Вы здесь

Электро-оборудование катеров

Электро-оборудование катеров

01.04.2009 Автор: 0 12521
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Ф.Ф. Красильников
Журнал КиЯ №15 1968г

Основным источником электроэнергии на катере является генератор постоянного тока, устанавливаемый на двигателе, а запасным — аккумуляторные батареи (рис. 1 на стр. 70—71). На катерах обычно используют свинцово-кислотные аккумуляторы напряжением 2 в, соединенные последовательно по три или по шесть, в результате чего получаются 6- и 12-вольтовые батареи.

На лодках с подвесными моторами для освещения ходовых огней и сигнализации можно использовать аккумуляторы небольшой емкости типа 6СТ28 или 6СТ42 (цифры 28 и 42 обозначают номинальную емкость батареи в ампер-часах).

Нормальная работа генератора на всех режимах обеспечивается регулятором напряжения и реле обратного тока, которое замыкает цепь между генератором и батареей, когда напряжение генератора превышает напряжение батареи, и размыкает цепь при обратном токе от батареи к генератору. Этот прибор исключает возможность повреждения генератора и одновременно предохраняет батарею от разрядки через генератор. Уход за ним заключается в периодической проверке состояния соединений проводов с зажимами и подтяжке креплений реле-регулятора.

На малых катерах приборы контроля и управления двигателем, предохранители и выключатели монтируются на общем распределительном щитке. Панель щитка изготовляется из огнестойкого и прочного изоляционного материала (гетинакс, текстолит) или из металла. Все открытые токоведущие части электрооборудования монтируются с внутренней стороны панели.

Для защиты сети от токов короткого замыкания применяются плавкие предохранители серии ПВ, устанавливаемые в специальные блоки (рис. 2), состоящие из пластмассового основания, зажимов для предохранитепей и контактных
болтов для приссодинения проводов. К панели щитка блоки крепят с внутренней стороны через отверстие в середине основания.

Для включения и выключения осветительных приборов ислользуются однополюсные и двухполюсные выключатели серии В-45 (рис. 3). Предохранители и выключатели могут быть заменены одним автоматом, который одновременно будет отключать электрическую цепь в случае короткого замыкания или перегрузки.

Для освещения щитка с приборами применяется специальная осветительная арматура типа КЛС.

Для освещения каюты устанавливают одноламповые катерные плафоны. Плафон состоит из двух металлических никелированных корпусов: внутреннего (с патроном типа 2с-15) и наружного, в котором укреплен защитный колпак из молочного стекла (рис. 4). Плафон типа 38 имеет дополнительно шторки из цветного шелка, закрепленные на поворотных проволочных дугах.

Промышленность также выпускает специально для оборудования катеров настенное бра с малогабаритным выключателем и двусторонний светильник для освещения помещений по обе стороны переборки. Имеются и катерные подпалубные фонари с сальниками для ввода установки штепсельной розетки и выключателя.

Для освещения далеко расположенных объектов, например, при подходе к берегу, устанавливают фару (рис. 5), поворачивающуюся в горизонтальном и вертикальном направлениях, с выключателем на распределительном щитке. Подключение фары к сети осуществляется шланговым проводом через герметический штепсель.

Ручной переносной светильник (рис. 6) служит для временного местного освещения при ремонте в моторном отсеке, а также для световой сигнализации при расхождении и обгоне судов.

Для ходовых огней (бортовых, топовых и гакабортных) применяют светосигнальные приборы, показанные на рис. 7. Бортовые огни устанавливают со специальными щитками, чтобы огонь одного борта не мог быть виден с другого.

Для присоединения вилок гибких шланговых проводов от фары, переносной лампы и других осветительных приборов, расположенных на верхней палубе, применяют штепсельные соединения в водозащищенном исполнении (рис. 8). Кабель вводят в корпус штепселя через специальный патрубок, ввернутый вместо сальниковой гайки, а между фланцем патрубка и палубой прокладывают резиновую или парусиновую прокладку, пропитанную суриком.

На катерах часто устанавливают морские соединительные коробки и выключатели (рис. 9). Эти изделия имеют большие габариты и вес, но в ряде случаев им следует отдать предпочтение перед автомобильными и авиационными, не рассчитанными на повышенную влажность.

Для электропроводки на катерах широко применяют тепловлагостойкий лакированный провод марки ЛПРСГ (рис. 10). Облегченные кабели КОВЭ в полихлорвиниловом шланге используются для прокладки на катерах постоянных электрических сетей. Для фар, переносных ламп и т. п. применяется гибкий кабель марки РШМ в резиновой шланговой оболочке. При выборе сечения провода для монтажа различных участков катерной сети следует придерживаться сечений, указанных в принципиальной схеме электрооборудования (рис. 1).

При монтаже сети целесообразно объединять отдельные провода в общий жгут, который следует обмотать киперной или миткалевой лентой и покрыть изоляционным лаком. Концы проводов разделывают и маркируют. На рис. 11 показан готовый жгут, а на рис. 12 — место его прокладки. Жгут крепят кабельными скобами с одной или двумя лапками или хомутами-подвесками (рис. 13), а между жгутом и металлической скобой или подвеской прокладывают прессшпан или резину.

Сеть можно также прокладывать в алюминиевых трубках и гибких металлических шлангах. Для скрытой проводки в процессе постройки катера следует предусмотреть специальные кеналы.

Способ подключения приборов удобно рассмотреть на примере переносного светильника. Разобрав светильник, как это показано на рис. 14, нужно вывернуть сальниковую гайку, вынув нажимные и уплотняющие кольца, надеть их на кабель и сдвинуть по нему на такое расстояние, чтобы они не мешали работе. Провод с сальниковой гайкой, нажимными и уплотняющими кольцами вводят в корпус светильника. На шланговой оболочке кабеля устанавливают зажимную скобу, которая не дает ему выскакивать из светильника. Патрон, после того как к нему присоединили концы провода, крепят с помощью мостика к корпусу светильника. В последнюю очередь производят уплотнение ввода. Для этого вводят упорное кольцо, затем уплотняющее и нажимное кольца, завертывают сальниковую гайку и ввертывают стеклянный колпак с предварительно уложенным резиновым уплотняющим кольцом. Второй конец провода, длина которого определяется размерами катера, подключают к штепсельной вилке. Монтаж штепсельной вилки показан на рис. 15. Чтобы кабель при натяжении не выскакивал из корпуса вилки, на конце шланговой оболочки делают утолщение (бандаж) из изоляционной ленты. Место ввода кабеля в корпус вилки заделывают и уплотняют. Поверх уплотнения производят оклетневку шпагатом диаметром 1,5 м; клетневать нужно в направлении от провода к вилке, иначе витки шпагата будут сползать. Оклетневка покрывается изоляционным лаком. Таким же образом производится заделка кабелей у наконечников, подключаемых к клеммам приборов, в щитке и т. п.

Несколько рекомендаций по эксплуатации и ремонту катерного электрооборудования. Если, генератор плохо работает, не следует спешить снимать его с двигателя. Загрязнение коллектора, недостаточный нажим щеток на коллектор, поломка пружины . щеткодержателя, износ щеток, неправильное прилегание щеток к коллектору — все это незначительные неисправности, которые легко устранить на месте.

Аккумуляторная батарея разборке не подлежит. При повседневной эксплуатации нужно следить за ее зарядкой, поддерживать требующееся количество и плотность электролита. Нельзя допускать появления окислов на клеммах аккумулятора и окружающих его деталях. Иногда аккумуляторы не держат заряда, несмотря на нормальный за* рядный ток, через небольшой промежуток времени батарея оказывается частично или полностью разряженной. Причинами этого могут быть: плохая изоляция проводов; чрезмерно высокая плотность электролита, вследствие чего происходит разрушение активной массы и решеток пластин; загрязненность электролита, содержащего примеси, которые способствуют внутреннему саморазряду; короткое замыкание внутри аккумулятора. Поверхность бака и крышек батареи нужно протирать от пыли и грязи сухой тряпкой. Пролитый при доливке электролит, во избежание увеличения саморазряда, следует удалить чистой тряпкой, слегка смоченной 10%-ным раствором нашатырного спирта. Очистку и протирку батареи надо производить обязательно при ввернутых в наливные отверстия пробках, иначе электролит может засориться. Отверстия в пробках для отвода газов из аккумуляторного элемента должны быть прочищены.

Во избежание короткого замыкания нельзя класть на батарею инструменты и иные металлические предметы.

Для предотвращения окисления полюсных штырей батареи и наконечников проводов их необходимо очищать и смазывать техническим вазелином или маслом. При движении катера батарея должна быть надежно укреплена, а зажимы наконечников проводов плотно прижаты к ее штырям.

Уровень электролита следует поддерживать на 10—15 мм выше верхней кромки пластин. Доливать аккумулятор нужно электролитом одного и того же удельного веса. При приготовлении электролита кислоту вливают в воду тонкой струей, перемешивая раствор стеклянной трубкой. Зарядку аккумуляторов следует производить в соответствии с инструкцией.

Основными неисправностями стартера являются следующие.

1. При включении стартера вал его не вращается, при этом накал ламп в сети катера не уменьшается. Это может произойти из-за отсутствия контакта между щетками и коллектором (загрязнился коллектор, износились щетки или их заело в щеткодержателях, ослабли пружины щеток); из-за неисправности включателя стартера (обгорели контакты, контактная пластина не доходит до контактных болтов); из-за дефектов в соединениях цепи стартер— включатель — батарея (обрыв наружных проводов, обрыв проводов внутри корпуса стартера).

2. При включенном стартере вал двигателя не вращается или вращается слишком медленно, причем накал ламп уменьшается. Причины неисправности: слабо заряженная батарея; недостаточный контакт между щетками и коллектором (слабо прижаты щетки, окислился и загрязнился коллектор); слабый контакт в цепи стартер—выключатель — батарея (окисление наконечников проводов и зажимов, недостаточная затяжка зажимов).

После закрытия навигации следует принять следующие меры для обеспечения сохранности электрооборудования.

1. Генераторы и стартеры законсервировать в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

2. Аккумуляторную батарею демонтировать. Хранить заряженные батареи с электролитом следует в прохладном помещении при постоянной температуре не ниже минус 25° С и не выше 0° С во избежание саморазряда и преждевременной порчи батареи из-за коррозии положительных пластин. Необходимо ежемесячно контролировать плотность электролита.

3. Электросигнал, арматуру сигнальных огней, наружные штепсели и т. п. законсервировать и обернуть водоупорной бумагой и парусиной.

4. Все никелированные . части электрооборудования покрыть тонким слоем вазелина.

5. Свободные концы кабелей тщательно изолировать для предотвращения проникновения влаги внутрь кабеля.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo