В. И. Скородумов, М. В. Киндяков «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г
Ознакомившись с конструкцией вихревой насадки Федосова, опубликованной в № 63 сборника, хотим высказать несколько критических замечаний.
Автор прав в том, что если суммарное проходное сечение тангенциальных сопел меньше, чем приблизительно удвоенное сечение диффузора карбюратора, то двигатель не развивает оборотов. Это, по нашему мнению, объясняется тем, что при существующей конструкции (с поворотной заслонкой) карбюратор не может работать в условиях, когда в диффузоре образуется высокоскоростной закрученный поток, так как при этом не происходит пульверизации достаточного количества топлива из распылителя.
Вихревая насадка на карбюратор «Вихря».
Тов. Федосов пошел по пути увеличения проходного сечения сопел, что приводит к резкому снижению окружных скоростей потока. Этому же способствует геометрия сопел и неравенство диаметров диффузора карбюратора и насадки (25 и 30 мм соответственно). В этих условиях воздушный поток закручен слабо, карбюратор работает практически почти в обычном режиме, поэтому технико-экономические показатели двигателя с такой насадкой будут, на наш взгляд, невысоки, по сравнению с двигателями, оснащенными вихревыми карбюраторами.
Для действительного повышения технико-экономических показателей необходимо обеспечить высокую окружную скорость потока и поступление из распылителя достаточного количества топлива, что обеспечит образование гомогенной топливно-воздушной смеси.
Исходя из этих соображений, мы предлагаем конструкцию, в которой центральная трубка доходит до распылителя и вместе с ним образует пульверизатор, а узкие тангенциальные, сопла создают высокоскоростной вихревой поток.
Установка насадки на моторе
Такую насадку можно сделать из любого металла или пластмассы, но лучше применить дюралюминий или текстолит.
Насадка крепится двумя винтами к диффузору карбюратора вместо пламегасительной сетки. Между насадкой и диффузором карбюратора ставится металлическая шайба толщиной 0,3—0,5 мм с внутренним диаметром 25 мм и внешним диаметром 50 мм. Лучше всего приклеить ее к торцевой поверхности насадки, тщательно совместив диаметры.
Ходовые испытания проводились на двух моторах «Вихрь-20» с гребными винтами, имеющими шаг 264 мм, при загрузке лодки («Прогресс-2») два человека и 50 кг груза. При этом мотор № 1 имел расширенные фазы всасывания (применялся картер от «Вихря-М») и при установке насадки проходное сечение главного жиклера регулировалось иглой. Как видно из таблицы результатов испытаний, расход топлива уменьшились более чем на 16%. Существенно снизились и шумность мотора и выброс топлива из карбюратора.