Байдарка-челнок "Рыбка" конструкции В. Куйбышев несмотря на малые размеры, свободно несет двух взрослых или трех подростков. Для постройки лодки потребуется несколько сосновых досок, один лист фанеры и немного гвоздей, шурупов и алюминиевой проволоки.
Конструкция байдарки-челнок Рыбка
Основная особенность конструкции лодки - малое сечение стрингеров и фанерные шпангоуты. Относительная слабость этих деталей возмещается их числом (рис. 1 и 2), что несколько утяжеляет корпус, но зато позволяет использовать для обшивки любые достаточно прочные ткани (например палаточную).
Рис. 1. Основные части байдарки-челнока <Рыбка>: 1 - спинка сиденья, материал - фанера толщиной 4 мм; 2 - комингс, материал - дуб или сосна 16x60 мм; 3 - волнорез, дуб или сосна, размер по месту; 4 - буртик 10x30 мм; 5 - привальный брус внутренний, сосна 16x30 мм; 6- привальный брус наружный, сосна 16x30 мм; 7 - сухарь, сосна, размер по месту; 8 - карленгс, сосна 16x30 мм; 9 - флор
Рис. 2. Основные части байдарки-челнока <Рыбка> (окончание): 10- шпангоут одинарный; 11 - мидельвейс, сосна 16x30 мм; 12 -комингс; 13 -карленгс, 14 -сухарь; 15 -шпангоут усиленный, фанера 2x4x40 мм; 16, 26 - привальный брус внутренний; 17- стрингер, сосна 10x25 мм; 18- стрингер подпалуб-ный, сосна 10x30 мм; 19 - буртик; 20 - привальный брус наружный; 21, 24- соединительная планка, дуб или сосна 16x16 мм; 22, 27 - кормовая кница, фанера толщиной 4 мм; 23, 25 - носовая кница; 28 - ахтерштевень
Рис.21. Детали носа байдарки-челнока: 1-мидельвейс; 2-киль; 3-флор; 4-шпангоут двойной; 5-уплотнение; 6-стрингер подпалубный; 7-привальный брус внутренний; 8-форштевень; 9-водорез; 10-буртик; 11-палуба
Постройка лодки
Постройка лодки начинается с заготовки деталей. Основной размер А для каждого флора (рис. 3) дан в табл. 1. Флоры должны быть аккуратно пронумерованы во избежание ошибок при сборке; нумерация ведется от носа к корме. Сначала делают закладку: узел, состоящий из киля и штевней (форштевня и ахтерштевня). Размеры штевней (рис. 3) приведены в табл. 2. Затем к килю крепят флоры, одним шурупом каждый. Первый из них ставят на 150 мм от носового конца киля, а остальные на 200 мм друг от друга. Таким образом, при толщине флора 30 мм промежутки меду ними составят 170 мм.
Байдарка-челнок "Рыбка" конструкции В. Куйбышев несмотря на малые размеры, свободно несет двух взрослых или трех подростков. Для постройки лодки потребуется несколько сосновых досок, один лист фанеры и немного гвоздей, шурупов и алюминиевой проволоки.
Постройка лодки начинается с заготовки деталей. Основной размер А для каждого флора (рис. 22) дан в табл. 1. Флоры должны быть аккуратно пронумерованы во избежание ошибок при сборке нумерация ведется от носа к корме. Сначала делают закладку: узел, состоящий из киля и штевней (форштевня и ахтерштевня). Размеры штевней (рис. 4) приведены в табл. 2. Затем к килю крепят флоры, одним шурупом каждый. Первый из них ставят на 150 мм от носового конца киля, а остальные на 200 мм друг от друга. Таким образом, при толщине флора 30 мм промежутки меду ними составят 170 мм.
Рис. 4 Флор
Рис. 5. Штевень
Таблица 1. Размеры флоров
Номер флора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Величина А |
85 |
128 |
195 |
265 |
345 |
398 |
435 |
450 |
Номер флора |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Величина А |
450 |
440 |
400 |
350 |
270 |
198 |
130 |
90 |
Таблица 2. Размеры штевней
Величина |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Форштевень |
385 |
32 |
128 |
21 |
27 |
15,8 |
Ахтерштевень |
360 |
30 |
90 |
20 |
25 |
11,7 |
Таблица 3. Размеры бимсов
Величина |
Наименование бимса |
||
носовой |
средний |
кормовой |
|
Б |
740 |
900 |
725 |
В |
74,5 |
80 |
14 |
Г |
96,8 |
- |
- |
При установке закладки надо следить, чтобы расстояние от пола до киля по всей его длине было равно 350 мм. При этом концы штевней крепят к полу согласно разметке. Затем флоры № 4, 9 и 13 соединяют с соответствующими заготовками бимсов стойками, к которым (после проверки правильности установки киля) присоединяют подкосы. После этого в пазы заводят внутренние привальные брусья и крепят тонкими гвоздями.
Рис. 6. Бимс, заготовка и разметка
Важной операцией является установка бортовых ветвей шпангоутов. Фанеру намертво крепят к флорам, а к привальным брусьям - временно, небольшим гвоздем. На шпангоутах № 2, 3 полосы приходится присоединять к флорам несколько наискосок, что необходимо для правильного прилегания стрингеров. Самая ответственная работа - контроль и окончательная доводка шпангоутов. Прикладывая к ним длинную тонкую рейку, надо добиться плавного прилегания ее ко всем шпангоутам по всей длине. Шпангоуты, излишне выпирающие наружу или, наоборот, запавшие внутрь, открепляют от привального бруса и подправляют. Одновременно надо следить, чтобы длина левой ветви каждого шпангоута равнялась длине правой. Затем каждую из ветвей делят на 10 равных частей и по карандашным засечкам устанавливают стрингеры. Крепить их к шпангоутам надо мелкими алюминиевыми заклепками впотай, к флорам и штевням - гвоздями. При креплении стрингеров к штевням последние проходят малковку (рис. 7): заштрихованную часть дерева удаляют острой стамеской. При установке крайней пары стрингеров, примыкающих к палубе, под них (между шпангоутами) подкладывают полоски фанеры, равные по толщине шпангоутам. Собранный набор очень полезно пропитать горячей олифой и просушить.
Рис. 7 Малковка штевня
Обшивку лодки можно сшить, как шьются чехлы для мебели. Однако лучшие результаты даёт обтяжка корпуса двумя полотнищами (правым и левым) без сшивания их. При этом оба полотнища смыкаются (перекрывая друг друга на 30-40 мм) на киле и штевнях. Ткань крепится к закладке и к припалубным стрингерам мелкими гвоздями в натянутом состоянии.
Хорошие результаты получаются при натяжке оболочки в мокром виде (с последующей просушкой на месте). Окончательно обшивка крепится путём постановки наружных привальных брусьев, водореза, накладки на ахтерштевень и фальшкиль. Прилегающие к оболочке кромки этих деталей покрывают перед установкой слоем густотёртой краски, которая при затягивании шурупов частично выдавливается и удаляется ветошью. Готовую оболочку окрашивают масляной краской в два-три приёма с нанесением очередного слоя лишь после полного просыхания предыдущего.
После этого лодку открепляют от пола и переворачивают. Рубанком удаляют лишнее дерево с бимсов (до линии разметки), делают гнёзда для мидельвейсов и для карленгсов, которые к внутренним привальным брусьям крепят с постановкой <сухарей>. Из фанеры (толщиной не более 4 мм, но желательно 2,5 или 3 мм) выкраивают палубу и ставят на гвоздиах или мелких шурупах. Предварительно верхние кромки мидельвейсов, карленгсов и привальных брусьев малкуют для полного прилегания к ним фанеры, а концы штевней соответствующим образом обрезают. Эти поверхности также покрывают густотёртой краской, а фанеру - горячей олифой.
Средний бимс после установки палубы удаляют. Красить палубу рекомендуется в более свеьлые тона, чем оболочку. После этого ставят буртики, накладки на мидельвейс (поверх фанеры), волнорез и комингсы. Эти детали желательно сделать из дуба и не окрашивать, а покрыть масляным лаком. Работы завершаются изготовлением и установкой сланей, сидений и спинок (рис. 26).
Рис. 8. Сиденья (а) и спинка (б)