В. И. Стукин «Катера и яхты» №2 (72) март-апрель 1978г
Применение карбюратора «Йиков» на «Нептуне-23»
На подвесных моторах обычно применяются карбюраторы мотоциклетного типа. В частности, на моторе «Нептун-23» установлен мотоциклетный карбюратор К.36Л. Наряду с такими несомненными достоинствами, как простота конструкции и доступность, он имеет и ряд существенных недостатков. Из-за отсутствия обогатителя холодный двигатель запускается тяжело. Трудно добиться высокого качества приготовляемой горючей топливно-воздушной смеси, так как компенсация ее состава осуществляется лишь дозирующей иглой, что не обеспечивает однородности смеси на всех режимах работы двигателя. П-образный дроссельный золотник вибрирует в дроссельном колодце, что особенно ощутимо на малых и средних оборотах.
Избавиться от перечисленных недостатков очень просто: достаточно заменить карбюратор, установив другой, более совершенный мотоциклетный карбюратор – «Йиков» (производства ЧССР). Сделать это действительно просто, поскольку посадочные фланцы у них одинаковы. В карбюраторе «Йиков» компенсация состава смеси осуществляется дозирующей иглой и воздушным насадком, что обеспечивает достаточно хорошее и стабильное качество смеси и препятствует образованию жидкой пленки на стенках газовоздушного тракта.
Карбюратор «Йиков», установленный на «Нептуне-23»
Схема карбюратора «Йиков» с пусковым устройством.
1— насадок на входном патрубке; 2 —дроссельная заслонка; 3 — трос управления дросселем; 4 — трос управления пусковой системой; 5 — дозирующая игла; 6—винт качества топливной смеси холостого хода; 7 — винт количества смеси холостого хода; 8 — главный топливный жиклер; 9 — пробка топливного колодца.
Пробка топливного колодца; латунь
Насадок; дюралюминий.
Главный топливный жиклер; латунь.
Лучшим вариантом является установка на «Нептун-23» карбюраторов со специальным пусковым устройством «Йиков» типа 2926СД или более распространенного 2924СД, имеющего меньший диаметр диффузора. Если таких карбюраторов приобрести не удалось, можно установить и карбюраторы типов 2926СБД или 2924СБД, однако следует иметь в виду, что они, в отличие от карбюраторов типа СД, специального обогатительного устройства не имеют и поэтому менее эффективны.
Доработка карбюраторов «Йиков» несложна. У карбюраторов с диаметром диффузора 24 мм (т. е. 2924СД и 2924СБД) необходимо увеличить его до 25,4 мм. Для повышения производительности главного жиклера диаметр его калиброванной части надо увеличить до 1,3 мм. Еще лучше этот диаметр подбирать индивидуально для каждого мотора с учетом его характеристик и климатических
условий эксплуатации. Рекомендуется иметь в наличии несколько жиклеров с диаметрами калиброванной части 1,25; 1,3; 1,35; 1,4 мм. Принимая во внимание, что производительность жиклера зависит от многих факторов, учесть которые судоводитель-любитель, как правило, не имеет возможности, необходимо строго выдерживать все конструктивные параметры жиклера и регулировать производительность лишь изменением диаметра калиброванной части жиклера.
Карбюратор «Йиков» несколько выше, чем К36. С целью уменьшения высоты необходимо изготовить новую пробку топливного колодца. На некоторых моторах этого может оказаться недостаточно; тогда на корпусе реверса под резьбовой пробкой напильником надо будет сделать лыску для устранения нежелательного соприкосновения пробки и корпуса.
На входной патрубок карбюратора ставится насадок, длина которого (40 мм) выбрана с таким расчетом, чтобы надевался капот мотора. Насадок не только снижает уровень шума, но и способствует возврату части горючей смеси при обратном выбросе из карбюратора.
Управление дроссельной заслонкой выполняется так же, как и на штатном карбюраторе, — тросиком в оболочке, но с несколько иными размерами (длина тросика 340 мм, оболочки — 200 мм). Если устанавливается карбюратор типа СД, необходимо сделать привод для управления пусковым устройством. Управление осуществляется манеткой мотоциклетного типа при помощи тросика в оболочке.
Манетка может быть установлена в любом удобном месте на поддоне или румпеле.
По опыту уже двух сезонов эксплуатации могу сказать, что в результате установки карбюратора «Йиков» на «Нептун-23» улучшился его запуск, снизился уровень шума, уменьшился расход топлива.
Расход топлива определялся по времени его выработки из мерной емкости. При полностью открытой дроссельной заслонке и частоте вращения коленчатого вала 5000 об/мин 1 л бензина был израсходован с карбюратором К36Л — за 5 мин, с карбюратором «Йиков» — за 6 мин, что соответствует расходу 9,0 и 7,5 кг/ч соответственно. О повышении экономичности мотора я могу судить и по тому, что общий расход топлива за сезон снизился на 30—40%, хотя эксплуатируется мотор практически так же.
Эти результаты достижимы при условии правильной регулировки карбюратора, т. е. обеспечения оптимального состава горючей смеси для любого эксплуатационного режима. Оптимальная регулировка определяется такими качествами, как легкость запуска двигателя, устойчивость его работы на холостом ходу и под нагрузкой, отсутствие провалов при переходе с одного режима работы на другой, приемистость, максимальная скорость движения и, наконец, экономичность.
Сложность регулировки карбюратора заключается не в самом ее процессе, а в том, что трудно объективно оценивать получаемые результаты, поскольку в условиях индивидуальной эксплуатации возможность использования каких-либо средств контроля практически исключена. Приходится полагаться только на накопленный опыт.
Прежде чем приступить к регулировке карбюратора «Йиков», необходимо выполнить следующие предварительные операции: установить новые или проверенные свечи, подобранные по тепловым характеристикам к двигателю, обеспечить правильность установки угла опережения зажигания; приготовить топливную смесь, рекомендуемого для мотора сорта и состава; установить регулировочный винт качества 6 (см. схему) на 3/4—1 оборот от положения упора и зафиксировать дозирующую иглу 5 в третьей канавке (отсчет сверху); отрегулировать упор оболочки троса дросселя 3 и пускового устройства 4, обеспечив им люфт в 2—3 тлм; запустить двигатель и наклонным винтом количества 7 отрегулировать минимально устойчивое число оборотов холостого хода; прогреть двигатель в движении на средних оборотах в течение 10—15 мин.
Регулировку карбюратора следует начинать с регулировки системы холостого хода. После прогрева двигателя необходимо: вращая винт количества, отрегулировать минимально устойчивые обороты двигателя; медленно вращая винт качества против или по часовой стрелке, добиться максимального увеличения числа оборотов двигателя; винтом количества опустить дроссель до получения минимально устойчивых оборотов; винтом качества вновь установить максимальное число оборотов двигателя; винт количества установить в положение минимально устойчивых оборотов, после чего повернуть винт качества по часовой стрелке на 1/4— 1/2 оборота и оставить в этом положении.
Затем следует проверить устойчивость работы двигателя на холостом ходу, для чего надо резко прибавить и резко сбросить газ; при этом двигатель не должен глохнуть (в противном случае винтом количества следует несколько увеличить число оборотов холостого хода). От регулировки системы холостого хода существенно зависят пусковые качества двигателя и устойчивость его работы на малых оборотах как на холостом ходу, так и в движении.
Регулировка карбюратора на оптимальный состав горючей смеси для эксплуатационных режимов производится изменением положения дозирующей иглы в дросселе. Для обогащения смеси игла поднимается, для обеднения — опускается. Выбранное положение фиксируется установкой пружинной защелки в канавку иглы.
Для проведения регулировки необходимо на акватории со спокойной поверхностью после прогрева двигателя вывести судно на режим устойчивого глиссирования (но не более). При строго неизменном положении рукоятки газа надо прослушать работу двигателя. При неустойчивой работе двигателя (срывы на работу «через такт», что является признаком богатой смеси) необходимо обеднить смесь, последовательно опуская дозирующую иглу до достижения устойчивой работы двигателя. При устойчивой работе двигателя следует обогатить смесь, последовательно поднимая дозирующую иглу до достижения неустойчивой работы двигателя, после чего опустить иглу на одну канавку.
Если рассмотренная выше регулировка не обеспечила необходимого качества горючей смеси, следует заменить жиклер имеющим больший или меньший диаметр калиброванной части, в зависимости от необходимости обогатить или обеднить смесь. Далее следует проверить работу двигателя при перемене режимов работы, открывая дроссель достаточно энергично, но не резко. Если при этом в работе двигателя не наблюдается перебоев и «провалов», а рост скорости осуществляется достаточно интенсивно, регулировку карбюратора можно считать законченной.
Окончательное заключение о качестве смеси можно составить по состоянию и цвету электродов свечей зажигания. Пройдя на глиссирующем режиме 1—1,5 км, надо заглушить двигатель на ходу и сразу же вывернуть свечи. При работе двигателя на смеси оптимального состава электрод свечи покрыт коричневым налетом цвета ржавчины, а торец резьбовой части свечи черного или темно-коричневого цвета. Отложение черного нагара и копоти на электродах свидетельствует о переобогащении смеси. Электроды свечей двигателя, работающего на бедной смеси, имеют налет светло-коричневого или серого оттенка. Переобеднение смеси может привести даже к оплавлению электродов.