И. П. Балдин «Катера и яхты» №2 (72) март-апрель 1978г
В дальний поход на самодельной лодке «Пионерка»
Прочитал в № 5 статью «Звездный поход советских водномоторников». В ней, в частности, упоминается и о звездных походах моторных судов в 1928 и 1929 гг. Мне довелось когда-то принимать участие в обоих этих походах, и теперь было приятно узнать, что они не забыты и повторились вновь чуть ли не через полвека. Полностью разделяю мнение автора, что такие походы интересны и их стоит продолжать. В дальних походах подобного рода, как нигде лучше, проверяются качества техники, воспитываются способности людей, управляющих этой техникой.
Невольно всплыло в памяти плавание в Нижний Новгород в 1928 г. Мы шли в поход на самодельной мотолодке «Пионерка» с самодельным же двигателем. Нас было четверо: A.Н. Шамарин, В.В.Кичагов, B.В. Войк и автор этих строк. Все четверо — жители и первые в то время водномоторники г. Белозерска.
Говорю первые уверенно, поскольку до нас никакого водно-моторного спорта и даже никаких любительских мотолодок и катеров в наших краях вообще не было. Плавали по обводному каналу только два служебных катера, каким-то образом относящихся к водному транспорту (один назывался «Белозерск», другой — «Чагодоща»). И это все. Однако интерес к водно-моторному спорту был
у многих.
Пионерами в этом деле стала семья Шадриных и в первую очередь старший из братьев — Андрей Николаевич, работавший в то время токарем в местном затоне. Постройку деревянной килевой лодки и двигателя к ней начал еще их отец, а теперь сыновья продолжали работу. Познакомившись с ними в 1924 г., я также успел принять деятельное участие в достройке.
Корпус строился у них в сарае. Не помню ни подробностей, ни точных данных о его конструкции. Лодка имела приблизительно 3,6 м в длину и 0,9 м ширины. Осадка по нынешним меркам, когда все привыкли к плоскодонным моторкам, была большой, так что во время походов мы не раз садились на мель при самых невинных отклонениях от фарватера. Предназначалась оиа для плавания по каналу и прилегающим рекам — Ковже и Шексне. Определенно, о выходе на Волгу, закладывая лодку, никто и не помышлял!
На финише первого «звездного» похода 1928 г.
«Пионерка» во время старта второго «звездного» похода. 1929 год. Белозерск.
Спущена на воду она была в 1927 г. Так что можно иметь представление о темпах, тем более, что основное время съедало изготовление двигателя. Она была первой любительской мотолодкой в городе, а потому и получила название — «Пионерка».
Теперь расскажу о моторе. Сейчас трудно даже представить, что имевший около 6 л. с. мощности четырехтактный двухцилиндровый двигатель был даже не собран, а именно изготовлен своими руками. Не знаю точно, где отливались крупные чугунные детали двигателя и фрезеровались или строгались разъемы корпуса, а вот все токарные работы выполнялись дома у Шамариных. В одной из комнат была настоящая мастерская — стояли здесь верстак с тисками и токарный станок, построенный собственноручно отцом семейства. Точил Андрей Николаевич, а мы — остальные — по очереди «жали» на педаль, поскольку станок был с ножным приводом. Из деталей заводского изготовления использовались только магнето «Бош», карбюратор и свечи.
Двигатель запускался на бензине, а работать мог и на бензине и на керосине. Для работы на керосине был специально устроен обогрев выхлопными газами всасывающей трубы. Горючее подавалось самотеком от маленького пускового бака, заполняемого бензином, и двух больших рабочих, расположенных по сторонам от двигателя.
Электрическое хозяйство состояло из маленького генератора постоянного тока с ременной передачей от двигателя. Мощности этого генератора хватало только для сигнальных носового и бортовых огней. Муфта сцепления была жесткая, причем расцепление и сцепление производилось только при остановленном двигателе. Реверса не было вообще. Управлять лодкой можно было с двух мест: румпелем или маленьким штурвальчиком, расположенным впереди двигателя у правого борта.
Несовершенные обводы корпуса и порядочная его осадка позволяли развивать скорость порядка 10— 11 км — не больше. Несмотря на такие незавидные показатели, решение участвовать в большом походе было принято и разрешение на это от организаторов из общества «Автодор» получено. Запаслись мы и разрешением воднотранспортного начальства на прохождение через порядочное в то время количество шлюзов на Шексне.
После непродолжительных приготовлений и основательного изучения правил речной навигации, которые до того нам необходимы не были, мы двинулись в путь. Путь этот до Нижнего по Белозерскому каналу, Шексне и Волге составлял 965 км. Чтобы прибыть в день общего финиша, прохождение маршрута было рассчитано на шесть ходовых дней, т. е. выходило минимум по 15—16 часов движения нашим самым полным вперед. По достаточно сложной все время реке Шексне шли преимущественно в светлое время суток, а по Волге уже торопились — шли и днем и ночью. Мы до того плавали только по Белозерскому обводному каналу и Ковже, так что и Шексна и в особенности Волга произвели большое впечатление. В походе были, конечно, приключения: садились на мель, сбивались с пути.
При первой встрече с большим пассажирским пароходом (уже на Волге) чуть не оскандалились. Дав гудок и сделав отмашку, довольно лихо пролетели мимо, не сбавив хода, и тут же были наказаны: попав на волны от колес парохода, хлебнули порядочно воды и приняли холодный душ. Потом-то мы научились расходиться с крупными быстроходными пароходами и вспоминали со смехом первое крещение!
Организация снабжения горючим и смазкой в пути была хорошей. По маршрутным документам на прибрежных нефтебазах все отпускалось беспрепятственно.
В Нижний Новгород прибыли вовремя. Финиш был торжественный. Участников похода приветствовал заместитель начальника военно-воздушных сил РККА Яков Иванович Алкс-нис. Выяснилось, что по протяженности наш маршрут был самым внушительным: остальные девять судов шли поближе — из Москвы, Ярославля, Костромы, Казани и Пензы. А несколько лодок сошло с дистанции.
Были проведены небольшие показательные заезды. Прокатились и мы на «Пионерке» с пашой «космической» скоростью; впрочем, она не так уж и отличалась от рекордов тех лет! Всем участникам похода вручили памятные значки. Было посещение оперного театра (слушали «Риголетто»). Вообще организация встречи была превосходной. Все это, а также впервые увиденный Нижний Новгород с его кремлем, Волгой и проходившей в тот год ярмаркой оставило незабываемые впечатления.
В 1929 г. уже вдвоем с А. Н. Шамариным мы иа той же лодке вновь участвовали в «звездном» походе, организованном обществом «Автодор» и Осоавиахимом. На этот раз дистанцию мы прошли за четверо суток.
В те годы в Белозерске местной газеты не было. Писалось ли что-либо о «звездных» походах в газетах волжских городов — не знаю. Помню только, что в 1928 г. финиш похода снимали кинооператоры с крыши надстройки судна, стоящего у причала.
Все эти три навигации мы, кроме участия в походах, немало ходили па «Пионерке» по каналу и Ковже, выполняя поручения городских организации. После того наши жизненные пути разошлись, характер моей дальнейшей трудовой деятельности, а потом и война прервали занятия водно-моторным спортом, но интерес к нему сохранился до сих пор. С интересом читаю сборник, вспоминаю минувшие дни.