boatportal_700x125.jpg

Вы здесь

Онежские горизонты

Онежские горизонты

17.07.2014 Автор: 0 477

Onezhskoe Одно то, что Онего - второе по величине озеро Европы, занимающее площадь 9930 км и имеющее среднюю глубину 30 м (при наибольшей 120 м, говорит само за себя. Чрезвычайное разнообразие и красота береговых пейзажей, множество островов (более 1650) и глубоких заливов делают его особенно привлекательным для туризма, однако обилие каменистых отмелей луд чрезвычайно затрудняет прибрежное плавание сколько-нибудь глубокосидящих моторных и парусных судов. Это, пожалуй, одна из главных особенностей, которую надо иметь в виду при выходе в озеро. Луды обычно представляют собой каменистое возвышение дна на некотором (иногда до 500 - 700 и более метров) удалении от берега. Нередки случаи, когда можно спокойно идти в 30 - 40 м от береговой линии, а в 50 м от нее судно садится на камни. Хорошо, если при неожиданной посадке на камни нет волны, судно не получило пробоин и есть надежда, сойдя в воду, столкнуть катер или яхту своими силами на глубокое место! А бывает и так, что приходится добираться до берега вплавь (при температуре воды 10 - 12 °С).

Чтобы не испытывать судьбу понапрасну, не считайте за труд поподробнее ознакомиться с локацией озера в предполагаемом районе плавания. Помощь в этом всегда окажут в морском клубе Петрозаводска. На лодочной стоянке тоже не откажут в добром совете! Да и откуда бы вы ни выходили в плавание - из Вознесенья, Вытегры, Медвежьегорска, Повенца, всюду можно найти людей, которые с готовностью расскажут вам о том, что знать надо, но что не написано ни в одной книге. Наконец, очень часто удается найти и попутчиков.

Чаще всего заходящие в озеро туристы пользуются случаем побывать в Кижах. Если даже маршрут начинается не от Свири, а от Вытегры, лучше сначала зайти в Петрозаводск, придерживаясь западного берега. Особенно приближаться к нему не следует, так как берег этот в основном пологий, мели далеко (иногда до 1 км) вдаются в озеро.

Будьте осторожны при подходе к Петрозаводску, в районе Пухтннскнх н Деревянскнх островов, их нужно оставить слева. Особая бдительность требуется в тихую погоду, когда даже самые мелкие луды "молчат". Дело в том, что волна, набегая на каменистый барьер, с шумом разбивается, закипает, показывая белые барашки: луда "говорит", выдавая свое присутствие. Когда же волнения нет, луда "молчит".

Для грубого представления о прибрежном рельефе дна полезно помнить, что крутые склоны берега обычно соседствуют с большими глубинами; при пологом уклоне берега лучше идти мористее да и при этом не стоит увлекаться скоростью.

Попасть в район Кижей можно несколькими маршрутами. Если ваше судно имеет осадку менее 60 - 70 см, настоятельно рекомендую путь с пересечением зал. Большое Онего на широте мыс Чаж-Навопок - северный край острова Большой Леликовскнй. Ограничение по осадке объясняется тем, что в Леликовском проходе есть участок с глубиной не более 70 см. Камни, устилающие здесь дно, хорошо видны до мельчайших прожилок. Ориентирование не вызывает никаких затруднений. Маршрут очень интересен сам по себе, укрыт от господствующих в этом районе северо-западных ветров (по крайней мере на две трети протяженности), пролегает вблизи многочисленных островов и бухт, где можно отстояться при непогоде. На оконечности мыса Чаж-Навопок имеются две превосходнейшие бухты, которые позволяют укрыться от любого шторма.

Над озером ясное небо, гладь воды - зеркальна. Не плавание - блаженство! Но вдруг на горизонте появляется темное облачко. Быстро разрастаясь, оно характерным темным, резко закругленным кверху валом под перистым облаком угрожающе быстро накатывается - надвигается на вас. И вот холодный ветер и дождь с ураганной силой врываются на просторы Онего. Все глохнет в диком реве, все кипит. Шквал! Он опасен отнюдь не только для байдарок и "фофанов" - катера и яхты не всегда выходят "сухими из воды.

Несколько лет назад группа московских туристов-байдарочннков решила плыть из Петрозаводска в сторону Кижей напрямик. Погода была на редкость благоприятная. Не знаю, кто санкционировал этот переход и санкционировал ли кто-нибудь вообще, только финал был трагическим: группа, по всем предположениям, попала в неожиданно налетевший шквал, людей так и не нашли.

Даже в тихую погоду всегда будьте готовы к неожиданностям, зорко следите за горизонтом, за состоянием погоды. Перед выходом обязательно ознакомьтесь на спасательной станции с прогнозом погоды. Заранее прикиньте где и в каком случае можно будет укрыться.

Опасность лучше переоценить, чем недооценить. При первых признаках шквала постарайтесь уйти от него в сторону или укрыться за островами. Если надвигающийся шквал выжимает вас на сушу, то, в зависимости от водоизмещения судна, или торопитесь выброситься заранее на берег (совет относится к "Казанкам", "Прогрессам", швертботам и т.п. судам), или уходите от мелких мест навстречу опасности. Приготовьте якоря! Помните, что шквал скоротечен!

Переменчивость ветра над озером сказывается и на волновом режиме. Волна, разогнанная в одном направлении, сбивается сменившимся ветром. Мелкому судну в этих "битых" волнах приходится плохо!

Считается, что в общем здесь преобладают слабые ветры - до 5 м/с, в открытой части - до 6,6 м/с; повторяемость ветров со скоростью более 10 м/с, летом - всего 2 - 3%. В июне-июле преобладает муссонный режим ветров, в мае и августе господствуют бризы, дующие днем с озера, а вечером с суши. Грозы чаще бывают в июле, реже - в июне и августе.
Вода в озере, особенно в центральных районах, прогревается незначительно. В самые жаркие дни, когда на воздухе 30 - 34°С, в Петро-заводской, Кондопожской, Лижемской, Улицкой и других губах температура воды даже в поверхностных слоях доходит лишь до 20 - 21 °С. Обычно же в летнее время температура воды 15 - 16°С, а в штормовую погоду, вследствие интенсивного перемешивания воды, падает до 10- 12°С. При такой холодной воде судороги и переохлаждение организма возможны уже после 20 - 45 минут пребывания в ней, так что нельзя уповать на спасательные круги и жилеты!

Если лето на Онего опасно лишь кратковременными шквалами, то осень (с начала сентября) характеризуется постоянными более сильными ветрами в основном от зюйда и зюйд-веста. Волнение в 4 - 5 баллов довольно обычно. Короткая и крутая волна в прибрежных районах из-за многократного отражения от островов и каменистых отмелей теряет направленность, становится беспорядочной; плавание в этом бурлящем котле превращается в пытку. Температура воды в начале сентября уже не превышает 7 - 8 °С. Попасть за борт в таких условиях - перспектива, мягко говоря, мрачная!

Автору пришлось на собственном горьком опыте убедиться, что значит без достаточной подготовки выходить в открытое озеро. 7 ноября днем мы возвращались в Петрозаводск с Большого Климецкого острова. Волна была 4 балла, ветер северо-западный. Оставалось идти около 14 км, когда "запарил" двигатель (никаких контрольных приборов на нашем "ГАЗ-АА" не было - и вот результат!). Пока пытались устранить неисправность и ремонтировали сломанную в спешке заводную рукоятку, нас потихоньку стало относить от Ивенских островов в озеро. Весел не было. Из багров и банок соорудили что-то, похожее на весла, но с их помощью не удавалось даже удержать 1,8-тонный катер на месте, не то что двигать его в нужном направлении. Вскоре стемнело. Мы дрейфовали по ветру в направлении Вытегры, а это до берега 120 км! Правда, появилась надежда встретить суда, но у нас не было никаких огней, не говоря уже о сигнальных ракетах и т.п. Попытались было зажечь факелы, но выяснилось, что, как на зло, отсырели спички. К 19 часам выкатились на судовой ход. Южнее увидели огни, шел грузовой теплоход. Кричали, махали плащами — бесполезно, судно прошло мимо метрах в 100 - 150, просто не заметив катер.

В ту тревожную ночь мы дважды откачивали воду, доходившую до уровня сидений. В кромешной темноте трудно было обнаружить источник течи (впоследствии выяснилось, что с водозаборника системы охлаждения соскочил шланг). Дважды на ощупь ремонтировали помпу — рассыпавшиеся в трюме спички вместе с водой засасывало под клапаны. В 7 утра по правому борту начали различать очертания берега, однако повернуть к нему не удалось - нас несло мимо! Спешно из двух плащей соорудили парус и только к 15 часам с его помощью наконец-то смогли выброситься на берег где-то за Шокшинским маяком. При этом едва не перевернулись под ударами волн на камнях в нескольких метрах от суши. Кончилась история тем, что катер там и оставили зимовать.

Выводы напрашиваются сами собой. Попади мы тогда ночью на камни или не сумей в темноте исправить помпу, путешествие стало бы для нас последним: температура воздуха была около 0°С (на берегу лежал снег!).

Хочется дать несколько советов путешествующим по Онежскому озеру.
На судне обязательно должно иметься надежное якорное устройство с канатами длиною 100 м и более. В случае, если судно будет наваливать на берег или понесет в открытое озеро, отдавайте якорь; травите канат на длину, равную 10 глубинам, это поможет удержаться против волны (пяти глубин, рекомендуемых литературой, может оказаться недостаточно). На самых малых лодках полезно иметь плавучий якорь, с помощью которого можно удерживать лодку носом или кормой против волны, уменьшить дрейф и облегчить подход к берегу при навальном ветре. Быстроходной лодке всегда угрожает встреча с полузатонувшими бревнами-топляками. В ночное время лучше вообще ограничить скорость движения.

Аварийный запас продовольствия и спичек держите надежно защищенным от воды в целлофановых пакетах!
Как бы ни был уверен в себе капитан, экипаж должен состоять из проверенных людей, а не случайных "приятелей" и попутчиков, которые в трудную минуту могут подвести.
Онего отнюдь не является непроходимым водоемом для путешествующих на малых судах, но легкомысленно относиться к нему нельзя, его нужно уважать.

АПТЕЧКА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Должна содержать:
а) перевязочный материал (стерильный бинт, вата, марля, салфетки, пластырь - лучше бактерицидный, индивидуальный пакет)
б) дезинфицирующие средства 15%-ная йодная настойка, 3%-ная перекись водорода), клей БФ-6
в) лекарственные препараты:
-средства от простуды и повышенной температуры (аспирин, стрептоцид, амидопирин, сульфодимезмн)
-желудочные средства (бесалол, беластезин, анбитал, энтеросептол, фталазол)
-сердечные средства (корвалол, нитроглицерин, валидол)
-обезболивающие средства (пироная, анальгин, пирамидон)
-нашатырный спирт, вазелин, синтомициновая эмульсия, марганцовокислый калий
-г) эластичный бинт, резиновая трубка (жгут), ножницы, пинцет.

Boatportal.ru

logo