.

Вы здесь

Главная
» Статьи и обзоры » Зарубежные встречи наших водномоторников

Зарубежные встречи наших водномоторников

Зарубежные встречи наших водномоторников

14.05.2013 Автор: 0 9900
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Е. Н. Семенов «Катера и яхты» №2 (72) март-апрель 1978г

Зарубежные встречи наших водномоторников

В минувшем сезоне сбор­ные команды страны трижды выез­жали на соревнования за рубеж. Первой по времени проведения международной встречей с участием советских водномоторников были личнокомандные гонки на Кубок «За дружбу и братство», проводившиеся в Польше 8—9 мая. В этих, уже тра­диционных соревнованиях спортсме­нов стран социалистического содру­жества—ПНР, ВНР, ЧССР, ГДР и НРБ — наши спортсмены принимали участие впервые. Состав команды — восемь человек (по два спортсмена в трех классах скутеров ОА, ОВ и ОС и два на мотолодках SC). В программе встречи—три гонки, причем в зачет идут все три резуль­тата.

Наиболее успешно советские гон­щики выступили в старшем 500-кубо-вом классе скутеров. В первом и третьем заездах у Е. Ковалева и В. Исакова 2-е и 3-е места, во вто­рам— 1-е и 2-е. По сумме очков Е. Ковалев становится победителем, В. Исаков — занимает 3-е место.

В классе ОВ вне конкуренции были Бернд Бекхузен (ГДР), победивший во всех трех гонках и принесший своей команде максимально возможное количество очков (1200), и Арту Счелл (ЧССР —825 очков]. У В. Бо­рисова и В. Букшина — только 4-е и 7-е места. Так же неудачно высту­пила наша команда и в классе ОА; правда, А. Чермашенцев занял общее 3-е место, но дебютант сборной Ю. Косевцов оказался на последнем 9-м месте и принес своей команде всего 177 очков.

Команда ГДР, лидирующая в ко­мандном зачете, заявила в классе ОА только одного гонщика, но он принес ей 596 очков (за 4-е место). Наша сборная прочно занимала 2-е место и имела все шансы на победу, поскольку в предстоящих гонках мо­толодок SC спортсмены ГДР заявле­ны не были.

На первых кругах всех трех гонок SC неизменно лидировал наш А. Раудва, но затем скорость его лодки на­чинала падать, его настигали сопер­ники, и он приходил только третьим. Причина — перегрев двигателя из-за перебоев в подаче воды в систему охлаждения «Вихря-30» (следствие того, что нет специального дополни­тельного заборника!). В результате у А. Раудвы только 675 очков, впереди оказываются два гонщика из коман­ды Чехословакии — Миппи  Зак и Езеф Сурови (кстати сказать, постро­ившие свои мотолодки по чертежам, опубликованным в сборнике «Катера и яхты»!).

Второй наш спортсмен — А. Жи­ров выступает неудачно и занимает последнее 6-е место, но все же мотолодки приносят советской сборной достаточное количество очков [968], чтобы намного опередить команду ГДР. Казалось, победа наша, но — судейская коллегия принимает реше­ние в командный зачет мотолодки не включать. При таком зачете на первом месте оказывается команда ГДР, имевшая 3891 очко, и только на втором — СССР (3635). Далее места распределились так: ЧССР (3584]), ПНР (1942), НРБ (1806) и ВНР (8620).

Вторая встреча проходила в Бол­гарии. Уже в третий раз советские спортсмены участвовали в традицион­ных международных соревнованиях в г. Варне, где разыгрывался приз ДСО «Водный транспорт» (15 мая], и в г. Кырджали на приз ЦК Димитровского Коммунистического Союза Мо­лодежи (21—22 мая]. В программу соревнований 1977 г., как всегда пре­дусматривающую серию гонок 3X5 миль, помимо заездов в двух классах скутеров были впервые вклю­чены и гонки глиссеров R1. В Варне предстояло гоняться на двухбуйной трассе, а в Кырджали буи трассы были расставлены в виде трапеции. В этой встрече первенство оспа­ривали водномоторники трех стран — Болгарии, СССР и ГДР. В нашу сбор­ную входили в классе ОА — А.Чермашенцев и Ю.Косевцов, в ОС — В.Исаков и Е. Ковалев и в R1 — А. Кузнецов (по положению нужно было заявить двух спортсменов и в этом классе, но в нашей команде был только один).

sbor1

Гонщики Швеции готовятся к заезду.

На переднем плане М. Лоберг (№ 54) на мотолодке «Винрейс» и единственная жен­щина участница, чемпионата шведка Б. Мартинсон.

sbor2

Крепление мотора на транце мото­лодок победителей чемпионата — «Ипсилон».

Конструкция позволяет быстро изменить заглубление н угол наклона мотора.

sbor3

Один из братьев Уллениусов — Ден­ни, на этот раз ставший серебряным призером.

Наиболее удачно советские спорт­смены выступили в Варне в классе ОС: В. Исаков и Е. Ковалев заняли по сумме очков соответственно 1-е и 2-е места и завоевали кубок в этом классе. Кубок в классе ОА был вру­чен болгарским гонщикам. Глиссер А. Кузнецова во всех трех гонках се­рии был недосягаем для соперни­ков — четырех болгарских гонщиков, однако кубок за победу в классе R1 вручили «хозяевам воды», по­скольку в зачет команде НРБ шли два результата, а не один.

Выступление советской сборной в Кырджапи выгдядело слабее, чем в Варне,— ни одной командной побе­ды по классам! Реальной бы па победа в ОА: здесь А. Чермашенцев по сум­ме очков трех гонок (727) занял 2-е место, но его партнер Ю. Косевцов две гонки закончил предпоследним — седьмым и «заработал» всего 142 оч­ка. В командном зачете в этом клас­се у нас только 2-е место, победили болгарские спортсмены.

В какой-то мере сказались и объ­ективные причины, в частности — неудачное расположение нашей коман­ды в спортивном лагере: с места стоянки судов не были видны стар­товые часы. Так и получилось, напри­мер, что на первый заезд в классе ОС спортсмены опоздали к старту именно по этой причине.

Кубок в классе ОС завоевали спортсмены ГДР — Бернхард Даниш и Мупк Хельмут. При этом Даниш был дисквалифицирован в третьей гонке за фальстарт, но 800 очков, полученных им за две победы в пре­дыдущих заездах, хватило, чтобы опе­редить спортсменов, прошедших все три гонки.

В классе глиссеров повторилась варненская ситуация. Хорошо высту­павший А. Кузнецов победил в двух первых гонках и в третьей финиши­ровал 3-м, занял 1-е личное место, но командную победу в классе одер­жали спортсмены НРБ Иван Иваноа и Иван Евстатиев.

Если матчи в Польше и Болгарии были очередными товарищескими со­стязаниями, то третья встреча — в Норвегии — была несравненно более серьезной. В 260 км от столицы в не-

большом прибрежном городке Аргн-дале 16—17 июля 1977 г. проводи­лось первенство Европы в классе мо­толодок SB.

В 1976 Г. мы впервые встретились на одной воде с ведущими в этом классе спортсменами Европы, в пер­вую очередь — шведами и норвеж­цами. В обзоре соревнований сезона 1976 г., помещенном в «КЯ» № 65, мы уже знакомили читателей с резу­льтатами первого выступления сбор­ной СССР на чемпионате Европы. На­помним,, что до той, первой встречи наши состязания с зарубежными гон­щиками проходили только заочно: мы на своей воде ставили рекорды мира, они на своей воде их перекры­вали и т.д. Естественно, появилась потребность помериться сипами в непосредственном единоборстве, тем более, что оценка скоростных пока­зателей советских спортсменов, вы­ступавших на внутрисоюзных встре­чах с потребительским мотором «Неп-тун-23», позволяла рассчитывать на соперничество с западными чемпио­нами на равных.

Однако оказалось, что практика проведения чемпионатов Европы рез­ко отличается от нашей привычной практики проведения внутрисоюзных состязаний. Прежде всего это отличие заключалось в том, что чемпионаты проводятся даже при сильном ветре и волнении; дистанция гонок за ру­бежом обычно раза в два больше принятой у нас 5-мильной. Техниче­ское вооружение спортсменов и так­тические приемы ведения гонки в таких условиях в корне иные. «Пла­нирующие» катамараны и трехточки, показывающие прекрасные ре­зультаты в наших условиях и на на­ших трассах, на чемпионате в Шве­ции не только теряли скорость, но из-за сильных ударов о волну вооб­ще идти не могли. Встреча в Швеции была первым опытом, который ока­зался крайне полезным: мы уже зна­ли, как готовиться к следующему чемпионату.

Прошел год. За это время в Нор­вегии для наших гонщиков были приобретены две лодки «Винрейс». Сами спортсмены, выступающие в классе SB спроектировали и изгото­вили мотолодки с обводами глубо­кое V, рассчитанные на движение на волнении. 3 полкой мере освоить технику вождения таких лодок до чемпионата Европы наши спортсме­ны не успели: закупленные лодки прибыли буквально за две недели до выезда в Норвегию; соревнова­ния, в которых участвовала сборная до чемпионата, проводились в усло­виях, когда волка была небольшой.

Отвесные гранитные скалы до­вольно узкого фиорда Сагезунд, ве­тер, то и дело заходивший с моря, соленая морская вода и волны, — вот что встретили советские спортсмены, приехавшие на место проведения чемпионата 1977 г. Одновременно с официальным чемпионатом Европы в SB проводились первенство в нацио­нальном классе мотолодок SBN, (ра­бочий объем двигателя до 370 см3) и внутрискандинавские соревнования на мотолодках SD (500—700 см3), скутерах ОЕ (700—850 см3) и ON (1500—2000 см3).

В программе чемпионата — четы­ре гонки на дистанции 16 км на 2000-метровой трассе, обозначенной четырьмя поворотными буями. Таким образом, в каждом заезде предстоя­ло сделать 8 кругов. Зачет произво­дился по очковой системе по трем лучшим результатам.

Титул чемпиона Европы оспаривали 15 спортсменов из четырех стран: пятеро шведов, в том числе чемпион и серебряный призер 1976 г., пятеро норвежцев, один финн и четыре со­ветских мастера спорта международ­ного класса — А. Жиров и Ю. Иванов (они участвуют в соревнованиях уже во второй раз), Т. Хааге и А. Щерби­нин (дебютанты чемпионата).

Наши спортсмены прибыли в Арендаль вечером, и в тот день вый­ти на воду не успели. На следующий день 16 июля после техосмотра су­дов вода была открыта для трени­ровки участников всего на один час. Естественно, за столь короткий срок ни понять характер акватории, ни «присидеться» в лодках не удалось. Плохо было и то, что во время тре­нировок— происходило это утром — стоял почти полный штиль.

Первыми стартовали мотолодки SBN национального класса, разбитые на две стартовые группы. Гранитные берега фиорда отражали волны от соревнующихся судов, на акватории поднялась толчея. Понемногу все усиливался и ветер; иногда, на поры­вах, скорость его доходила до 12— 15 м/с. Так что к моменту старта мо­толодок SB условия уже совершенно не походили на те, что были в ут­ренние часы.

В первом заезде все наши спорт­смены неплохо взяли старт, но... волнение уже было такое, что у А. Щербинина сразу же залило дви­гатель: морская вода попала в маг­нето, спортсмен так и не смог вновь запустить мотор. У Ю. Иванова (он единственный выступал не на лодке с глубоким V, а на трехточке соб­ственной конструкции) из-за постоян­ных вылетов в воздух прекратилась подача воды в систему охлаждения — двигатель заклинило. Где-то уже на середине дистанции сильным ударом волны сбоку лодку Т. Хааге развер­нуло кормой вперед. Мотор заглох. Спортсмену удалось запустить его снова и продолжить гонку, однако контрольное время истекло, зачета он не получил.

Единственным из наших спортсме­нов, закончившим этот заезд, был А. Жиров. Он получает 40 очков за последнее 9-е место. Насколько труд­ными были условия гонки, можно судить по тому, что из 15 спортсме­нов финишировало благополучно только 9. Даже один из фаворитов — швед Денни Уллениус не смог закон­чить гонку: лодку его, так же, как и лодку Т. Хааге, развернуло волной, мотор залило.

К началу второго заезда Ю. Ива­нов так и не успел отремонтировать двигатель. Остальные три наших гон­щика очень хорошо взяли старт, но уже на первом поворотном буе их опередили лидеры: отчетливо сказы­валось преимущество моторов, уста­новленных на лодках зарубежных участников. Дело в том, что наши спортсмены выступали с обычными серийными потребительскими мото­рами «Нептун-23», ничем не отличаю­щимися от продающихся в магазинах дпя использования на прогулочных и туристских лодках. Шведские же и норвежские гонщики (финн выступал на финском моторе «TepxH-20S») ис­пользовали выпускаемые небольши­ми партиями (в соответствии с пра­вилами UIM не менее 150 шт.) фор­сированные модели потребительских моторов фирмы «Вольво-Пента» — с мркойVP-250GTX», или, что то же самое, «Архимед-25 SX». Фирма не сообщает фактической мощности этих моторов и максимальной часто­ты вращения коленчатого вала, од­нако по самым осторожным оценкам мощность их не менее 30 л. с, а число оборотов не ниже 7000— 7500 об/мин. Моторы эти, в отличие от потребительских, имеют два кар­бюратора; видимо, у них несколько другие фазы газораспределения и частоты настройки выпускного тракта. Все это обеспечивает не только вы­сокую мощность, но и очень хорошую приемистость, так необходимую в заездах с большим количеством по­воротов и на сильном волнении.

Вторую гонку закончили успешно уже двое: А. Жиров и А. Щербинин; они заняли соответственно 10-е и 11-е места. Т. Хааге сошел с дистан­ции из-за лопнувшей тяги рулевого управления.

По общим результатам первого дня соревнований вперед вырвался швед Конни Уллениус; на 2-е место вышел норвежец Альф Фред Хейесен, на 3-е — Денни Уллениус.

На следующий день — в воскре­сенье 17 июля ветер был несколько слабее, что позволило всем нашим спортсменам пройти дистанцию двух остальных заездов. При этом на от­дельных участках трассы — под бере­гом, где волна была не очень большая и можно было деть полные обо­роты, Ю. Иванов на своей трехточке настигал лидеров, но... на открытых участках трассы лодки с обводами глубокое  V легко уходили вперед.

Чемпионом Европы 1977 г. стал Конни Улпениус, выигравший пер­вую и две последние гонки и набрав­ший максимум — 1200 очков. Сереб­ряным призером стап его брат Ден­ни (795 очков), оттеснивший Хейесена (750) на 3-е место.

Скорости, показанные на дистан­ции победителями и призерами, бы­ли очень высоки для такой сложной трассы. Так, лучшая средняя скорость заезда, показанная К. Улпениусом,— 68,5 км/ч. Скорость А. Жирова, по­казавшего лучший результат среди наших спортсменов (он один прошел все четыре гонки; 11-е место),— 61,1 км/ч. Отставание почти на 7,5 км/ч, т. е. почти на 1—1,5 круга!

Лодки, на которых гонялись сопер­ники, все без исключения имели стекпоппастиковые корпуса с обводами глубокое V. Норвежцы выступали на серийных лодках фирмы «Вин-рейс» — таких же, как и у двух наших спортсменов. А вот лодки братьев Уппениусов с маркой «Ипсилон» представляли исключительный инте­рес. По существу изготовлены они самостоятельно — на кустарной се­мейной верфи их отца. Конструкция бесшпангоутная. Жесткость очень тонкой (1,5—2 мм) стекпопластиковой обшивки увеличена установкой сварного каркаса из тонкостенных дюралевых трубок, идущих от транца лодки на 2/3 ее длины. Оригинально решено трубчатое устройство для на­вешивания мотора, передающее его вес и упор винта на этот каркас и позволяющее как поднимать или опускать мотор, так и наклонять подмоторную раму, т.е. в считанные ми­нуты регулировать положение мото­ра, настраиваясь на различные погод­ные условия. Другой отличительной особенностью лодок «Ипсипон» яв­ляется наличие специальной носовой балластной цистерны и устройства для дистанционного заполнения и опорожнения ее. Это дает возмож­ность при ходе против ветра увели­чивать продольную устойчивость, смещая центр тяжести лодки вперед, и тем самым уменьшить опасность опрокидывания; при ходе же по вет­ру, когда опрокидывание маловероятно, вода быстро сливается, чтобы увеличить скорость.

Конечно, результаты наших гонщиков на первенстве Европы выгля­дят не блестяще. Но не следует забывать, что это только второй наш выезд на действительно серьезные соревнования в классе мотолодок. И качественные сдвиги налицо: отрыв от лидеров значительно меньше, мы не только познакомились с техникой и тактикой соперников, но уже мно­гому научились.

В октябрьском номере норвеж­ского водноспортивного журнала «Сейпвс» появилась статья о выступлении советской сборной на чемпио­нате (она так и называется: «Мы здесь, чтобы учиться, и снова прие­дем более подготовленными»). Кор­респондент «Сейпаса» пишет: «Команда состояла из очень симпа­тичных и очень любознательных пар­ней. Одни с блокнотами, другие с фото- и кинокамерами и все — с ши­рокой улыбкой на лицах! После пре­дыдущего европейского первенства русские значительно продвинулись вперед: в Швеции они проиграли с отставанием в 3 круга, а в этом году только в 1,5—2».

Отмечаются высокие качества нашего подвесного мотора «Нептун-23». Корреспондент рассказывает, как один из шведов дал «самому лучшему русскому гонщику» (это был А. Жиров) опробовать свою лодку с русским мотором. Манометр показал давление 1,8 кгс/см2. После небольшой отладки положения «Непту-на-23» и замены винта (был поставлен гребной винт шведского гонщика) результат поднялся до 2,1 и даже 2,2 кгс/см2. «Для сравнения скажем, — пишет автор, — что Альф Фред Хейесен, завоевавший бронзовую медаль, показывал со своим форсированным мотором такой же результат — 2,2 кгс/см2. Это подтверждает мнение специалистов, что русский мотор обладает неплохими возможностями и дело за винтами и качеством лодок».

Подавляющее большинство лодок наших ведущих спортсменов, да и гребные винты тоже спроектированы и изготовлены своими сипами. Зарубежные же гонщики используют, как правило, покупные винты итальянского или шведского производства. (Кстати, по общему мнению, наши спортсмены гораздо лучше зарубежных разбираются в гидродинамике спортивных судов, вопросах теории гребного винта и поршневых двигателей.)

Наши гонщики имеют все данные для борьбы за высшие титулы в водно-моторном спорте. Думается, что сейчас депо за тем, чтобы помочь им в решении технических вопросов и в частности — в   оснащении   техникой.

 

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo