Вы здесь

Опыт строительства моторной лодки из фанеры

Опыт строительства моторной лодки из фанеры

21.05.2010 Автор: 0 16789
Facebook Twitter Google+ Pinterest

1. С чего все начиналось.

В этом рассказе я постараюсь поделиться с вами историей воплощения своей мечты о море и собственной лодке. Статья данная адресована тем энтузиастам, которые не растратили свою энергию на рутину жизненных проблем и готовы сказать себе, да я это смогу сделать, мне это интересно. Изначально хочу предостеречь Вас от мотива сэкономить средства, построив лодку самостоятельно. У меня, во всяком случае, это не получилось. Факт того, что не удастся избежать ошибок, просчетов, переделок описан не в одной статье по строительству. Может они будут не столь существенны, но они обязательно будут, к этому надо быть готовым.

Итак, по окончании летнего сезона 2007г., осознавая факт того, что количество отдыхающих на морском побережье, в местах доступных на внедорожнике, превысило все допустимые сознанием пределы, я решил – хочу лодку. Уверенности мне добавляли счастливые лица отдыхающих, возвращающихся с рыбалки или просто уединенных мест на своих ПВХ с подвесными моторами. Изучив рынок надувных лодок, почитав форумы и выслушав рассказы бывших владельцев (а город у нас морской и спросить было у кого), я понял - это не моё. Лодка нужна жесткой конструкции. Рынок б.у. моторных лодок отпугивал либо ценой в 20 тыс.$ за серьезный катер, либо отсутствием предложения в ценовом диапазоне 50 тыс. рублей.

Интернет, слава ему, натолкнул меня на ряд статей, в которых люди строили небольшие лодки самостоятельно. Рекомендую почитать motolodka.ru тем, кто этого еще не сделал. Учитывая тот факт, что в детстве я занимался в судомодельном кружке, колебаться я долго не стал. В ноябре 2007г. решил, буду строить! Строить решил из фанеры, так как это на мой взгляд единственно возможный путь создания острокруглого корпуса в условиях индивидуальной постройки. Скачал из интернета программу Carene2002 вместе с описанием принципа ее работы, импортировал развертки в AutoCad, отмасштабировал 1:10, распечатал на принтере, склеил лодку из плотной бумаги. Получилось великолепно, все сходится!

Значит можно печатать развертки в масштабе 1:1 на плоттере. На этом этапе начались первые трудности. Развертки печатал в конторе, оказывающей услуги печати, заплатил 500р. Шаблоны бортов отпечатали нормально, а вот шаблоны днища оказались на 5мм короче, чего я сразу не заметил. Как потом выяснилось, шаблон немного не помещался в область печати и мне его слегка “поджали”. Слава богу не успел вырезать из фанеры, но наклеить шаблоны на фанеру успел. В этот момент и обратил внимание на несоответствие.

Учитывая опыт и знания, вынутые из motolodka.ru, фанеру купил бакелизированную, толщиной 5мм. Длина листа 5м по-моему, точно не помню. Купил 2 листа. Руки чесались, хотелось успеть к августу 2008г, однако зимние холода не позволяли окунуться в работу. Я сел за разработку проекта и обдумывание технологии сборки. Нарисовал в AutoCad трехмерную модель, расставил шпангоуты. В январе 2008 купил электролобзик и начал работать. Фанера нужно отметить крепкая, но вся волнами, это впоследствии мне выйдет боком. Итак, шаблоны корпуса вырезаны, пора приступать к изготовлению набора. Шпангоуты изготовил из деревянных реек и фанеры. После сборки дерево пропитал специальным составом против гниения. Импортный аналог олифы.

Шпангоут в сборе.

Сшивка листов обшивки не составила труда, технология описана на motolodka.ru, да и на этом сайте. Я сшивал сначала днище. Насверлил небольших отверстий по линии соединения деталей и начиная с носовой части скручивал заготовки медной проволокой. Лодка начала обретать очертания, что радовало и вселяло надежду успеть к намеченному сроку. Шпангоуты соединил стрингерами из алюминия. Они используются для опоры настила второго дна и придания дополнительной жесткости конструкции.

Фанера крепится к шпангоутам при помощи оцинкованных шурупов с потайной головкой. Отверстия зинкуются.

Лодка окончательно выжила из гаража машину. В мае 2008г корпус обрел свои очертания, и взгляды соседей по гаражу из скептических трансформировались в сочувствующие. Работы еще предстояло немало.

Стыки соединения листов общивки проклеил изнутри стекломатом. Хочу отметить. Что набор получился довольно прочный и даже до проклейки корпус держал форму. Линию киля и форштевня усилил изнутри деревянным бруском 50х40. Брусок прижимал шурупами, предварительно намазав детали полиэфирной смолой, предназначенной для подводных частей судов. Естественно все соединения необходимо обезжиривать. Все шло по плану, но жизнь есть жизнь и лето 2008г прошло в заморочках, связанных с работой, сменой автомобиля и т.д. и т.п.

В сентябре 2008г корпус выглядел так.

Пришло время изготовить внутреннюю часть лодки. Для этих целей из фанеры был изготовлен болван, который в последствии был оклеен стекломатом, болван удален. Получилаcь жесткая “скорлупа”, герметичная конструкция.

В дальнейшем стекломат будет обрезан по контуру, а сверху соединение прикрыто планширом.

В пространство между получившимися оболочками заложен пенопласт, необходимый для обеспечения непотопляемости. Пенопласт укладывается под планшир, укладывать пенопласт в районе днища не рекомендуют. В случае затопления лодка не должна перевернуться.

Сезон 2008 подошел к концу, теплого помещения у меня не было и проект пришлось перенести на 2009г.

Отдельная история – прицеп.

Сказать честно, когда все начиналось, глаза и руки “горели” настолько, что разум не отвечал на все вопросы, а именно как буду хранить и на чем возить?

На вопрос самостоятельного изготовления прицепа интернет сказал твердое нет. Сделать сможешь, зарегистрировать не получится. Этот вопрос я задавал и на данном форуме тоже.

Однако, разве могут остановить трудности человека, окрыленного мечтой. Я взялся за прицеп, тем более что его можно делать в холодное время. Почему взялся? В первую очередь потому, что не было на нашем рынке предложений с оптимальным соотношением цена – качество. Сосед по гаражу подарил две ступицы от короллы. Кстати к тому времени взгляды соседей переменились на любопытные, отдельное им спасибо за оказанную помощь. Кто иногда помогал подержать, кто приносил какую-нибудь железяку, кто советовал.

Проект прицепа был довольно быстро нарисован в AutoCad. Материал закуплен, работа началась. Останавливаться на прицепе долго не буду, если кому интересно, опишу отдельно.

Скажу только, что он отнял 3 месяца.

Вот, что получилось. Прицеп готов, на фото только нет роликов. Они будут поставлены позже.

Весной и летом 2009 начался процесс выравнивания корпуса и оклейки стеклотканью. Вот тут мне и вылезла боком неровная фанера. Шпатлевать-шкурить, это процесс, который можно делать просто бесконечно. Шпатлевал полиэфирной шпаклевкой фирмы novel и шпаклевкой со стекловолокном под названием fibral. После выравнивания поверхностей, выведения скул, оклеил все стеклотканью (на скулах в три слоя) и снова шпаклевать и шкурить, затем грунтовать и шкурить. Если хотите получить ровную поверхность, то на шлифовальные машинки особо рассчитывать не стоит. Шкурить борта нужно вручную ровным бруском длиной сантиметров 60. Только в этом случае гарантирован результат, что после покраски поверхность не будет бликовать “буграми”. Машинками я работал, но там где требовались грубые, предварительные работы. Можно конечно не заморачиваться, но это дело решать каждому для себя.

Забыл упомянуть про банки. Они изготовлены из фанеры и также оклеены снаружи. Сами сиденья обшиты поролоном и искусственной кожей. Кожа данная применяется для катеров, куплена в специализированном магазине. Носовая банка откидная, под ней расположен топливный бак. Отсек топливного бака выполнен из стеклоткани и герметичен снизу. Отсек сделан проветриваемым. В конструкции как кормовой, так и носовой банок есть отсеки непотопляемости заполненные пенопластом.

Транец лодки выполнен из 20 мм фанеры и усилен в месте крепления мотора доской 50мм. Вот такая на сегодняшний день получилась конструкция. Осталось врезать водоотливной клапан, покрасить, прикрепить нержавеющие швартовые утки, ручки, уключины. Также в планах установить ветровое стекло. Общий вес лодки порядка 100кг.

В заключение хочу дать совет тем, кто решится на постройку. Делайте лодку чуть больших размеров, порядка 4-4,5 метров, монтируйте дистанционное управление и кресла со спинками.

Все равно лодку возить на прицепе, а хранить в гараже или на стоянке. Лишний метр создаст комфорт и хорошие ходовые качества.

Ваша лодка должна выглядеть так! Это фото я стянул с какого то буржуйского сайта (раздел made self)

С Уважением, Дмитрий.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo