В. В. Чураев «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.
Простейший водомет
Еще в 1971 г, мы, группа любителей водно-моторного туризма, построили по чертежам сборника катер «Суперкосатке». Правда, мы его удлинили до 8,5 м (на три шпации) и сделали из стали. Катер получился вместительный, но тяжелый. Встал вопрос — какую силовую и движительную установку поставить?
Большая скорость нас не интересовала, главное — катер должен иметь хорошую проходимость на заросших травой и водорослями водоемах. Поэтому сразу отказались от подвесного мотора. Нужен был водомет и как можно более простой.
Поставили списанный тракторный дизель (производства ГДР) мощностью 18 л. с, а в качестве движителя применили также отслуживший свой срок... фекальный насос (насос, перекачивающий сточную, загрязненную воду).
Изготовление поворотно-реверсивного устройства также предельно упростили — применили два крутозагнутых на 90° колена, подобрав диаметр по патрубку насоса. Нижнее колено может поворачиваться на 360° за счет приварного фланцевого соединения. На выходном конце поворотного колена приварено сопло, проходное сечение которого подобрано на основании испытаний катера. Такое поворотное устройство можно установить как за транцем катера, так и в днище. Конечно, к.п.д. нашего водомета не очень высок, но катер получился буквально вездеходным — трава, водоросли беспрепятственно проходили через водоводы и насос — и поворотливым — разворачивались мы буквально на месте.
Конструкция поворотного водометного движителя.
1 — соединительный фланец; 2—неподвижный напорный водовод; 3— баллер; 4 — подшипник баллера, текстолит; 5—центрующий стакан; 6—верхний фланец; 7 — прокладки, фторопласт; 8—нижний фланец; 9 — крепежные болты; 10—сопло; 11 —перо руля; 12— поворотный напорный водовод; 13 — пластины крепления баллера к поворотному водоводу 14 шт.