Вы здесь

Лыжи на подводных крыльях

Лыжи на подводных крыльях

04.04.2013 Автор: 0 10146
Facebook Twitter Google+ Pinterest

В. Г. Рыков «Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г

 

Лыжи на подводных крыльях

 

Прочитав в № 61 заметку о крыльях фирмы «Кастой Дайнемикс», я решил поделиться своим опытом в этой же области.

С крыльями я познакомился лет восемь назад, когда поставил на них «Казанку». Тогда же зародилась и мысль сделать крылатыми водные лыжи, но занялся этим я только в 1973 г., когда, с одной стороны, при­обрел кое-какой опыт в изготовлении и регулировке крыльев, а с другой — наткнулся в американском журнале «Популярная механика» на реклам­ную статейку о лыжах на крыльях.

Принципиальная схема была заимствована из этого журнала, но, как я и предполагал, гораздо большее значение имело то, о чем в статье не упоминалось. Три летних сезона ушли на эксперименты. Было изготовлено шесть вариантов крыльев (первые — из дюралюминия, послед­ние— из титанового сплава). Варьи­ровались профили сечений крыльев и стоек, изменялись углы атаки крыль­ев и положение их вдоль лыж.

Вначале лыжник на крыльях не мог даже оторваться от воды и сра­зу заваливался на бок или вперед. Лишь после долгих трудов мы соз­дали систему, на которой удавалось пройти до 1—2 км при скорости 30— 35, а иногда и до 40 км/ч. При выхо­де лыжника на крылья лодка резко набирала скорость и плавно регули­ровать ее становилось трудно. Как правило, при возрастании скорости после выхода на крылья лыжник ощущал под йогами гул и вибрацию, замечал образующийся на крыльях кавитационный пузырь; после этого происходил срыв потока, лыжник са­дился на воду. Нередко устоять на лыжах при этом не удавалось, приходилось падать на бок, чтобы слу­чайно не пораниться. Старт произво­дился как с плота, так и из воды.

Лучшими лыжами для установки крыльев оказались серийные дюралю­миниевые типа «Спорт», имеющие до­статочный запас плавучести — около 4 кг (к сожалению, они часто начи­нают протекать в местах точечной сварки). Была испытана и монолыжа с двумя подводными крылья­ми — передним и задним, но эту си­стему так и не удалось сделать до­статочно жесткой.

luzhu1-small

Большой формат чертежа для печати

Устройство крыльевой системы.

1—зажим для лыж; 2—верхняя перекладина;  3—стойка; 4— торпедка;  5— верхнее крыло; 6—нижнее крыло; 7—стабилизатор; 8—обтекатель; 9— винт качающегося коромысла, М6; 10—текстолитовая подкладка; 11—качающееся коромысло.

luzhu2-small

Большой формат для печати

Узлы крепления крыла и стоек к торпедке.

1—обтекатель; 2—винт крепления обтекателя, М4; 3—виит М6; 4—ось качающегося коромысла крепления крыла, винт М6; 5—переднее крыло; 6—торпедка; 7—качающееся коромысло; 8 — винт М6 регулировки угла атаки крыла; 9—колодка для регулировочных винтов; 10—вкладыш—опора коромысла; 11 — пустотелый болт М12 для зажима стоек; 12—шайба; 13—стойка; 14—ганка М12.

Вес последней модели крыльевой системы, с помощью которой удалось добиться ровного стабильного хода, около 3,6 кг. На «торпедке» установ­лены два носовых крыла (верхнее и нижнее) и кормовой стабилизатор. Сечение крыльев — плоско-выпуклое (симметричный сегмент). Площадь верхнего крыла (крепится над торпедкой)—1,9 дм2, нижнего — 2,1 дм2. Стабилизатор, как и, стойки, имеет веретенообразное сечение, его раз­мах— 320 мм, ширина — 65 мм, ма­ксимальная толщина — 4 мм.

Крылья и стабилизатор крепятся потайными винтами к качающимся на осях коромыслам, почти полностью скрытым в теле торпедки и фикси­руемым под необходимым углом ата­ки специальными отжимными винта­ми. Угол атаки регулируется в пре« делах от +5° до —5°. Регулировка производится при помощи отвертки, вводимой в шлицы винтов через отверстия в нижней части торпедки.

Стойки нижними концами входят в щели, профрезерованные в теле торпедки, и зажимаются вдоль ее оси болтом М12 при помощи торце­вых ключей.

На верхней перекладине имеются четыре зажима с подкладками для крепления устройства за кромки пустотелых лыж типа «Спорт». Устрой­ство крепится с таким расчетом, чтобы пятки лыжника находились примерно на вертикальной оси стоек крыльев. Конструкция ставится и снимается не более чем за 5 минут.

Все детали за исключением дюр­алюминиевых коромысел и обтекате­лей торпедки, а также текстолитовых подкладок изготовлены из титановых сплавов. Дюралюминиевая конструк­ция, конечно, получится легче, но для обеспечения жесткости придется вы­соту системы уменьшить до 450 мм.

Конструкция, показанная на эскизах, состоит из 87 деталей (58 из них — крепежные).

На скорости 18—22 км/ч лыжи от­рываются от поверхности воды и с дальнейшим увеличением скорости все выше поднимаются над ее уров­нем. Иногда торпедка идет погружен­ной в воду всего на 60—70 мм. Со­противление при ходе лыжника на крыльях невелико, поэтому букси­рующая лодка имеет такую же ско­рость, как без лыжника, но с двумя пассажирами на борту; фал при бук­сировке несколько провисает.

luzhu3

Лыжник вышел на крылья.

На очереди следующая задача — увеличить скорость движения до 60—70 км/ч. Думаю, что этот рубеж реален.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo