Журнал КиЯ №10 1967г
Ниже публикуются чертежи гидрокарта для самостоятельной постройки, разработанные американцем Крэгом Липиньским.
Длина наибольшая, мм | 2425 |
Ширина наибольшая, мм | 1480 |
Ширина кормового редана, мм | 750 |
Расстояние между спонсонами, мм | 680 |
Высота габаритная, мм | 390 |
Судно рассчитано на установку стационарного двигателя объемом до 175 см3 (мощностью 7—8 л. с). Правильно построенный гидрокарт развивает скорость до 50 км/час. При постройке двигателя обычно используют детали подвесного мотора. Но начинающему строителю не обязательно затруднять себя сложной переделкой мотора. Гораздо целесообразнее просто навесить подвесной мотор на транец. В этом случае желательно несколько наклонить транец, чтобы обеспечить возможность регулировки наклона мотора. В этом случае не нужно делать фундаментные брусья (дет. 6 и 11).

Из отечественных моторов наиболее подходящими являются моторы «ЗИФ-5», «ЗИФ-5М», «Стрела» и «Ветерок». Подходящие по мощности подвесные моторы «ЛММ-6» и «ЛММ-6А» слишком тяжелы и ставить на гидрокарт их нельзя. «Ветерок-8», развивающий мощность до 8 л. с, имеет отдельный бак для горючего, который неудобен на таком крошечном суденышке. Мотор «Москва» слишком тяжел и также имеет отдельный бак.


Для постройки «Пигмея» нужна авиационная фанера толщиной 5-1-6 мм и сосновые рейки. Начинать нужно с заготовки листа обшивки днища (дет. 1), транца (5) и двух стрингеров (21) в сборе с рейками (22, 23). Кроме того, собирают две шпангоутные рамки; их конструкция ясна из чертежей.
Корпус «Пигмея» можно собирать на ровном полу или на столе. На днище устанавливают и крепят шпангоуты, затем— стрингеры и транец. Все соединения желательно выполнять на клею и шурупах. Затем можно ставить на место носовой гнутый брус 2 и бруски спонсонов. Эти брусья можно сделать из дубовых или ясеневых заготовок, изогнув их в распаренном состоянии по шаблону. Если распаривание применить невозможно, следует склеить эти брусья из 2—3 тонких реек, которые легко гнутся в холодном состоянии.
Для крепления обшивки борта и спонсонов устанавливают рейки 19, 20, 26, 27. Нижняя кромка накладки 19 малкуется Под обшивку.
Штурвал устанавливают на стойке 29, которая соединяется со стрингерами бимсом 28. Палубу вырезают из фанеры толщиной 3 мм и ставят на место после малковки всех реек.
Обшивка может быть изготовлена и из более тонкой фанеры (4 мм) при условии оклейки ее 2—3 слоями стеклопластика. К одной из днищевых накладок спонсонов крепится дюралевый плавничок. Штурвал и дистанционное управление подвесным мотором можно сделать, пользуясь чертежами, приведенными в книге Ю. А. Манжоса «Спортивные суда с подвесными моторами», Судпромгиз, 1962 г.
При пользовании гидрокартом не следует забывать, что он является гоночным судном, Меры по обеспечению безопасности, обязательные на воде для всех скоростных судов, полностью относятся и к гидрокартам. Это значит, что гонщик должен носить спасательный жилет и соответствующий шлем. «Пигмей» имеет сравнительно большую остойчивость, но все же при повышенном волнении им пользоваться не рекомендуется.
Начинающим гонщикам не следует сразу увлекаться большими скоростями. Надо привыкнуть к корпусу, отработать повороты, управление и только потом переходить к максимальным скоростным показателям. Нелишне напомнить, что обкатка новых моторов, т. е. работа в течение первых 10—15 часов на пониженных оборотах, является совершенно обязательным условием, к сожалению далеко не всегда соблюдаемым. Это обстоятельство также говорит о необходимости постепенного освоения «Пигмея».