.

Вы здесь

Мотолодка – коляска мотоцикла

Мотолодка – коляска мотоцикла

26.04.2013 Автор: 0 10371

В. П. Овчинников, И. М. Буданицкий «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г

Идея эта возникла не­сколько лет назад на берегу Чудского озера, куда мы приехали на «Яве». Безмерно завидуя рыбакам, вышед­шим в озеро на своих лодках, и от­чаявшись найти хотя бы какое-либо подобие челнока или плота, мы упа­ковали бесполезные удочки и укатили к берегам, более доступным для «су­хопутных» рыбаков. Размышляя о лодке, которую можно было бы тран­спортировать на мотоцикле, мы и пришли к мысли превратить ее в люльку-коляску, чтобы можно было использовать лодку для перевозки на мотоцикле груза и пассажира.

Была использована рама коляски для мотоцикла «Урал» — тяжелова­тая, но зато — широкая. Гидравличе­ский амортизатор от «Явы» перенес­ли наружу, под крыло. Простое, на­дежное и, как в дальнейшем оказа­лось, технически новое решение уста­новки лодки на стандартное шасси мотоцикла было зарегистрировано как изобретение (авт. св. № 522989; «Бюллетень» № 28, 1976 г.). Эксплуа­тация нашей первой одноместной лодки-коляски в течение четырех лет­них сезонов в суровых условиях ез­ды по сельским дорогам полностью подтвердила правильность этого тех­нического решения.

motolodka

1 — носовая секция; 5 — кормовая секция; 3 — киль; 4 — шпангоуты; 5 — скуловой стрингер; 6 — транец; 7 —обушок с отверстием; 8 — обшивка; 9 — весло; 10 — резиновая прокладка между транцем носовой секции и носовым шпангоутом 11 кормовой секции; 12, 13 — пять болтов с гайками-барашками для соединения секции; 14 — подвесной мотор; 16 — Г-образные направляющие кормовой секции, входящие в направляющие 15 носовой секции; 17, 20—штатная рама прицепа; 18— трубы надрамника; 19 — «клеммное» присоединение надрамника к раме; 21 — кницы с отверстиями для крепления лодки через отверстие в обушке 7, помещаемом между ними; 22 —кормовые опоры надрамника; 23 — кормовой упор-ограничитель.

Жесткий надрамник (V-образный в плане) изготовлен из двух сталь­ных труб, облицованных резиной, причем эти трубы расположены и изогнуты таким образом, что копи­руют продольный профиль днища лодки. Благодаря этому во время транспортировки груза и пассажира на мотоцикле нагрузка распределяет­ся равномерно на все шпангоуты ее корпуса, т. е. создаются условия, по­добные имеющимся при плавании на воде. Основные данные коляски

Длина лодки   3м

Ширина по транцу на

днище/по палубе, м:

основной секции     0,7/0,7

кормовой секции     1,0/0,7

Высота борта 0,4 м

Грузоподъемность 250 кг

Надрамник постоянно закреп­лен на поперечинах рамы коляски, а устанавливаемая на него люлька-лодка крепится к кормовому упору 23 тремя гайками-«барашками» (бол­ты заделаны в транец) и сквозным пальцем (через отверстие в носовом обушке) к носовой опоре 19. Лодка снабжена ветровым стеклом и мяг­ким сиденьем, используемым как на суше, так и на воде.

Наша одноместная фанерная лод­ка-коляска оказалась шире, вмести­тельнее и намного легче стандартных колясок, не мешала управлению мо­тоциклом и эстетически выглядела вполне прилично. Начальник техниче­ского отдела Ленинградской ГАИ положительно оценил конструкцию и дал «добро» на ее эксплуатацию.

И как плавсредство она себя пол­ностью оправдала; плохо было толь­ко то, что приходилось ловить рыбу поочередно: ведь место в лодке толь­ко одно! Тогда мы сделали новую лодку — двухместную и под мотор. Корпус, поскольку длина его строго ограничена, пришлось выполнить раз­борным из двух секций. Кормовая секция при езде па мотоцикле слу­жит сдвижной крышкой над люль­кой — устанавливается днищем сверх и транцем назад; спереди кабина за­крыта легкосъемным ветровым щит­ком— козырьком из оргстекла. Нуж­но всего 10 минут, чтобы спять обе секции с мотоцикла, собрать лодку, готовую принять двух человек и груз до 50 кг, и установить на ее транце мотор «Салют».

Длина основной носовой секции — 2 м, а «приставной» кормовой секции вдвое меньше — 1 м. Конструкция лодки — традиционна: шпангоуты и стрингеры нарезаны из сосновых реек; набор обшит 4-миллнметровой фане­рой, после чего днище оклеено дву­мя слоями стеклоткани, а борта и транцы — одним слоем. Непотопляе­мость лодки обеспечивается тремя мягкими герметичными емкостями, а также внутренней облицовкой бортов из пенопласта. Между секциями ус­тановлена прокладка из резины.

motolodka2
motolodka3

Устройство для установки лодки-коляски на штатную раму мотоцикла

На палубах вдоль бортов секции укреплены Г-образные направляю­щие — полками в разные стороны и с таким расчетом, чтобы перевернутая кормовая секция, подобно крышке пенала, вдвигалась в направляющие основной носовой секции. При посадке пассажира крышка сдвигается в корму, а затем задвигается до упора резиновой прокладкой в ветровой щиток — козырек, закрепленный в носовой части кокпита. Обеспечивается полная защита пассажира от ветра и дождя.

Моторка полностью оправдала возлагаемые на нее надежды. Несмотря на небольшие размеры, она весьма остойчива и довольно удобна. Мы выходили па ней в озеро даже при волне высотой около полуметра; скорость под 2-сильным моторчиком вполне достаточна — около 8 км/ч с полной нагоузкой.

При движении по суше наша мотолодка-коляска имеет большую грузовместимость, чем стандартная коляска; позволяет, несмотря на значительную ширину верхней секции, перевозить пассажира и позади водителя; не ухудшает условий управления мотоциклом и соответствует нормам я требованиям ГАИ. Колея мотоцикла с лодкой-коляской — 1,15 м. Конечно, хорошо бы улучшить амортизацию (сейчас амортизируется только колесо коляски); замена гидравлического амортизатора торсионным позволила бы увеличить ширину лодки с 700 до 800 мм и т. д. Эти усовершенствования весьма просто было бы учесть при промышленном производстве лодки-коляски. Авторы готовы предоставить заинтересованным организациям свои эскизы.

Раздел: 

Boatportal.ru

logo