boatportal_700x125.jpg

Вы здесь

Катер - экранолет "ЭСКА - 1"

Катер - экранолет "ЭСКА - 1"

18.07.2014 Автор: 0 659

В Центральной лаборатории новых видов спасательной техники ОСВОДа РСФСР проводились интересные работы по созданию различных быстроходных амфибий на базе катера с  воздушным винтом, соелиняющего в себе такие качества, как высокая скорость и большая проходимость. В «КЯ» № 70 сотрудники ЦЛСТ уже рассказывали об экспериментах с превращением в глиссер-аэросани «морских саней» Фокса. Еще раньше в журнале «Техника — молодежи» № 12 за 1974 г. была напечатана статья Евгения Грунина «Над водой парящий» об одном из интереснейших экспонатов Центральной выставки научно-технического творчества молодежи— построенном молодымн инженерами ЦЛСТ катере-экранолете «ЭСКА-1» и «сухопутном» экранолете «Шмель» с гибким крылом. Там же упоминалось, что созданию этих двух аппаратов предшествовали постройка и испытания пяти других натурных конструкций.

По просьбе читателей, заинтересовавшихся этими экспериментами, печатаем краткую информацию об аппарате «ЭСКА-1»., подготовленную его авторами.
В ЦЛСТ был разработан, построен и прошел испытания экранолет «ЭСКА-1» — экранолетный спасательный катер-амфибия. Этот аппарат проектировался как перспективное спасательное средство для оказания экстренной помощи терпящим бедствие на относительно большом, до 150 км — расстоянии от береговой спасательной станции.
Вариант экранолета позволял, по идее авторов, сделать спасательный катер с воздушным винтом, во-первых, более быстроходным, а во-вторых, более универсальным — амфибийным — спасательным средством. Такой катер мог бы не только преодолевать мелководье, пороги, песчаные косы и другие препятствия, ограничивающие применение обычных малых судов, но при необходимости набирать высоту до 40 — 50 м и двигаться по прямой через береговые строения, лес и т.п. Имелось в виду, что экранолет, приспособленный для посадки не только на воду, но и на снег или лед, сможет обеспечить оказание помощь и зимой, и ранней весной, и осенью — в период ледостава. Такой скоростной и в то же время более экономичный, чем вертолеты, экранолет-амфибия мог быть использован в качестве патрульного, связного, санитарного, транспортного средства во многих прибрежных зонах, а также в условиях бездорожья в болотистых районах, на Крайнем Севере, в степях и т.д.

1

Проектирование «ЭСКА-1» было начато в ноябре 1972 г., к изготовлению его приступили в феврале 1973 г., а уже 29 августа того же года А. В. Гремяцкий — талантливый инженер, который был главным конструктором проекта, совершил первый полет над Клязьминским водохранилищем. Им были опробованы все режимы работы экранолета: глиссирование, полет над экраном, свободный полет на высоте более 2 м. Эти первые полеты А.-В. Гремяцкого, который не имел тогда специальной летной подготовки, наглядно продемонстрировали простоту управления аппаратом.

2

Известный конструктор и историк авиации В. Б. Шавров оказал создателям «ЭСКА-1» большую помощь, начиная с решения многих сложных вопросов на стадии эскизного проектирования и кончая организацией испытаний, на которых он, скстати сказать иногда присутствовал.
Двухместный экранолет «ЭСКА-1» показал хорошие скоростные качества, устойчивость и управляемость, значительную грузоподъемность: весовая отдача аппарата, т. е. отношение полезной нагрузки к полетному весу, составляет около 50%.

3

Экранолет выполнен по самолетной схеме с глиссирующим корпусом-лодкой, треугольным в плане крылом и развитым Т-образным хвостовым оперением, усиленным подкосами и расчалками. Все конструкции выполнены из дерева. Крыло, имеющее два лонжерона и девять иервюр, обшито полотном, а по кромкам усилено миллиметровой фанерой.
Хотя первый построенный экранолет, естественно, еще далек от совершенства, полученные результаты обнадеживают. Простота конструкции с использованием серийного мотоциклетного двигателя «М-63» (макс. мощность 32 л. с. при 5500 об/мин; расход топлива 8,9 кг/ч) дает основание считать в принципе возможным создание на базе «ЭСКА-1» недорогого и надежного аппарата с достаточно высокими эксплуатационными показателями.

Технические данные экранолета «ЭСКА-1»
Р а з м е р ы
Размах крыла 6,9 м,
площадь крыла 13,85 м
площадь горизонтального оперения 3 м
Длина аппарата  7,55 м
высота (стояночная)  2,5 м
В е с о в ы е  д а н н ы е
Полный полетный вес (макс.) 450 кг
Полезная нагрузка 220 кг
Весовая отдача 48,9%.
Л е т н ы е  д а н н ы е
Скорость максимальная в режиме
экранного полета
с полной нагрузкой
122 км/ч
крейсерская скорост 110 км/ч
Взлетная дистанция с воды 100 м
со снега 80-50 м
Дальность полета с полным запасом топлива 300 км
Аэродинамическое качество  25

Boatportal.ru

logo