Вы здесь

ДСП на «Пеликане»

ДСП на «Пеликане»

23.07.2014 Автор: 0 336
Facebook Twitter Google+ Pinterest

1 Это 5000-километровое дальнее спортивное плавание, маршрут которого был проложен через 18 областей и 3 автономные республики, проводилось под флагом нашего ЦВМК «Меридиан» и было посвящено юбилею Великого Октября, Мы должны были, укладываясь в жесткие сроки, продиктованные требованиями «Единой всесоюзной спортивной классификации», пройти по Волге и Дону в Азовское море, оттуда подняться но Днепру и Припяти и финишировать в г. Ровно

Весной мы испытали в небольшом путешествии Москва — Серпухов — Москва новый «Вихрь-М» и только что купленный ярко-оранжевый «Пеликан» — 3,3-метровую надув пушку под мотор 25 л. с., изготовленную предприятием «Стомил» (ПНР). Опыт этого короткого похода а материалы, опубликованные в сборнике, послужили нам основой для некоторого усовершенствования лодки и ее оборудования для дальнего плавания. Для увеличения высоты борта мы выклеили из бинтовой резины, приобретенной в аптеке, дополнительные верхние баллоны — «фальшборты» диаметром 320 мм. В носу у ветрового стекла их закрепили К паолу при помощи дуг из алюминиевых трубок Ø 18 мм, а в корме — к транцу. Высоту ветрового стекла увеличили на 250 мм, закрепив его на дюралюминиевой полосе. Фанерные пайолы дополнительно покрыли тремя слоями лака, соединения киля и киля с транцем подкрепили П-образными накладками из нержавеющей стали толщиной 3 мм.

Для предотвращения попадания воды в лодку по дейдвудной части мотора сделали из прорезиненной ткани защитный кожух. На палубе закрепили спасательный круг.

Мы выяснили, что 500 кг, разрешенных инструкцией,— слишком много для того, чтобы лодка вышла на глиссирование, поэтому пришлось ограничить загрузку до 400 кг. Благодаря увеличению высоты бортов наш «Пеликан» стал более вместительным: мы смогли разместить в нем два ящика тушенки, 10-литровую канистру с водой, палатку, инструменты, запчасти, спальные мешки и целый бензосклад - 135 л бензина и масла! С трудом нашлось место для нас самих. Пришедшие проводить нас в поход друзья только качали головами, советов ехать поездом было хоть отбавляй, но мечта дойти на лодке оказалась сильней.
14 июля в 14 часов для берем старт. Погода отличная, скорость при нашей загрузке составляет 28— 30 км/ч, двигатель ровно «поет» свою песню. Вскоре подходим к первому из 32 предстоящих нам шлюзов — «Трудкоммуна», а к обеду следующего дня мы уже на стрелке Москвы-реки и Оки, где возвышается древний страж Коломны — Староголутвинский монастырь. В Горьком на лодочной стоянке нас сразу же окружили любители дальних плаваний. Посыпались вопросы: какая скорость? сколько стоит? где купить? и т. д. Когда они убедились, что в лодке сухо, удивлению не было конца.

На Оке мы впервые встретились с большой волной. Вразрез волне идти трудно, лодка испытывает сильные удары; самый лучший курс —под углом 16—20°. На Волгу выходим рано утром, помня наставления местных водномоторников — с утра на Волге волнения нет. Нас сопровождают «Прогрессы» и «Казанки», «вызывая на соревнование». Даем полный газ —скорость увеличивается до 35—38 км/ч, лодка уже буквально «стелется» по воде и не отстает от них ни на метр. По мере того, как все дальше продвигаемся на тот, становится жарко. Приходится все чаще контролировать давление в баллонах. На стоянках стравливаем воздух примерно на четверть объема. Куйбышевское водохранилище проходим вдоль правого берега. Волнения нет, но когда от Камского Устья мы берем курс на юго-запад, спрямляя путь, под днищем начинают перекатываться невысокие пологие волны. Лодка идет удивительно хорошо, только где-то внизу раздаются хлопки, как будто хлопает на ветру полотенце — это матерчатое днище бьется о пайолы.

shema_ukladki

В Саратове, остановившись на лодочной станции «Дружба», мы обнаружили передвижную АЗС и здесь же — на дебаркадере — гарантийную мастерскую по ремонту «Вихрей». Пользуясь случаем, провели профилактику: заменили шестерню переднего хода с храповиком, крыльчатку водяного насоса, конденсаторы. Это был единственный ремонт нашего «Вихря-М» за весь 31-дневный поход.

От Саратова до Волгограда промчались на одном дыхании, по целый день потеряли в ожидании шлюзования. Вечером подошли к Мамаеву кургану. Здесь каждый камень — свидетель кровопролитных боев. В молчании возложили цветы у обелиска.
И снова в путь. Нам повезло: старший диспетчер Волго-Донского капала дал «добро» на беспрепятственный проход через шлюзы вместе с сухогрузом «МСБ-20». Так что никаких трудностей при проходе канала не было.

Через сутки наш «Пеликан» встретили волны Цимлянского водохранилища. Поначалу было тихо, по вскоре волнение стало усиливаться. Пробовали идти под разными углами к волне и на разной скорости — около 25 км/ч ощущалась сильная тряска, приходилось сбавлять обороты. Вконец измученные подошли к шлюзу гидроузла.
После штормового Цимлянского моря, кажется, попали в рай. Дон — прекрасная река: красивые песчанные берега, чистая вода. Судоходная обстановка здесь отличная, но приходилось быть очень внимательными: из-за поворотов то и дело вылетали «Ракеты» п «Метеоры».
В гостеприимном Ростове-на-Дону простояли целый день. Здесь нас очень тепло встретили на спасательной станции, помогли с заправкой бензином. Мы закупили продукты, отдохнули, проверили двигатель.

 

В Азовское море выходим с опаской — уж больно необычная у нас лодка. Потуже затянув спасательные жилеты, берем курс на юго-запад. Скоро берег скрывается за кормой. Курс держим по компасу (их у нас два!). Постепенно небо затягивается облаками. Ветер заходит — северный, но вскоре сменяется свежим северо-западным, появляются все более крупные пологие волны. Идем по гребням волн, по но всегда это удается: чуть прозеваешь — удар потрясает корпус так, что, кажется, днище отвалится. Пробуем изменить курс и идти по волне, по тогда через низкий транец гребни захлестывают в лодку. Против волны — еще хуже! Приходится идти лагом к волне — под углом около 80°, и почти каждая волна, перехлестывая через скулу, оставляет часть воды в кокпите. Вычерпываем на ходу. Мотор работает без перебоев.

 

dugi

На Бердянск при таких волнах и сильном ветре идти бессмысленно: все равно не хватит горючего! Решаем повернуть на Жданов. И вот уже слева показываются портальные краны. Насквозь промокшие, уставшие от неимоверной тряски швартуемся на водной станции завода «Азовсталь» в тихой закрытой гавани. Допоздна идут разговоры с местными водномоторниками о путешествиях, коварном характере Азовского моря. Прогноз погоды на следующий день для нас неутешительный — волнение 4 балла и выше. Решаем отказаться от морского перехода и продолжить путь на «Пеликане» прямо от Запорожья. Нам представляется случай продемонстрировать транспортабельность и легкость разборки «Пеликана». Разгрузив лодку, легко подняли ее из воды и спустили воздух. Внимательно осмотрели оболочку. Внутри кое-где заметны потертости от фанерных щитов пайола, по в целом — ничего серьезного. На днище снаружи никаких повреждений! Уложив свое судно в два «тюка», погрузили его вместе со всем снаряжением в «газик», любезно предоставленный начальником водной станции.

Утро следующего дня начинается со сборки «Пеликана». Не прошло и часа, как, к удивлению собравшихся, лодка покачивалась на днепровской воде, готовая к плаванию. Увидев московский номер, запорожские судоводители-любители старались помочь во всем: предлагали бензин, масло, запчасти. Попутно, как и всюду, много говорилось о проблеме стоянки, о чистоте рек и озер. Видпо, в наши дни эти проблемы — самые насущные для всех водномоторников.

На двадцать четвертый день нашего путешествия выходим в Кременчугское водохранилище. Нам везет: погода великолепная. Белые облака медленно плывут по небу. По берегам, в гуще яблоневых садов, прячутся белые украинские хаты. На ночлег встаем на правом берегу Днепра у деревни Нагорная. Ночью просыпаемся от невообразимого шума. Страшный ливень, полыхают молнии — ничего подобного мы никогда не видели! Мысль, что лодку может унести, выбрасывает нас из палатки. С горы несется поток воды, захватывая все на своем пути. Бежим к «Пеликану», по он на месте.

В Черкассах целый день ушел па пополнение продуктов и снаряжения, которые унесла вода в ту ночь у Нагорной. В путь, к Каневу, решили идти вечером, благо на водохранилище волнение отсутствовало. Скорость — 30—35 км/ч. И вдруг... удар! Один из нас вылетает из лодки через стекло вперед и приземляется... на сухом месте. Оказывается, посредине реки — песчаная банка, которую не заметил рулевой! Разбираем и внимательнейшим образом снова осматриваем лодку: никаких следов повреждений, а ведь проползла она по песку более трех метров!

Последнее — Киевское водохранилище — проходили при крутой встречной волне. Почему-то лодку начало вести сильно вправо. Оказалось, что металлический подкос оборвался у транца. Вообще Киевское водохранилище показалось нам особенно сложным в навигационном отношении, советуем проходить его только в хорошую погоду.
Преодолев Припять, входим в реку Горынь, которая запомнилась нам фантастическими изгибами русла среди бескрайних лугов. Каждый поворот открывает новые пейзажи. В 228 км от устья — у пос. Базальтово судоходная обстановка кончается, по местные жители вселяют в нас надежду, что и выше пройти под мотором можно.

Деревья нависают над самой водой, образуя зеленый коридор. Все чаще приходится продираться сквозь густой кустарник. Река, уходя на юго-запад, становится все уже и мелководнее. Из воды торчат железные прутья — гроза резиновых лодок, путь преграждают многочисленные низкие мосты. Лишний раз убеждаемся в преимуществах надувной лодки — препятствия нетрудно было обходить по берегу. И все-таки дойти до Ровно — конечного пункта нашего маршрута — водой не удалось. Заканчиваем путь в 20 км ниже, у старинного села Дорогобуж.

Оглядываясь назад, с уверенностью можем сказать, что лодка оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Средняя скорость была на уровне 30 км/ч при нагрузке 400 кг. Единственный недостаток — это ограниченность полезной площади кокпита. Не подвел нас ни разу и «Вихрь-М».

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo