Вы здесь

Ремонт декоративного покрытия судов из стеклопластика

Ремонт декоративного покрытия судов из стеклопластика

04.03.2013 Автор: 0 9659
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Л. Я. Морозов, Б. П. Петров  «Катера и яхты» №2 (66) март-апрель 1977г.

 

Ремонт декоративного покрытия судов из стеклопластика

 

Стеклопластиковые суда во время эксплуатации подвергаются воздействию ультрафиолетовых лу­чей, тепла и влаги. Под их влиянием может происходить старение поли­эфирных стеклопластиков.

При отсутствии специальной за­щиты в результате эрозии и вымы­вания частиц смолы на поверхности стеклопластика обнажаются армиру­ющие волокна. Это недопустимо, так как они обладают свойством «фитиль­ного действия» по отношению к хими­ческим средам, в частности, к воде. Это свойство может явиться причиной изменения физико-механических свойств материала, а в дальнейшем и разрушения изделий.

В связи с этим стеклопластиковая обшивка лодок и катеров с наружной стороны имеет декоративное покры­тие, обеспечивающее защиту стекло­пластика от воздействия внешней среды и придающее изделию краси­вый внешний вид. Декоративное пок­рытие представляет собой отвердевший слой неармированной полиэ­фирной смолы толщиной 0,6 — 0,8 мм, в который входят красящие вещества и другие добавки.

В процессе эксплуатации декора­тивное покрытие разрушается, внеш­не это проявляется в появлении сетки трещин. Такое разрушение объяс­няется усадкой полиэфирной смолы в результате фотохимических процес­сов, происходящих в ней под воздей­ствием ультрафиолетовых и тепловых лучей. Гидролизующее действие воды увеличивает размеры этих трещин, делает их более заметными. Это при­водит  к ухудшению  внешнего  вида изделия, а впоследствии из-за упомя­нутого выше эффекта «фитильного действия» воды могут ухудшаться и прочностные характеристики стекло­пластика. Поэтому необходим свое­временный ремонт декоративного покрытия   судов   из  стеклопластика.

Устранение трещин декоративного покрытия в любительском судоре­монте возможно с применением нитро шпаклевок, шпаклевок на основе водо- и атмосферостойких полиэфир­ных и эпоксидных смол. Можно рекомендовать применение прода­ющегося сейчас в хозяйственных магазинах «универсального эпоксид­ного клея ЭДП» или эпоксидной шпаклевки.

Для проведения ремонта корпус мотолодки необходимо очистить ме­таллическим или деревянным шпате­лем от обрастаний и отслоившихся чешуек декоративного покрытия.

Удаление грязи и нефтепродуктов производится теплым 10%-ным раст­вором кальцинированной соды с при­менением водостойкой наждачной шкурки, после чего поверхность не­обходимо промыть чистой водой и просушить. Жировые пятна удаляются ветошью, смоченной уайт-спиритом. Готовить шпаклевку нужно в чис­той сухой эмалированной, стеклянной, фарфоровой или полиэтиленовой посуде. Чтобы шпаклевка не растека­лась и чтобы уменьшить ее расход, в эпоксидный клей ЭДП вводят напол­нитель — алюминиевую пудру, окись алюминия, асбест, тальк, охру или су­рик в сухом виде. При этом нужно следить, чтобы шпаклевка сохраняла текучесть и легко наносилась на корпус.

Для отверждения приготовленной шпаклевки в набор фирменной упа­ковки клея ЭДП входит отвердитель — полиэтиленполиамин. Вводить отвердитель необходимо по инструк­ции, имеющейся в коробке. На 10 частей приготовленной шпаклевки нужно брать одну часть отвердителя. Живучесть шпаклевки с введенным отвердителем от 30 мин до 2 часов. Шпаклевку следует наносить ре­зиновыми, деревянными или полиэти­леновыми шпателями так, чтобы заполнить все трещины. Зашпакле­ванную поверхность можно шлифо­вать «по свежему», не дожидаясь полного отверждения через 24 часа. Шлифуют шкурками крупной, а перед покраской — мелкой зернистости. За­канчивают шлифование шкуркой ЭС 230 X 210.К37.8А, после чего по­верхность обезжиривают уайт-спиритом и просушивают в течение 30 — 40 минут.

Для окраски корпуса рекомен­дуется применять эмали ПФ-115 или ПФ-167. Они наносятся краскораспы­лителем или кистью в два-три слоя. Эмали должны быть нанесены ровны­ми перекрестными слоями без поте­ков, утолщений и пузырей.

Все работы, связанные с нанесени­ем и отверждением шпаклевки и окраской, необходимо проводить в сухую погоду под навесом при тем­пературе не ниже 18° С. Окрашенный корпус надо выдержать 6 — 7 суток, после чего его можно спускать на воду.

При ремонте судна необходимо избегать попадания на руки компонен­тов шпаклевки, перемешивать шпак­левку следует деревянной или метал­лической палочкой. Если шпаклевка все же попала на руки,  ее  нужно удалить ватным тампоном, смоченным ацетоном или бензином, а затем вы­мыть руки теплой водой с мылом. Наконец, о некоторых мерах про­филактического ухода за декоратив­ной поверхностью судна из стекло­пластика. Если есть возможность под­нимать судно на берег, рекомендуется периодически мыть декоративную поверхность. Важно, чтобы различные загрязнения не смогли проникнуть в микропоры декоративной поверхнос­ти. Мыть лучше всего теплой водой с добавлением шампуня. Битумные, жировые и масляные пятна можно удалить с помощью «Очистителя би­тумных, жировых и масляных пятен с лакокрасочной поверхности». После мойки декоративное покрытие поли­руется с применением полиролей. Это способствует удалению оставшихся на поверхности после мойки и чистки загрязнений, восстановлению глянца изделий, что, в свою очередь, помо­жет сохранить водо-атмосферную стойкость декоративного покрытия. Рекомендуется применять «Полироль ТУ6-15-714-72» и «Полироль II ТУ 6-15-659-72». Автовоск АВ-70 (ТУ 61-ЭССР-295-70) не только полирует, но и создает на корпусе прочную во­достойкую пленку.

Использование этих рекомендаций поможет дольше сохранить блеск и чистоту декоративной поверхности, значительно замедлить или совсем исключить растрескивание декоратив­ного покрытия стеклопластиковых судов.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo