boatportal_700x125.jpg

Вы здесь

Весла, которые позволяют сидеть в перед лицом в лодке

Весла, которые позволяют сидеть в перед лицом в лодке

26.04.2013 Автор: 0 11823

В. А. Матонин «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г

Кто из туристов, плавающих на обычных гребных лодках, не мечтал сидеть за веслами не спиной вперед, а так, чтобы видеть разворачивающуюся впереди панораму! Бесспорно и то, что гребцу, сидящему лицом вперед, гораздо удобнее удерживать лодку на курсе, идти против волны, пробираться между препятствиями и т. д. и т. п.

Известно немало самых различных устройств, которые позволяют двигать лодку, сидя вперед лицом. Например, еще тридцать лет назад в США был запатентован (№ 2528304, кл. 115-21 от 31 октября 1946 г.) механический движитель, в котором возвратно-поступательное движение рукоятки вертикальной плоскости передавалось лопатке, выполняющей роль лопасти весла.

В австралийском патенте № 246838 кл. В63 от 20 сентября 1961 г. предлагалось устройство, копирующее движение хвостового плавника китообразных. Система рычагов, опирающихся на борта лодки, преобразовывала движение рукоятки вверх-вниз в возвратно-поступательное движение (в вертикальной плоскости) лопасти в воде. Поворот лопасти осуществлялся за счет асимметричности крепления ее к рычагу, который мог поворачиваться на небольшой угол вокруг своей оси.

Известно и гребное   устройство шарнирной конструкции, которое по­зволяет грести почти так же, как и обычными веслами (запатентовано в Англии 12 сентября 1958 г. под № 818897, кл. В63). Оно состоит из двух колес одинакового диаметра (не менее 200 мм), причем к одному из них присоединен рычаг с рукояткой, а ко второму — рычаг с лопастью. Колеса соединены цепной передачей (цепь расположена крестообразно) и закреплена в жесткой обойме, качаю­щейся относительно горизонтальной оси. Это устройство имеет очень гро­моздкую конструкцию, чувствительно к перекосам отдельных частей шарнира; при движении по воздуху ло­пасть сохраняет вертикальное поло­жение относительно поверхности воды.

Другими словами, ни одно из из­вестных мне подобных устройств, запатентованных изобретателями, не представлялось достаточно надежным и простым, а применять зеркало «пе­реднего» вида, заимствованное у ав­томобилистов, или иные оптические устройства мне не хотелось. В конце концов в результате десятилетних по­исков было изобретено гребное уст­ройство, не только позволяющее гре­сти в удобной позе — лицом вперед, но и автоматически разворачивающее лопасть в воздухе параллельно поверхности воды: это уменьшает и воз­душное сопротивление и риск задеть за гребень волны.

С помощью одного из имеющихся стопоров весло можно крепить по-по­ходному: шарниры «блокируют» вес­ло, оно представляет собой жесткую конструкцию. Отдельный стопор фик­сирует весло в положении «на вы­стрел» («суши весла»); это удобно тем, что весла не нужно вытаскивать из уключин, они постоянно готовы к работе.

После краткого сообщения о моем изобретении, опубликованного в жур­нале «Изобретатель и рационализа­тор» (№ 4 за 1976 г.), многие заин­тересовались подробностями устрой­ства «хитрых» вёсел. Привожу описа­ние последнего — уже пятого по сче­ту их варианта, проверенного экс­плуатацией в течение четырех летних навигаций на Неве и в Финском за­ливе (г.Сосновый Бор).

veslo2

Схема гребного устройства.

veslo3

Кинематическая схема работы гребного устройства.

Положение 1 — начало гребка; пол. 2 — середина гребка; пол. 3—окончание гребка; пол. 4—разворот лопасти в горизонтальное положение в момент выхода ее из воды; пол. 5 — горизонтальное положение лопасти при заносе весла для следующего гребка

veslo4

Шарнирный узел гребного устройства.

veslo5

Схема работы копирного устройства; показано положение поводка внутри фигурного выреза-копира.

veslo6

1— рычаг, вальковая часть весла; 2—рукоятка; 3— рычаг, лопастная часть; 4—вертикальный цилиндр на конце вальковой части; 5—неподвижная вертикальная цилиндрическая обойма углового шарнира; 6—Г-образные стальные пальцы круглого сечения; 6 шт; 7— горизонтальная поворотная цилиндрическая обойма углового шарнира; 8 — шпонка; 9—жестко соединенные под углом 90 градусов  центрирующие стержень шарнира, обеспечивающие правильное положение осей и плоскостей работы шарнира и воспринимающие основные усилия (этим разгружаются угловые пальцы 6); 10— шпонка; 11 — торроидальная пружина; 12—накладные пластинки с входящими внутрь трубы язычками — упорами пружин; 13 — обойма для жесткого крепления рычага 1 (возможен только его поворот относительно вертикальной оси); 14—уключина; 15—ось; 16—конические штыри; 17—обойма для скользящего крепления рычага 3 (кроме поворота возможны и вращение и возвратно поступательное движение трубы); 18 — поводок; 19—фигурный вырез (копир) в трубе 3.

 

veslo7

veslo8

Схема поворота обоймы 7 и трубы 3, взаимное расположение пружины и упоров при различных положениях весла.

veslo9

Взаиморасположение Г-образных пальцев при различных положениях весла.

veslo10

Шарнирный узел гребного устройства. В верхней части шарнира — ходовой огонь для плавания в темное время суток.

Кинематическая схема работы при­способления проста. Обычное весло разрезано на две части, которые шарнирно соединены так, что лопастная часть весла движется в ту же сто­рону, что и вальковая. Шарнир представляет собой две цилиндрические обоймы — вертикальную 5 и горизонтальную 7, соединенные передающими основное усилие жестко скрепленными центрирующими стержнями, обеспечивающими совпадение рабочих плоскостей, и шестью свободно входящими в обоймы угловыми Г-образными пальцами 6. При этом вертикальная обойма жестко закреплена на конце вальковой части весла —перпендикулярно его оси, а горизонтальная— установлена внутри направляющей трубы лопастной части весла и может в ней вращаться.

Сверления в обеих обоймах расположены по окружности так, что вставленные в них Г-образные пальцы при изменении угла (в плане) между соединяемыми частями весла вращают поворотную горизонтальную обойму 7. Эта горизонтальная обойма соединена с трубой весла 3 двумя  тороидальными пружинами 11. В трубе 3 сделан фигурный вырез — копир, в который входит поводок 18, закрепленный на обойме 17 уключины. Такое решение обеспечивает автоматический разворот лопасти весла в нужное положение, а Г-образное соединение позволяет одновременно уменьшить габариты шарнирного устройства и исключить влияние перекоса отдельных его частей на работу.

Рычаг 1 закреплен в поворотной обойме 13 жестко, а рычаг 3 может передвигаться вдоль оси поворотной обоймы 17. Обе обоймы своими хвостовиками вставляются в отверстия на концах уключины 14. Уключина выполнена в виде Т-образной балки, соединенной осью 15 с двумя коническими штырями 16. Эти штыри вставляются в отверстия металлического вкладыша на планшире лодки. Таким образом, уключина может поворачиваться только в вертикальной плоскости, перпендикулярной ДП лодки, т. е. дает возможность подъема и опускания лопасти весла в воду.

Теперь рассмотрим, каким образом работает описываемое устройство. Гребец, сидящий лицом вперед, приподнимая рукоятку 2 рычага 1 от­носительно горизонтальной оси 15 ка­чающейся уключины, опускает ло­пасть весла в воду и начинает гребок из положения 1. Откидываясь кор­пусом, он двигает рукоятку рычага 1 на себя, а благодаря угловому шар­ниру усилие гребка передается на ко­нец рычага 3 и лопасть совершает рабочий ход. Важно отметить, что вертикальная цилиндрическая обой­ма 5 жестко скреплена шпонкой 8 с вертикальным цилиндром 4 на конце рычага 1, но при вращении ее вокруг вертикального центрующего стерж­ня 9 вертикальные участки Г-образных пальцев 6 перемещаются вокруг оси цилиндра и сдвигаются на неко­торое расстояние.

Таким образом, в процессе поворо­та рычага на 90° каждый палец 6 со­вершает поступательное движение от­носительно обоймы б — вниз, а отно­сительно цилиндра 7— вперед (впра­во); возвратно-поступательное дви­жение (вверх-вниз) пальцев 6 и вы­зывает вращение горизонтальной обоймы 7 внутри трубы 3 вокруг го­ризонтальной оси.

При повороте вплоть до положе­ния 3 обойма 7 имеющейся на кон­це упорной пластинкой сжимает тороидальные пружины 11, упирающие­ся другим концом в упоры 12. Отме­тим, что во время этого рабочего хода весла из положения 1 в положе­ние 3 труба 3 несколько выдвигается из обоймы 17, а затем вдвигается обратно. При этом поводок 18 сколь­зит по кромке фигурного выреза-ко­пира 19. Когда гребец в конце греб­ка (положение 3) опускает рукоятку весла вниз, уключина поворачивается вокруг оси 15 и лопасть выходит из воды. Этот момент соответствует по­ложению поводка 18 на вершине тре­угольного выступа внутри выреза-ко­пира. Когда же поводок соскальзы­вает с этого выступа, сжатые пружи­ны 11 разворачивают весло в обойме до тех пор, пока поводок не упрется в «верхнюю» кромку копира, т. е. на 90° (положение 4). В результате ло­пасть занимает горизонтальное поло­жение.

Отводя рукоятку от себя, гре­бец заносит лопасть к носу лодки для нового гребка. Поводок скользит по верхней горизонтальной кромке копира справа налево, а после про­хождения лопастью половины пути (положение 5) переходит на наклон­ную кромку копира и движется по ней слева направо к вершине высту­па; весло при этом начинает повора­чиваться вокруг горизонтальной оси. Перед самым погружением лопасти в воду поводок соскакивает с верши­ны выступа на нижнюю кромку копи­ра (положение 1) и лопасть верти­кально входит в воду для следующе­го гребка. Надо иметь в виду, что после прохождения лопастью поло­жения 5 направление вращения гори­зонтальной обоймы 7 изменилось. По­скольку упорная планка, на которой закреплен конец пружины, в положе­нии 5 была уперта в упор 12, враще­ние обоймы 7 передалось трубе 3 и развернуло ее упором вверх в исход­ное положение 1.

Вероятно, это гребное устройство могло бы заинтересовать не только туристов, путешествующих на весель­ных лодках, но и рыболовов, яхтсме­нов — для гребли на тузике, органи­заторов прокатных лодочных станций и т. п. Грести такими веслами не тя­желее, чем обычными, даже несмотря на появление механических потерь; «автоматизация» разворота лопастей, а главное — удобство маневрирова­ния веслами существенно упрощают работу гребца, делают плавание на лодке более безопасным.

Полный вес приспособления для двух весел — 10 кг.

На это изобретение 8 июня 1976 г. получено авторское свидетельство № 529967 («Бюллетень» № 36 за 1976 г.) по заявке № 2037587/27-11 (078492) с приоритетом от 28 июня 1974 г.

Раздел: 

Boatportal.ru

logo