В. П. Овчинников, И. М. Буданицкий «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г
Идея эта возникла несколько лет назад на берегу Чудского озера, куда мы приехали на «Яве». Безмерно завидуя рыбакам, вышедшим в озеро на своих лодках, и отчаявшись найти хотя бы какое-либо подобие челнока или плота, мы упаковали бесполезные удочки и укатили к берегам, более доступным для «сухопутных» рыбаков. Размышляя о лодке, которую можно было бы транспортировать на мотоцикле, мы и пришли к мысли превратить ее в люльку-коляску, чтобы можно было использовать лодку для перевозки на мотоцикле груза и пассажира.
Была использована рама коляски для мотоцикла «Урал» — тяжеловатая, но зато — широкая. Гидравлический амортизатор от «Явы» перенесли наружу, под крыло. Простое, надежное и, как в дальнейшем оказалось, технически новое решение установки лодки на стандартное шасси мотоцикла было зарегистрировано как изобретение (авт. св. № 522989; «Бюллетень» № 28, 1976 г.). Эксплуатация нашей первой одноместной лодки-коляски в течение четырех летних сезонов в суровых условиях езды по сельским дорогам полностью подтвердила правильность этого технического решения.
1 — носовая секция; 5 — кормовая секция; 3 — киль; 4 — шпангоуты; 5 — скуловой стрингер; 6 — транец; 7 —обушок с отверстием; 8 — обшивка; 9 — весло; 10 — резиновая прокладка между транцем носовой секции и носовым шпангоутом 11 кормовой секции; 12, 13 — пять болтов с гайками-барашками для соединения секции; 14 — подвесной мотор; 16 — Г-образные направляющие кормовой секции, входящие в направляющие 15 носовой секции; 17, 20—штатная рама прицепа; 18— трубы надрамника; 19 — «клеммное» присоединение надрамника к раме; 21 — кницы с отверстиями для крепления лодки через отверстие в обушке 7, помещаемом между ними; 22 —кормовые опоры надрамника; 23 — кормовой упор-ограничитель.
Жесткий надрамник (V-образный в плане) изготовлен из двух стальных труб, облицованных резиной, причем эти трубы расположены и изогнуты таким образом, что копируют продольный профиль днища лодки. Благодаря этому во время транспортировки груза и пассажира на мотоцикле нагрузка распределяется равномерно на все шпангоуты ее корпуса, т. е. создаются условия, подобные имеющимся при плавании на воде. Основные данные коляски
Длина лодки 3м
Ширина по транцу на
днище/по палубе, м:
основной секции 0,7/0,7
кормовой секции 1,0/0,7
Высота борта 0,4 м
Грузоподъемность 250 кг
Надрамник постоянно закреплен на поперечинах рамы коляски, а устанавливаемая на него люлька-лодка крепится к кормовому упору 23 тремя гайками-«барашками» (болты заделаны в транец) и сквозным пальцем (через отверстие в носовом обушке) к носовой опоре 19. Лодка снабжена ветровым стеклом и мягким сиденьем, используемым как на суше, так и на воде.
Наша одноместная фанерная лодка-коляска оказалась шире, вместительнее и намного легче стандартных колясок, не мешала управлению мотоциклом и эстетически выглядела вполне прилично. Начальник технического отдела Ленинградской ГАИ положительно оценил конструкцию и дал «добро» на ее эксплуатацию.
И как плавсредство она себя полностью оправдала; плохо было только то, что приходилось ловить рыбу поочередно: ведь место в лодке только одно! Тогда мы сделали новую лодку — двухместную и под мотор. Корпус, поскольку длина его строго ограничена, пришлось выполнить разборным из двух секций. Кормовая секция при езде па мотоцикле служит сдвижной крышкой над люлькой — устанавливается днищем сверх и транцем назад; спереди кабина закрыта легкосъемным ветровым щитком— козырьком из оргстекла. Нужно всего 10 минут, чтобы спять обе секции с мотоцикла, собрать лодку, готовую принять двух человек и груз до 50 кг, и установить на ее транце мотор «Салют».
Длина основной носовой секции — 2 м, а «приставной» кормовой секции вдвое меньше — 1 м. Конструкция лодки — традиционна: шпангоуты и стрингеры нарезаны из сосновых реек; набор обшит 4-миллнметровой фанерой, после чего днище оклеено двумя слоями стеклоткани, а борта и транцы — одним слоем. Непотопляемость лодки обеспечивается тремя мягкими герметичными емкостями, а также внутренней облицовкой бортов из пенопласта. Между секциями установлена прокладка из резины.
Устройство для установки лодки-коляски на штатную раму мотоцикла
На палубах вдоль бортов секции укреплены Г-образные направляющие — полками в разные стороны и с таким расчетом, чтобы перевернутая кормовая секция, подобно крышке пенала, вдвигалась в направляющие основной носовой секции. При посадке пассажира крышка сдвигается в корму, а затем задвигается до упора резиновой прокладкой в ветровой щиток — козырек, закрепленный в носовой части кокпита. Обеспечивается полная защита пассажира от ветра и дождя.
Моторка полностью оправдала возлагаемые на нее надежды. Несмотря на небольшие размеры, она весьма остойчива и довольно удобна. Мы выходили па ней в озеро даже при волне высотой около полуметра; скорость под 2-сильным моторчиком вполне достаточна — около 8 км/ч с полной нагоузкой.
При движении по суше наша мотолодка-коляска имеет большую грузовместимость, чем стандартная коляска; позволяет, несмотря на значительную ширину верхней секции, перевозить пассажира и позади водителя; не ухудшает условий управления мотоциклом и соответствует нормам я требованиям ГАИ. Колея мотоцикла с лодкой-коляской — 1,15 м. Конечно, хорошо бы улучшить амортизацию (сейчас амортизируется только колесо коляски); замена гидравлического амортизатора торсионным позволила бы увеличить ширину лодки с 700 до 800 мм и т. д. Эти усовершенствования весьма просто было бы учесть при промышленном производстве лодки-коляски. Авторы готовы предоставить заинтересованным организациям свои эскизы.