.

Вы здесь

Три маршрута для туристов-водномоторников

Три маршрута для туристов-водномоторников

06.02.2009 Автор: 0 11186

В.А. Лазарев

Журнал КиЯ №7 1966г

Многие читатели просили публиковать в сборнике рекомендации по выбору маршрутов туристских плаваний. Ниже кратко излагаются особенности трех популярных (для средней полосы) дальних туристских маршрутов. Естественно, приводимые в статье схемы и указания не могут заменить всех необходимых для грамотного проведения плавания материалов, но они будут полезны начинающим туристам-водномоторникам в первую очередь при выборе маршрута.
 
МОСКВА — СЕЛИГЕР

Этот туристский маршрут сравнительно невелик, но очень интересен. Общая его протяженность от Химкинского речного вокзала до г. Осташков около 600 км.

До Большой Волги путь идет по каналу Москва-Волга и водохранилищам (Клязьминскому, Пестовскому, Икшинскому). На этом участке проходим пять шлюзов (№ 6, 5, 4, 3 и 2), которые опускают суда до уровня Московского моря. Это — северный склон канала Москва-Волга. Далее преодолеваем Московское море, ориентируясь вначале по задним створам; затем, направляясь вверх по Волге, проходим последовательно Конаково, Калинин, Старицу, Ржев, Селижарово.

Волга в верхнем своем течении очень красива. Лесистые берега, чистая прозрачная вода, живописные села и старинные города — все это придает путешествию особую прелесть. Однако условия плавания здесь очень трудны. На участке до Калинина течение ощущается мало, так как Волга здесь «подперта» шлюзом № 1 Иваньковского гидроузла. Зато выше Калинина, в районе Избрижья — Иванищи, течение довольно быстрое, река мелеет, а каменистое дно и многочисленные перекаты, где течение еще убыстряется, значительно осложняют путь. Шум потока на перекатах слышен на большом расстоянии. Если весной и осенью, когда вода высокая, условия плавания сравнительно сносны, то в жаркое летнее время путешествие здесь может стать серьезным испытанием. В некоторых местах от берега до берега глубины не более чем «по колено». В летнее время из-за мелководья обстановка на участке от точки в 50 км выше Калинина до Ржева снимается, что еще более осложняет плавание.

Прибыв однажды летом в Калинин, я увидел на речном вокзале расписание движения катеров до Ржева. Когда же я попытался уточнить в кассе время отправления очередного катера, выяснилось, что не только до Ржева, но и до Старицы катера в малую воду не ходят.

В былые времена в верховьях Волги были густые леса, которые способствовали медленному таянию снега.

Волга была многоводнее, перекатов было мало, течение было ровное. Известно, например, что в 1918 г. группа боевых катеров совершила поход из Москвы на Селигер. Сейчас леса поредели, а кое-где и вырублены вообще. Весной быстрое таяние снега приводит к образованию бурных потоков, течение в реке резко убыстряется, берега размываются, наносится песок, образуются перекаты. Все это превращает реку в несудоходную; даже сплав леса по ней затруднен.

В этих условиях наиболее удобным судном для похода будет легкая мотолодка весом до 100—150 кг (типа «Казанки» или «МК-31») с ограниченным числом пассажиров (2—3 чел.). В наиболее трудных местах, на перекатах, такую лодку можно перенести или отбуксировать.

Значительно сложнее путешествовать по этому маршруту на сравнительно тяжелом катере типа «СК-10» с одним мотором «Москва». Для преодоления течения на перекатах нам приходилось форсировать мотор до отказа. Малейшее касание винта о камень приводило к срезанию шпонки, и наш катер в один момент сносило вниз по течению на 30—50 м.

Кстати, обратный путь вниз по течению, как ни странно, был сопряжен с неменьшими трудностями. На мелководье при быстром течении и выключенном моторе катер становится совершенно неуправляемым; если, направляя его шестом, зазеваться, он разворачивается кормой вперед и на первой же извилине может врезаться мотором в каменистый берег.

При преодолении перекатов против течения очень важно выбрать правильный курс, т. е. наиболее глубокое место— корыто переката. В этом месте заметно, как несется поток. Эта движущаяся зыбь имеет местное название «бырь». Нужно быть очень внимательным, чтобы отличить бырь от неподвижных бурунов, образующихся в мелких каменистых местах реки, особенно при общем волнении от ветра. Преодолевать бырь следует не по центру бурлящего потока, а рядом с ним, в непосредственной близости от быри.

После поселка Селижарово приходится идти, опять-таки против течения, по быстрой, узкой и извилистой, забитой сплавным лесом Селижаровке, единственной реке, вытекающей из озера Селигер; затем начинается Селижаровский плес, и поход заканчивается в г. Осташкове. Отсюда, прежде чем пуститься в обратный путь, можно совершить много местных походов по интереснейшим маршрутам (например: вокруг острова Хачин; на Березовский плес к деревне Залучье; на Сосницкий и Полновский плесы до пристани Волково-Селигер).
 

 

Общая карта-схема рассматриваемых в статье трех туристских маршрутов.

Несколько слов о пунктах, где можно заправиться бензином и маслом. От Москвы до Дмитрова заправочных пунктов нет. В Дмитрове бензоколонка расположена далеко от канала. Следующий пункт, где можно удобно заправиться,— это г. Конаково. В Калинине бензозаправочная станция расположена на шоссе Москва — Ленинград, также далеко от берега. Можно рассчитывать приобрести горючее в Старице, Ржеве и Селижарове.
 

МОСКОВСКАЯ КРУГОСВЕТКА

Из Москвы этот поход (общая протяженность маршрута около 2000 км) целесообразно начинать в сторону Москвы-реки и Оки, т. е. против часовой стрелки. Дело в том, что на тысячекилометровом участке Оки от Кузьминского шлюза до Горького шлюзов нет, но течение есть и, конечно же, выгоднее путешествовать вниз по течению, а на Волге, если не считать 60-километрового участка Горький — Городец и участка Ярославль — Рыбинск, течение почти не ощущается, так как река во многих местах подперта шлюзами (Горьковский, Рыбинский, Угличский и Иваньковский гидроузлы).

На протяжении всего 2000-километрового пути имеются береговые и плавучие знаки судовой обстановки. Даже на мотолодках с подвесными моторами, имеющих малую осадку, целесообразно придерживаться судового хода, допуская отклонения лишь тогда, когда это дает явное сокращение пути. В таких случаях следует снижать скорость, чтобы, не зная глубин, не срезать шпонку и не засорить песком водяную трассу мотора.

Итак, если вы начинаете поход от Химкинского речного вокзала, т. е. от водораздельного участка канала Москва-Волга, то для начала придется преодолеть шлюзы № 7 и 8 (у с. Щукино), являющиеся первыми шлюзами южного склона канала. Далее проходите шлюз № 9 и один из Перервинских шлюзов № 10 или 11 (расположенных параллельно), после чего направляйтесь вниз по Москва-реке до ее впадения в Оку {у города Щурово, что ниже Коломны). На этом участке расположено 5 шлюзов: им. Трудкоммуны, Андреевский, Софьинский, Фаустовский и Северский. После двух расположенных на Оке шлюзов — Белоомутского и Кузьминского—весь дальнейший путь по этой извилистой реке свободен от шлюзований.

Проходим города Рязань, Спасск-Рязанский, Шилово. Начинаются красивые места Приокской поймы — луга, пляжи, леса, кустарники. За 15—20 км до пристани Кочемары слева в Оку впадает река Пра, на левом берегу которой на протяжении 35 км расположен Окский выхухолевый заповедник.

Очень интересно подняться вверх по этой реке, ведущей к сердцу Мещерского края. Места здесь очень красивы: чудесный лес, хорошие удобные места для стоянок и рыбной ловли, много грибов и ягод. Провести здесь отпуск можно лучше, чем на любом курорте. Впрочем и по Оке, начиная от Кочемар и ниже, имеются очень красивые места — отличные пляжи, изумрудные луга и бескрайние леса. Дальнейший путь лежит на города Касимов, Муром, Павлов и, наконец, Горький. Здесь заканчивается путешествие по Оке и начинается поход по Волге.
 

 

Туристская карта-схема Рыбинского водохранилища.
Все приводимые туристские карты-схемы представляют собой выкопировки из туристско-маршрутной схемы Волго-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина изд. 1965 г.
 

Поднявшись вверх до Городца, проходим шлюзы № 14 и 13 Горьковского гидроузла и выходим в Горьковское море, протянувшееся почти на 100 км. Ширина его достигает 15—20 км, а площадь в 5 раз больше площади Московского моря. В ветреную погоду, особенно при северных и северо-западных ветрах, море неспокойно. В это время двухметровые волны здесь не редкость! Направление на север определяется щелевым створом, а в районе г. Юрьевца имеются буи и вехи.

При плавании вне судового хода следует быть очень осторожным, так как встречается множество пней, по большей части скрытых под водой. Северная часть Горьковского моря постепенно переходит в русло Волги. Далее путь лежит через города Юрьевец, Кинешма, Плес, Кострома, Ярославль, Рыбинск. От Ярославля до Рыбинска начинает ощущаться встречное течение.

Волга в районе Плеса не нуждается в рекламе. Здесь особенно проявляется преимущество туриста, путешествующего на мотолодке. Увидев своими глазами прекрасные хвойные и лиственные леса и покрытые сочной травой берега тихой реки, вы, безусловно, задержитесь здесь на 2—3 дня, к великой зависти пассажиров туристских теплоходов.

Пройдя шлюз Рыбинского гидроузла, выходим на отметку Рыбинского водохранилища. Слева от шлюза пристань Переборы, где расположены спасательная станция и метеостанция. Здесь можно узнать прогноз погоды и получить разрешение на дальнейший путь.

Остановимся подробнее на участке Переборы — Коприно, который можно форсировать даже без компаса.

От Перебор (или от Рыбинского шлюза) имеются два судовых хода. Один — для крупных судов — идет вдоль побережья Каменниковского полуострова, оставляя слева остров Юршинский. Второй, более короткий и удобный для мелких судов, идет проливом южнее острова Юршинский. Выйдя из пролива, надо идти курсом на северо-запад до плавучего буя № 31. У буя № 31 следует изменить курс на ориентир Зеленый остров. Справа открываются просторы Рыбинского моря, слева виден берег. Пройдя этим курсом до судового хода Легково — Череповец (до буя, лежащего в створе-тройнике Бабьи Горы), следует повернуть на 90° влево и, пользуясь задним створом, идти до поселка и причала Легково и далее, оставляя справа Шумаровы острова, по судовому ходу до Коприно, ориентиром которого является лишь видная со стороны реки колокольня.
 

Туристская карта-схема Белого озера

От Коприно путь идет вверх по Волге до Углича. Миновав шлюз Угличского гидроузла, проходим Калязин, Кимры и, наконец, шлюз № 1 канала Москва-Волга, который поднимает суда на отметку Московского моря. Входим в канал и последовательно проходим известные нам шлюзы № 2, 3, 4, 5 и 6, заканчивая путешествие на водораздельном участке канала у Химкинского речного порта.
 

Туристская карта-схема южной части Онежского озера.

За все путешествие турист преодолевает 21 шлюз, проходит множество городов, сел и пристаней. Некоторые из многочисленных больших и малых притоков Оки и Волги настолько привлекательны, что трудно избежать соблазна и в них не зайти. В частности, очень интересно пройти вверх по реке Медведице — левому притоку Волги (а также по Большой и Малой Пудице), который впадает в Волгу между Калягиным и Белым Городком. Это широкая полноводная река, очень красивая в верхнем своем течении и богатая рыбой. На реке имеются знаки судовой обстановки. Эти места как будто специально созданы для туризма и отдыха. Поход по Московской кругосветке — предприятие нелегкое. Много трудностей придется преодолеть туристу в пути. Но приобретенный опыт плавания, прекрасный здоровый отдых и незабываемые впечатления от похода будут ему наградой. Хочется сделать еще одно замечание — в пути не следует спешить. Этот поход лучше всего планировать примерно на месяц. Преодолеть это расстояние, конечно, можно и в более короткие сроки, но это уже будет не туристский, а чисто спортивный поход на большой скорости.

Одной из основных трудностей этого похода является заправка горючим. После Москвы ближайшая заправочная станция находится в Коломне далеко от берега. После Коломны — Рязань, где бензоколонка также очень далеко от пристани. Счастливым исключением являются Шилове и Касимов, где нефтелавка и нефтебаза находятся на берегу. В Муроме, Павлове и даже в Горьком бензоколонки расположены очень далеко либо на высоком берегу, поэтому, чтобы добыть горючее, приходится «поработать». Такое же положение в городах Юрьевец, Ярославль, Рыбинск, Мышкин, Углич. Зато, проходя Кимры, вы с благодарностью подумаете о тех, кто учел интересы водномоторников и построил нефтелавку на берегу, поблизости от переправы. Следуя в Москву, здесь надо запастись горючим, так как до самой Москвы удобных мест для заправки нет.
 

МОСКВА — ЛЕНИНГРАД

Особый интерес представляет поход по маршруту Москва — Ленинград через Волго-Балт. Нам довелось одними из первых пройти канал на туристском катере в июне 1964 г., через 5 дней после заполнения его водой. Менее чем за день мы прошли (вместе с судами) 6 шлюзов, в то время как для преодоления более 30 шлюзов старой Мариинской системы требовалось в лучшем случае несколько суток. Раньше нечего было и думать о путешествии в Ленинград и обратно за один месяц.

Для этого путешествия лучше всего воспользоваться высокобортным и широким каютным катером, которому не страшны ни свежий ветер, ни волны высотой до 2 м. Мотолодки типа «Казанка» да и вообще открытые и легкие низкобортные мотолодки для такого путешествия непригодны. При отсутствии достаточного опыта, тем более — в неблагоприятную погоду, на такой мотолодке можно попасть в «неприятную историю».

Путь от Химкинского водохранилища до Рыбинского моря нам уже известен. Рассмотрим отрезок пути от поселка Легково до Череповца, проходящий через Рыбинское море. К сожалению, в районе Легково пока нет метеостанции, поэтому туристам при преодолении Рыбинского моря приходится полагаться лишь на собственный опыт.

Судовой ход от поселка Легково до Череповца обозначен буями и створами, однако буи расставлены редко, а створы не всегда просматриваются, особенно с малого судна. Крайне желательно обзавестись такой картой, чтобы можно было в пути ориентироваться по компасу.
 

Туристская карта-схема южной части Ладожского озера.

 

От поселка Легково следует идти по судовому ходу (по створу-тройнику Бабьи Горы) на северо-восток, отклоняясь вправо при подходе к створным знакам. Далее надо идти компасным курсом около 360 (357) примерно 7 км до пересечения с судовым ходом от Перебор, определяемым задним щелевым створом на о. Юршинском (Обу-ховский щелевой створ). Расстояние до этого створа таково, что необходимо иметь бинокль.

Выйдя на этот судовой ход, идем сначала курсом 312, затем, ориентируясь по знакам обстановки, отклоняемся вправо и идем по тому же судовому ходу (№ 63) практически на север (к. к. 357). При подходе к северо-восточному берегу Рыбинского моря следует ориентироваться на Мяксинский щелевой створ. Берег в этом месте мелкий и усеян камнями; стоянку здесь устраивать не стоит. У буя № 16 ложимся на к. к. 310 и идем вдоль берега, ориентируясь по часто расставленным буям до того места, где после Васильевского створа судовой ход раздваивается. Левый судовой ход предназначен для крупных судов. Идем вдоль берега правым судовым ходом. Не доходя до островка, помеченного на схеме буквой А, сворачиваем вправо, двигаясь осторожно вдоль берега (пунктирная линия) до фарватера реки Шексны и далее до Череповца. Проходим пристань Череповец и мост и останавливаемся у большой, хорошо организованной стоянки мотолодок и катеров. Здесь туристов встречают приветливые люди, которые всегда с готовностью оказывают помощь советом и даже запчастями. Здесь же имеется своя бензоколонка. В этом большая заслуга местных властей, администрации базы и череповецких любителей водно-моторного спорта.

Отсюда фактически начинается трасса Волго-Балта протяженностью 361 км (от Череповца до Онежского озера). Трассу можно разбить на 3 участка:
— южный склон от Череповца до Череповецкого гидроузла (59 км с одним шлюзом);
— водораздельный участок от Череповецкого до Пахомовского гидроузла, включающий реку Шексну, Белое озеро, реку Ковжу и искусственный канал длиной более 30 км (всего 262 км);
— северный склон с шестью шлюзами от Пахомовского гидроузла до Онежского озера (длиной 39,5 км).

Пройдя от Череповца первые 59 км, подходим к Череповецкому гидроузлу, где расположен шлюз № 7 (ранее здесь находился шлюз № 38 старой Мариинской системы). После прохода шлюза мы оказываемся на водораздельном участке канала и направляемся в просторное Череповецкое водохранилище. По его берегам, а также по берегам Шексны после подъема уровня воды лесные массивы оказались затопленными. Берега не видно, но на глубине 2 и более метров просматриваются стволы деревьев. Благодаря подпору, образованному Череповецким гидроузлом, уровень Шексны сравнялся суров-нем обводного канала, опоясывающего Белое озеро, поэтому отпала надобность в старом узком шлюзе № 34 («Чайка»), расположенном в начале Белозерского канала. Теперь этот шлюз всегда открыт и служит как бы частью этого канала, которым и следует воспользоваться.

При наличии мореходного катера и при хорошей погоде можно идти напрямик через Белое озеро к устью реки Ковжа. При следовании по каналу в г. Белозерске можно сделать остановку и запастись горючим и продовольствием база горючего слева в 2 км от Белозерска). Следует отметить, что, начиная от Череповца, навстречу попадаются многочисленные плоты; это создает дополнительные трудности при плавании по узкому Белозерскому каналу. Нужно быть очень внимательным, чтобы при встрече правильно выбрать курс в зависимости от очертаний берега, положения и формы буксируемого плота. Кроме того, встречаются многочисленные топляки, а иногда путь преграждают плавающие бревна, которые подчас приходится расталкивать, сбавляя ход до минимума.

Выйдя из канала, следуем по реке Ковже. У поселка Пороги сворачиваем влево и идем по широкому каналу длиной более 30 км вплоть до Пахомовского гидроузла, где расположен шлюз № 6. После него последовательно минуем Новинковское водохранилище и шлюзы № 5, 4 и 3 Нов инковского гидроузла, расположенные на расстоянии около километра один от другого. После Белоусовского водохранилища и шлюза № 2 Белоусовского гидроузла начинается обширное Вытегорское водохранилище. Остается пройти шлюз № 1 Вытегорского гидроузла, и мы прибываем в г. Вытегру. То обстоятельство, что 6 шлюзов расположены близко — на участке 20 км — очень удобно, так как позволяет проходить все шлюзы с одними и теми же попутными судами, двигаясь следом за ними или даже на буксире каравана с баржами. Город Вытегра расположен в 16 км от устья реки Вытегры, впадающей в Онежское озеро. На левой стороне реки в 5,5 км от устья — вход в Онежский обводной канал.

В лоции Онежского озера сказано: лето здесь прохладное, пасмурное и дождливое; в июне средняя температура 16—17°, наименьшая 1—2°, температура воды 5—9°; волны крутые до 3 м; цвет воды коричневато-желтый. Мы были на озере как раз в июне и восхитились его красотой; дни были солнечные, ветреные*, вода прозрачная, чистая и теплая. Белые ночи придавали путешествию особое очарование.

Возможно несколько вариантов дальнейшего пути. В хорошую погоду (а прогноз узнайте в Вытегре) можно идти озером. Выйдя из устья реки, следует пройти на северо-запад по входному створу около 3 км, затем взять влево и идти к. к. 248 до мыса Петропавловский примерно в 500 м от берега. У мыса Петропавловский надо опять -взять влево и идти общим курсом (к. к. 240) до пересечения с Коровенецким створом (к. к. 88—268), затем по этому створу до пересечения с Вознесенским створом (к. к. 148—328) и по нему до г. Вознесенье, лежащего в истоке реки Свирь. В этом районе (Свирская губа) ощущается течение с незначительной скоростью.

Если погода не позволяет идти озером, надо не доходя 5,5 км до устья Вытегры свернуть влево и идти по обводному каналу до Кобыльего (Мегрского) озера. Здесь, в зависимости от обстановки, можно выйти в озеро (выход огражден знаками) и идти курсом 280 до пересечения с Вознесенским створом или продолжать движение по каналу до самого Вознесенья. Онежский обводной канал по ширине примерно такой же, как Белозерский. Канал очень красив. С обеих сторон лес и кустарники. В некоторых местах он проходит в непосредственной близости от озера. Можно выйти на берег озера и хорошо провести время на идеальном песчаном пляже.

Идти по каналу следует строго по середине. Малейшее уклонение в сторону грозит неприятностями. Можно сесть на мель, срезать шпонку или повредить гребной винт.

Отдохнув в Вознесенье, начинаем путь по Свири, имеющей протяжение 220 км и общее падение 27,5 м. На реке расположены два современных гидроузла со шлюзами—Верхне-Свирским и Нижне-Свирским,— которые делят реку на 3 участка — Верхнюю, Среднюю и Нижнюю Свирь. Путешествие это, особенно в хорошую солнечную погоду, надолго остается в памяти. Берега очень красивые, река в меру извилиста, течение благодаря наличию шлюзов небольшое. С обеих сторон хвойные и лиственные леса. Учтите, что и по Свири буксируется много плотов в сторону Ленинграда.

Пройдя оба Свирских шлюза, направляемся к устью реки, впадающей в Ладожское озеро у г. Свирица. Дальше можно идти либо Ладожским озером, либо по Новоладожскому каналу. При хорошей погоде можно идти через озеро, но следует иметь в виду, что в Свирице бензин достать трудно, а по Ладоге предстоит путь около 150 км.

Выйдя из устья реки, движемся к о. Торпаков, от которого берем курс 241 до плавучего бакена и далее идем, пользуясь плавучей и береговой обстановкой (последовательно к. к.: 233, 227, 194, 169 и 235,5), до створа Петрокрепости. Затем по створу входим в Неву. В бухте Петрокрепость наблюдается течение в сторону реки Невы.

Путешествие по Ладоге — дело ответственное. В любую погоду в этих местах может быть волна. Возможны внезапные шквалы. Условия плавания здесь не уступают условиям Балтики. Тем не менее, при достаточном опыте и наличии надежного закрытого и мореходного катера такое путешествие в благоприятную погоду вполне безопасно. Неплохо идти за попутными судами.

Путешествие по каналу трудностей не представляет. Во многих его местах имеются выходы в озеро. Можно, например, выйти в озеро у Сясьстроя или у Новой Ладоги.

Новоладожский обводной канал, опоясывающий южную часть Ладожского озера, примерно такой же, как и Онежский, и также осторожно и внимательно следует по нему идти, остерегаясь топляков и бревен и правильно обходя буксируемые плоты. Зеленые заросшие лесом и кустарником берега канала радуют глаз, однако путешествие это довольно утомительно из-за большой длины канала — около 170 км.

Несколько дальше от озера параллельно Новоладожскому каналу проходит древний Староладожский канал, потерявший теперь свое значение.

От Петрокрепости путь лежит по Неве. Оставшиеся 76 км до Ленинграда быстро проходим по течению реки. Наше путешествие заканчивается у одной из водно-спортивных баз Ленинграда.

Несколько слов о заправке горючим. Перед переходом через Рыбинское водохранилище следует запастись бензином в г. Мышкине (нефтелавка расположена в километре от берега на высоком холме). Других пунктов заправки горючим до самого Череповца нет. Следующие пункты заправки — Череповец, Белозерск, пос. Анненский Мост, Вытегра, Вознесенье. Следует обязательно заправиться в Лодейном Поле (хотя до бензоколонки там далеко), так как в Свирице бензина не достать и придется вам идти до Новой Ладоги, а там подниматься на 5 км по Волхову до моста, а затем пешком лезть в гору (1 км) до бензоколонки. Последний пункт заправки горючим перед Ленинградом — Петрокрепость.

Boatportal.ru

logo