с мотором «Эвинруд» долгое время шел среди первой трети участников, но с наступлением темноты неполадки в двигателе замедлили их продвижение к финишу. Тем не менее дамы заняли общее 10-е и 3-е место в своем классе SE, сумев в течение 24 часов поддерживать довольно высокую среднюю скорость 68,77 км/ч.
Лидеры гонки сменялись очень часто. К концу первого часа определилось несколько фаворитов. Это были прошлогодние победители и рекордсмены братья Жуссом, выступавшие на сконструированном ими корпусе с «Эвинрудом», Вернер из ФРГ, итальянец Вассена и американец Сэндстром. Пошел сильный дождь. Видимость ухудшилась, пришлось снижать скорость, но и при этом лидеры развивали свыше 90 км/ч.
Момент гонок.
Молинари в схватке борт о борт с английским водно-моторным асом Томом Персивалем. Фото “Sea Spray”.
Турбореактивный глиссер Кена Ворби, на котором 22 ноября 1977 г. установлен новый мировой рекорд скорости на воде. Фото “Modern Boating”.
На пятом часу марафона вперед неожиданно вырвался катамаран из Аргентины, ведомый Регниколи, но тут же ему пришлось подруливать к берегу — в одном из цилиндров прогорел поршень! За те 12 минут, которые потребовались для ремонта аргентинской команде (каждой лодкой по очереди управляли три водителя), Жуссомы прочно захватили лидерство и опередили аргентинцев на четыре круга. Всю ночь команда Регниколи старалась отыграть эти круги, медленно, но верно настигая французов. На тринадцатом часу гонки, когда уже взошло солнце, аргентинцы были вторыми и сократили отставание до двух кругов, но на корме их катамарана уже висел новый претендент на победу — англичанин Джон Хилл (его сменяли за рулем голландец Ян Кох и американец Джим Калдвел), шедший на катамаране «Стронгбоу» конструкции чемпиона мира Ван дер Велдена с новейшим мотором «Меркюри-700Х». (Любопытно, что первую половину марафона «Стронгбоу» шел плохо и экипаж вынужден был терять время на подбор гребного винта, но, наконец, катамаран «поехал» с одним из них и притом стал показывать великолепную скорость!) На 22-м часу гонки Джон Хилл шел уже вторым, опередив аргентинцев, а еще через час, за те минуты, пока катамаран Жуссомов поднимали на берег для срочного ремонта двигателя, захватил лидерство и вырвал победу.
Совершив 609 кругов со средней скоростью 91,46 км/ч, Хилл, Кох и Калдвел стали абсолютными победителями соревнования.
Жуссомы после лихорадочного ремонта мотора смогли наверстать часть упущенного времени и заняли 2-е место в своем классе, отстав от победителей на 45 кругов. Так еще раз традиционный спор двух гигантов индустрии подвесных моторов «Мер-кюри» и «ОМС» решился в пользу первого.
В классе SE победил американский экипаж Сэндстром — Перганд — Стоун на катамаране «Клеричи» с мотором «Эвннруд». В SD смогли выдержать 24 часа гонки и финишировали только два французских судна (оснащенных моторами «Вольво-Пента»), показавших очень скромные зачетные скорости — всего лишь около 20 км/ч.
Критический момент гонки: катамаран Гюнтера Беккера (ФРГ) взлетает в воздух на крутом повороте. Фото “Sea Spray”.
Молинари выходит из себя
Европейские журналисты, регулярно освещающие крупнейшие события в мире водно-моторного спорта, на этот раз были единодушны: очередные, шестые по счету гонки на приз «Эмбасси», которые состоялись в конце мая прошлого года в Бристольской гавани, оказались самыми интересными за всю их историю. 114 именитых гонщиков мира (кроме европейских асов участвовали и представители США и Австралии) демонстрировали свое мастерство перед 240 тысячами зрителей, заполнившими набережные: 3-километровая трасса была размечена в непосредственной близости от берега.
В гонках принимали участие суда с подвесными моторами семи различных классов — от NE со стандартными моторами «сток» при объеме цилиндров 365—750 см3 до OZ, оснащенных самыми мощными «подвесниками» в мире, рабочий объем которых превышает 2 л. Именно соревнования в самом «старшем» классе доставили болельщикам наиболее острые переживания: ведь здесь и разыгрывался знаменитый «Гран При Эмбасси», изготовленный из слитка чистого золота и оцениваемый суммой в 16 тыс. фунтов!
Ван дер Велден “завис” на корме у катамарана Ренато Молинари.
Скорости здесь были впечатляющие — на прямых участках, несмотря на волну, лодки проносились, развивая свыше 140 км/ч. Среди претендентов на приз значились имена трехкратного чемпиона мира «летучего голландца» Циса Ван дер Велдена, его непременного соперника, — прошлогоднего чемпиона мира в классе ON итальянца Ренато Молинари, чемпиона США Боба Херинга.
Как и на большинстве других зарубежных водно-моторных встреч, за спиной каждого именитого гонщика стояли крупнейшие концерны, производящие подвесные моторы. Так, Ван дер Велден защищал честь «Меркюрb»: два ведущих инженера этой фирмы тщательно готовили к каждому старту его шестицилиндровый «Мер-кюри 3TV6», работающий на чистом метаноле, впрыскиваемом непосредственно в цилиндры. Молинари и Херинг выступали за концерн «ОМС»; у итальянца (руководителя команды) на капоте мотора стояла марка «Эвин-РУД». У американца — «Джонсон». Кстати сказать, те же Велден и Молинари рекламировали в гонке и свою продукцию — и тот и другой выступали на катамаранах, разработанных и построенных на собственных верфях.
Программа соревнований состояла из четырех коротких получасовых гонок (сравнивалось число кругов за 30 минут), по две за день.
Первая же гонка стала жестокой схваткой между Молинари и Ван дер Велденом, выиграл которую итальянец. Во второй гонке ценой огромного напряжения Ван дер Велден на 19-м круге обошел Молинари, но его триумф продлился буквально несколько секунд: на крутом повороте его ярко-красный катамаран налетел на лодку англичанина Джибсона и перескочил через нее, разнеся, как потом оказалось, на девять кусков и подняв огромное облако брызг. К счастью, оба водителя не получили даже царапин. Гонка была немедленно остановлена, судейская коллегия засчитала результаты по положению каждого гонщика на момент аварии.
После трех гонок Молинари имел 1, 2 и 1-е места. Поскольку в зачет шли три лучших результата из четырех, он уже мог уверенно считать себя победителем. Из всех соперников только его подчиненный по команде Херинг — победитель второй гонки сохранял определенные шансы на победу при условии, что он будет первым в завершающем четвертом заезде. Итальянца создавшееся положение вполне устраивало, он заявил, что команда «ОМС» в последней гонке участвовать уже не будет, поскольку судьба приза решена и нужно «беречь уникальные двигатели». В последние минуты перед началом гонки он случайно обратил внимание на то, что Боб Херинг застегивает шлем и, судя по всему, собирается стартовать! Взбешенный руководитель команды с отчаянной жестикуляцией вылетел на причал и буквально вырвал из рук американца фалинь — лодку подвели к подъемному крану и тотчас же подняли на берег. Херинг был страшно расстроен, ему выражали сочувствие все очевидцы происшествия, но — делать нечего: дисциплина есть дисциплина...
В финальной гонке в классе OZ из 15 первоначально заявленных участников смогли стартовать только 5: из-за различных поломок большинство уже вышло из борьбы.
Так Молинари во второй раз увез Гран При в Италию (впервые он победил в 1971 г., когда гонки еще проводились на озере Уиндермир). В перерывах между заездами OZ он гонялся еще и на втором катамаране — в другом классе ОЕ (объем цилиндров 700—850 см3) со специально приготовленным «Эвинрудом»: испы-тывалась новинка — впрыск окиси азота в цилиндры для улучшения приемистости двигателя. Со средней скоростью 100 км/ч итальянец победил и в этих заездах.
|