И.Я. Монахов «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.
Усовершенствование рулевой проводки
Существующие конструкции штуртросной проводки на мотолодках обладают существенным недостатком — для выбирания слабины штуртроса необходимо применять талрепы, пружины, стяжные болты и т. п. Я применил измененную конструкцию барабана, благодаря которой необходимость в перечисленных деталях отпадает.
Барабан состоит из двух частей 5, одна из которых наглухо крепится на полом валу штурвала, а другая имеет возможность вращаться и удерживается от осевого перемещения по валу с помощью стопорного кольца 2 и штифта 3. В щеке неподвижной части просверлены одно или два отверстия 7 диаметром 6,2 мм; во вращающейся— 12 отверстий 6 соответствующего диаметра и расположенных по окружности на том же радиусе, что и отверстия 7. Концы штуртроса 8 наматываются на полубарабаны по два — три шлага в противоположные стороны, вводятся внутрь через отверстия в боковой поверхности. Здесь на концы тросов надеваются металлические втулки и расклепываются молотком или опаиваются. Потом одну часть барабана вращают вместе со штурвалом, а подвижную удерживают ключом, добиваясь совмещения отверстий 6 и 7 при достаточном натяжении тросов. В отверстие вставляется стопорный винт 4 диаметром 6 мм. Натяжение троса производится один раз за сезон.