Вы здесь

Мотолодка «Аралия»

Мотолодка «Аралия»

01.04.2009 Автор: 0 1171
Facebook Twitter Google+ Pinterest

В.М. Герюк, М.М. Михайлов
Журнал "Катера и Яхты" №15 1968г
 

Основные данные лодки
Длина наибольшая, м 5,02
Ширина наибольшая, м 1,68
Высота борта на миделе, м 0,60
Осадка средняя при полном водоизмещении, м 0,12
Скорость хода с мотором «Вихрь», км/час при 2 чел 40
Скорость хода с мотором «Вихрь», км/час при 4 чел 34
Вес корпуса, кг 140

Бассейн Амура и Уссури с множеством проток, красивых островов, богатых рыбой озер и заливов—живописная зона с очень благоприятными условиями для отдыха, охоты и рыболовства. Неудивительно, что здесь с каждым годом растет число самых различных лодок и катеров. Только в районе Хабаровска зарегистрировано около 4 тыс. моторных лодок, причем до 90% из них составляют лодки местного кустарного изготовления. В связи с ростом выпуска лодочных моторов резко увеличился спрос на сами лодки; отсутствие их в продаже зачастую вынуждает любителей самостоятельно проектировать и строить лодки, поэтому неудивительно, что попадается немало неудачных конструкций.
 

Общий вид лодки.

Учитывая значительную стоимость перевозки лодок из центральных районов мы присоединяемся к выводу о том, что назрела необходимость выпуска моторных лодок на самом Дальнем Востоке. А пока одной из важных задач является, на наш взгляд, разработка проектов современных и подходящих для местных условий лодок, конструкция которых была бы рассчитана не любительскую постройку.

Четырехместная пластмассовая мотолодка «Аралия» спроектирована нами специально для плаваний по Амуру и Уссури, причем за основу были взяты чертежи лодок, хорошо зарекомендовавших себя в местных условиях.

Лодка имеет остроскулые обводы с вогнутыми очертаниями носовых шпангоутов, наклонный форштевень, транцевую корму и запалубленную носовую часть. Выбор необычно высокого для глиссирующих судов значения L/B=3,69 продиктован опытом эксплуатации моторных лодок на реках с сильным течением и высокой крутой волной. Большой угол внешней килеватости (на миделе 38°, на транце 8°) обеспечивает плавный, без ударов и тряски ход на волне высотой до 300 мм. Вогнутость днищевых шпангоутов 1—6 уменьшает брызгообразование и повышает гидродинамическое качество днища, особенно при полной нагрузке.

Корпус выполнен из стеклопластика и состоит из обшивки и палубы, выклеенной заодно с планширями, комингсом ветрового стекла, фальшбортиками, переходящими в стабилизаторы, и водонепроницаемым рецессом для установки моторов. Обе части, выклеенные в матрицах контактным способом, соединены по периметру на болтах с подклейкой эпоксидной смолой.

В качестве армирующего материала применены стеклосетка ССТЭ-0,6 (один слой) и ткань АСТТ(6)-С2-0 (5 слоев); связующим является смола ПН-3, Толщина днища 3 мм, а бортов 2,5 мм.

Матрицы были отформованы из стеклопластика по деревянному болвану (пуансону). Матрица корпуса собрана на болтах из двух половин с разъемом по ДП, Для выклеивания матрицы палубы на болван по верхней кромке борта снаружи была нашита рейка толщиной 4 мм по всему периметру.

Жесткость днища лодки обеспечивается заформованными в пластик килем 30 X 30 из сосны и четырьмя стрингерами 20 X 20 из пенопласта. Поперечная фанерная носовая переборка закреплена шурупами к заформованным комингсам. Флоры в районе 4—8 шп. приформованы к днищу. Для повышения жесткости бортов сделаны продольная высадка от форштевня до шп. 5 и два декоративных продольных зига, а также поставлен нижний привальный брус 25 X 40. На палубе отформованы продольные гофры. Конструкция усилена бимсами, вырезанными из доски, и двумя пенопластовыми карленгсами 20 X 20.

Транец лодки рассчитан на установку двух моторов мощностью по 10—15 л. с. В самой корме размещается сиденье (диван) для водителя и одного пассажира. Еще два пассажира садятся на стулья, устанавливаемые в кокпите.

Непотопляемость лодки обеспечивается воздушной подушкой, образующейся при затоплении носового отсека, и двумя воздушными ящиками емкостью по 75 дм3, изготовленными из легкого сплава (толщина листа 1 мм) и закрепленными по бортам в корме.

Слани вырезаны из листов легкого сплава (толщина 1,5 мм) и подкреплены уголком. 20 X 20.
 

Для установки уключин и дуг тента в фальшбортики заформованы металлические втулки-гнезда. Швартовное устройство состоит из утки-ручки на форштевне и двух киповых планок в носу, двух уток у шп. 4 и двух уток в районе шп.9 1/2.
 

Для установки мотора на транце на всю его ширину закреплена доска 200 X 28. Общая толщина транца под струбцинами мотора 35 мм. Транец подкреплен кницей из сплава АМг с рымом для страховки мотора. Для спуска воды из лодки предусмотрена резьбовая пробка в нижней части транца. Штатное место бензобака — под съемным кормовым диваном; под моторный ящик можно уложить еще две канистры, При запасе бензина 60 л дальность плавания составляет 280— 320 км.

Лодка была построена в начале 1967 г, и в течение лета находилась в эксплуатации с мотором «Вихрь» более пяти месяцев. За это время мотор проработал примерно 150 час. и было пройдено около 5 тыс, км. Хранилась лодка на рейде, на стационарных якорях, причем тентом не укрывалась.

Остойчивость лодки была проверена посадкой трех человек на борт; при этом высота надводного борта со стороны крена составила 200 мм. При заполнении лодки (в состоянии полной нагрузки) водой надводный борт в носу оказался равен 10 мм, в корме—150 мм.

Лодка обладает хорошей поворотливостью. С четырьмя пассажирами диаметр циркуляции на малом ходу равен длине корпуса, на полном ходу—10 длинам корпусов. До полной остановки с полного переднего хода лодка проходит 15—18 м.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo