Вы здесь

Съемники шпонки для "Нептуна"

Съемники шпонки для "Нептуна"

18.07.2014 Автор: 0 1108
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Замена гребного винта или установка ионой срезной шпанки — это, пожалуй, наиболее частая операция при эксплуатации подвесного мотора. В бортовой сумке, прилагаемой к мотору, имеется лишь самый простейший инструмент для проведения этой операции: бородок и молоток. Даже в благоприятных условиях — иа берегу — пользоваться этим инструментом неудобно: пружинят гребной вал и подвеска мотора, На плаву же это сделать практически невозможно: приходится или причаливать к берегу, или снимать мотор с транца, чтобы можно было работать в кокпите. К тому же, очень плохо, что удары передаются на подшипниковые узлы редуктора: это может вызвать их разрушение.

 В сборнике уже публиковались описания упрощающих дело, гораздо более удобных выжимных винтовых приспособлений для удаления шпонки, но они предназначались в основном для «Ветерков» или «Вихря». Теперь предлагаем вниманию читателей три конструкции съемников для «Нептунов» всех моделей. Самую простую и удобную, на наш взгляд, конструкцию приспособления предложил днепропетровец А. И. Булыгин; хотя его съемник в основном предназначен для выдавливания целой шпанки при замене гребного винта, им же можно выпрессовывать и обрезки шпанки из гребного вала. Два других съемника — казанца В. А. Белкина и новочеркасца А. Л. Овчинниконва предназначены только для выпрессовки обрезка шпанки.

В отличие от моторов «Вихрь», где стоят две шпонки диаметром 5, на «Нептуне-23» только одна шпонка большего диаметра. Иногда даже при несильном ударе винтом о препятствие эта шпонка срезается, Конечно, это неплохо, так как сохраняется гребной винт, но зато шпонки приходится заменять часто. Для облегчения этой операции я использую винтовое приспособление, состоящее из двух основных деталей — корпуса 1 и выжимного винта 2.
Для того чтобы можно было установить конец винта напротив шпонки, в боковой стенке корпуса прорезано отверстие. Приспособление может быть сделано из любой стали, но винт лучше изготовить из стали У8А. Так как пользоваться устройством приходится иногда на плаву, все детали желательно кадмировать.
В. А. Белкин

При эксплуатации мотора «Нептун-23» я столкнулся с тем, что при замене винта удалять шпанку довольно трудно. После нескольких включений мотора она сминается, появляется заусенец, срезать который, выбивая шпанку бородком, не так-то просто. А самое главное — приходится наносить при этом довольно сильные удары, рискуя повредить гребной вал и подшипники редуктора. Пришлось изготовить несложный съемник, который помог предельно упростить эту операцию.

При изготовлении корпуса 1 сначала в прямоугольной заготовке выполняется отверстие О 25,5, затем отверстие под резьбу М8, в котором и нарезается резьба на всю длину. После этого фрезеруется паз шириной 6,2 мм и производится обработка по наружному контуру. Все детали изготавливаются из стали 45, причем детали 1 и 2 желательно закалить.
При демонтаже гребного винта съемник надевается на выступающий конец ступицы винта так, чтобы концы шпанки вошли в паз на корпусе 1 съемника до упора. Вращением винта 2 шпанка выжимается примерно на половину длины, после чего она удаляется свободно. В качестве воротка используется бородок, входящий в комплект инструмента. Для удаления срезанной шпанки из гребного вала применяется дополнительный вкладыш 3, который вставляется в корпус 1.
А. И. Булыгин

3

Замена срезанной шпонки на «Нептуне» доставляет много хлопот. Остаток шпанки в отверстии вала сидит очень туго, так как концы ее при срезании завальцовываются. При ударах молотком по бородку вал пружинит, приходится придерживать его каким-либо тяжелым предметом с другой стороны. Одному выполнять эту операцию трудно. Для удаления остатка шпанки я сделал специальное приспособление. Корпус 3 насаживается на конец вала. При этом глубина посадки регулируется упорным винтом 2, который контрится гайкой для фиксации в нужном положении. Внутренний конец выжимного винта 4 устанавливается напротив шпанки и в этом положении винтом 1 корпус фиксируется на валу. Вращением винта 4 шпанка выдавливается из отверстия.
А. Л. Овчинников

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo