Вы здесь

Итоги главной встречи сезона 1976г — севасто­польского чемпионата страны.

Итоги главной встречи сезона 1976г — севасто­польского чемпионата страны.

14.05.2013 Автор: 0 9675
Facebook Twitter Google+ Pinterest

П. М. Карякин «Катера и яхты» №2 (72) март-апрель 1978г

 

Главная встреча сезона

vstrecha

В прошедшем году подготовка к чемпионату СССР по парусному спорту осуществлялась, как изве­стно, в двух группах спортсменов. В группу А вошли члены сборной команды страны по парусу и кандида­ты в сборную, имеющие новейшую гоночную технику, приобретенную у ведущих зарубежных фирм. В груп­пе Б разрешено было выступать только на материаль­ной части отечественного производства или поставляе­мой верфями ПНР и ГДР. При этом яхтсмены обеих групп имели возможность встретиться только на трех всесоюзных соревнованиях: в начале сезона«на рега­те на приз газеты «Слава Севастополя», в июне в Туапсе —на международной регате «Дружба» и на чемпионате Союза, который проводился в Севастополе в конце октября.

Группа А была сформирована по результатам предыдущего сезона 1976 г. Яхтсмены, выступавшие ранее на яхтах, построенных ведущими зарубежными фирмами, а теперь не попавшие в группу А, вынуждены были выступать па яхтах для группы Б. Только одержав победу в группе Б, спортсмен завоевывал право вновь вернуться на свое судно.

Таким образом, сезон 1977 г. стал для нашего парусного спорта сезоном экспериментальным. Цель этого эксперимента заключалась не только в том, чтобы изолировать сборную страны от общих проблем развития спорта в стране, облегчить ее подготовку к Олимпиаде; имелось в виду обеспечить приток в сборную наиболее талантливых и перспективных спортсменов ни группы Б, причем этот отбор должен был проходить в условиях борьбы на равных, поскольку в груп­пе Б, теоретически, должно было быть исключено вли­яние качества материальной части на результаты со­ревнований.

Рассмотрим итоги главной встречи сезона — севасто­польского чемпионата страны.

В классе «Финн» в гонках приняли участие 40 спортсменов, из них 12 в группе А. Конечно, не­ожиданностей не было и быть не могло: первые 8 мест сводной таблицы результатов (по 4 лучшим гонкам из 5 проведенных) заняли  яхтсмены группы А. В от­сутствие наших сильнейших «фиинистов» А. Балашова и Б. Захарова, выступивших в это время за рубежом, отличные результаты показали молодые спортсмены (перечислены в порядке запятых мест): Николай Корячкии, Сергей Хорецкий, Андрей Мудриченко, Вале­рий Разумов. С. Хорецкий начал чемпионат великолеп­но — он одержал победы в трех первых гонках и толь­ко дисквалификация в четвертой гонке лишила его чемпионского титула. Эта группа лидеров определилась довольно четко в ходе первых же гонок и показала очень плотные результаты.

В группе Б победителем стал Анатолий Чередни­ченко, занявший в общем зачете 10-е место.

Аналогичная картина оказалась и в классе «470»— первые 9 мест среди 32 соревнующихся экипажей за­няли спортсмены из группы А. Победили М. Кудрявцев и Э. Терехии. Чемпионы Европы в этом классе братья Юрий и Василий Корячкины выступали несколько не­ровно: как и победители, они дважды пришли первы­ми и одни раз — вторыми, но в одной из гонок не фи­нишировали и в результате смогли занять только 2-е место. В группе Б победили С. Гришин и С.Ананьев, но следует заметить, что среди 20 экипажей, которые они опередили, было довольно мало спортсменов выс­шей квалификации. Большинство участников в классе «470» оказались сравнительно молодыми — от 17 до 22 лет.

В гонках «Летучих Голландцев» участвовало 28 эки­пажей (по 14 в каждой группе). Чемпионами стали паши олимпийцы В. Леонтьев и В. Зубанов. Трижды они приходили к финишу первыми, один раз — вторы­ми, а во второй гонке, проходившей в очень сильный ветер, не смогли взять старт: их швертбот опрокинул­ся. Досадная оплошность и опасения за сохранность великолепной яхты не позволили им продолжить эту гонку. Первыми ее закончили Валерий Гуеевко и Вла­димир Груздев — признанные мастера хождения в сильные ветра. По итогам соревнований они заняли 2-е место, причем выступал этот экипаж на «Голланд­це», капитально отремонтированном и модернизирован­ном его строителем Г. Щегловым. При ремонте были учтены накопленный опыт эксплуатации этой яхты, индивидуальные особенности экипажа и новейшие до­стижения зарубежных фирм. Своим успехом в гонках среди яхт, построенных на лучших зарубежных вер­фях, В. Гусенко еще раз показал, какие возможности остаются скрытыми у той же Ленинградской экспери­ментальной судоверфи ВЦСПС. Разве мы не могли бы строить здесь по пять-шееть подобных яхт в год?

В. Леонтьев и В. Зубанов выступали на чемпионате за Армянскую ССР. Непримечательно, что и в группе Б победителем стал экипаж из этой республики: А. Ло­гунов и Н. Нраеула (8-е место в общем зачете). Они не могли обойти 7 экипажей из группы А, продемонст­рировав мастерство управления сложной и спортивной лодкой, какой является «Голландец».

Среди 25 экипажей, выступавших па катамаранах «Торнадо» (13 из них в группе А), чемпионами стали братья Виктор и Александр Потяпопы, четыре раза подряд приходившие к финишу первыми. Это — лучший результат севастопольского чемпионата, причем показанный в гонках с различными погодными условиями и переменчивым ветром. Последнюю гонку катамаранов пришлось провести в Севастопольской бухте — в море сильно штормило. Здесь быстроходным и сравнительно большим двухкорпусным яхтам было довольно тесно, рулевым приходилось быть предельно осторожными в управлении, чтобы избежать столкно­вений.

Гонки показали, что, кроме чемпионов, еще, по крайней мере, пять экипажей (в порядке занятых мест: В. Кривошей, В. Дякип, А. Померантс, Я. Кли­вер) будут оспаривать право на участие в олимпий­ской регате. В группе Б сильнейшими были В. Пелихов и В. Соколов, занявшие 10-е место в общем за­чете.

В гонках на яхтах класса «Солинг» победу одер­жал олимпийский экипаж Б. Будникова, основным конкурентом которого был «Солинг» под управлением Ильи Михайлова из Азербайджанской ССР. Разрыв между этими экипажами в итоговой таблице чемпио­ната составил всего 4 очка. Первые 10 мест заняли экипажи из группы А, но здесь разница в матери­альной части между группами была особенно замет­ной. В группе Б все 10 судов представляли собой не что иное как яхты класса «22», построенные Таллин­ской экспериментальной верфью спортивного судостро­ения (победу одержал К. Салаженков, занявший об­щее 11-е место и обошедший всего одни «настоящий» «Солннг»). Хотя яхты класса «22» строятся уже в те­чение ряда лет, до сих нор, к сожалению, этот класс не имеет официальных правил обмера и постройки. Неудивительно, что многие яхты не имеют меритель­ного свидетельства! Это сказывается на спортивном уровне соревнований и нередко ставит в затруднитель­ное положение мерителей. Так было, например, и на этом чемпионате, когда пришлось аннулировать ре­зультат ленинградского экипажа за отверстия, про­сверленные в фальшкиле.

Флот «Звездного» класса на чемпионате был наи­менее представительным — всего 10 яхт, причем все из группы А. Четыре раза финишировал первым В. Манкин и неизменно вторым оказывался В. Васильев. Только в третьей гонке, умело используя сложные за­ходы ветра во время финишной лавировки, первым закончил гонку экипаж Я. Элшюниса (Латв. ССР); по сумме зачетных очков этот экипаж стал бронзовым призером чемпионата.

Говоря об итогах чемпионата и минувшего сезона 1977 г. в целом, надо признать, что оправдались далеко не все надежды, возлагаемые на систему с раз­делением на группы А и Б. В группе Б так и не получилось борьбы на равных — слишком разношерстной и далеко не всегда высокого качества оказалась ма­териальная часть. И в то же время немало прекрас­ных яхт зарубежной постройки оказалось фактически на простое в течение всей навигации, поскольку у ор­ганизаций-владельцев не нашлось спортсменов, успев­ших завоевать право выступать в группе А, а в груп­пе Б на этих «слишком хороших» яхтах гоняться за­претили. С другой стороны, в ряде случаев на местах упал интерес к чемпионату: не было смысла посылать в Севастополь яхтсмена, который раньше тренировался на яхте высшего класса, а теперь был вынужден выступать на случайном судне заведомо худшего качества. Наконец, не все благополучно было и с соблю­дением принципа допуска участников чемпионата страны в группе А. В частности, сюда попал ряд спортсменов Вооруженных Сил, еще получивших такого права в гонках.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo