Вы здесь

Судостроительные лекала

Судостроительные лекала

13.04.2009 Автор: 0 11182
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Г. С. Малиновский
Журнал КиЯ №16 1968г

И при разработке проекта, и при плазовой разбивке, и при изготовлении деталей дело пойдет гораздо быстрее, а качестве будет лучше, если применять специальные судостроительные лекала. Судостроительные лекала имеют специфическую форму, характеризуемую плавностью линий и своеобразием сопряжений кривых, поэтому заменить их обычными чертежными лекалами, имеющимися в продаже, нельзя даже при выполнении чертежей в масштабе 1:10 или 1:5, не говоря уже с плазовых работах в масштабе 1:1. Тем не менее, к сожалению, специальные судостроительные лекала никто не изготовляет, форма их известна лишь узкому кругу специалистов, и даже в таком капитальном труде, как «Судостроительное черчение», их чертежей нет.

Конструкторы-любители вынуждены при вычерчивании кривых пользоваться гибкой рейкой. Этот способ не обеспечивает необходимой точности, а главное — вынуждает делать сложные переносы для получения «зеркального» изображения (например, при вычерчивании второй половины шпангоута).

Приводим контуры наиболее ходовых судостроительных лекал (см. 4-ю полосу обложки), изображенные на сетке для удобства их дальнейшего увеличения. Чтобы изготовить лекала, необходимые при работе с чертежом в масштабе 1 : 10 или 1 : 5, следует вычертить сетку со стороной квадрата 20 мм. Для изготовления плазовых лекал сетка должна иметь квадраты со стороной 60 мм. Сетку для маленьких лекал чертят на плотном, тонком картоне, для больших — на листе 3—5-миллиметровой фанеры, имеющем размер не менее 1500X1500 мм. Контуры лекал переносят последовательно, квадрат за квадратом, выравнивают линии с помощью тонкой гибкой рейки, а затем вырезают (из картона — ножницами, из фанеры — острым сапожным ножом) шаблоны, по которым рабочие лекала изготовляются из оргстекла, текстолита, гетинакса или металла.

Неровности и мелкие изломы линий снимаются вдоль лекала напильниками, циклей и шкурками разных номеров. Опиливать лекало поперек нельзя, так как при этом возможно скалывание материала. Обработав кромки, лекало кладут на бумагу для контроля: обводят карандашом и проверяют плавность полученной кривей. Небольшие отклонения от общей конфигурации допустимы, но изломы и «зубцы» должны быть тщательно сглажены шкуркой.

Кромки лекал, изготовленных из бесцветного (прозрачного) оргстекла, следует аккуратно скрасить нитрокраской оранжевого цвета: они будут-намного удобнее в работе. На одном конце лекала сделайте отверстие диаметром 8—10 мм, чтобы вешать его на гвоздь, и поставьте порядковый номер (нитрокраской).

Практика показала, что на лекалах полезно иметь шкалу — «оцифровку». Это помогает строить «зеркальные» изображения, дает возможность лучше осмысливать форму и т. п. (Пример оцифровки показан на контуре № 1). Наносить шкалу на готовое лекало лучше всего гравировальным автоматом, но можно и ручным способом либо прорезая, либо нанося штрихи и знаки яркой краской. На металлических лекалах оцифровка набивается стальными пуансонами подходящего размера.

Бывают случаи, когда приходится выпиливать из фанеры большие детали лекальной формы, причем остаются обрезки, точно повторяющие очертания детали. Эти обрезки обычно выбрасывают за ненадобностью, а ведь это, по сути дела, почти готовые лекала, которые после небольшой доводки можно пустить в работу. Такие лекала особенно ценны, потому что представляют готовое сопряжение сложных кривых, часто встречающееся при вычерчивании современных корпусных деталей.

Предлагаемый набор особенно удобен при построении линий бортов и скулы современных катеров с V-образными шпангоутами.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo