.

Вы здесь

Моторно-парусный бот «Сережа»

Моторно-парусный бот «Сережа»

26.03.2013 Автор: 0 13047

Моторно-парусный бот "Сережа"

Идею постройки этого суд­на мне подсказал проект моторно-парусной яхты «Дельфин». Обводы корпуса я выполнил круглоскулыми, заострил ватерлинии в носовой оконечности и немного приполнил их в корме, устранил седловатость борта. Полностью изменил внешний вид и компоновку судна.

В средней части расположен вме­стительный салон с поднимающейся крышей над свободной площадью пайола. Здесь по бортам установлены два дивана-рундука, раскладываю­щихся в двуспальные койки, съем­ный стол, который может поворачи­ваться вокруг вертикальной оси, ос­вобождая площадь каюты.

В нос от переборки салона рас­положен платяной, шкаф, шкафы и полки для различного снаряжения. Наклонная переборка выделяет само­отливной отсек для якоря с цепью, закрываемый палубной крышкой.

Пространство под кокпитом ис­пользуется как спальный кубрик для четырех человек с постелью-лежанкой по всей ширине корпуса. Освещается кубрик днем через глухие бортовые иллюминаторы, ночью — плафоном, закрепленным на кормовой перебор­ке. Под настилом койки расположен ящик с аккумулятором, вентилируе­мый через трубу, выведенную на па­лубу. Кубрик вентилируется через две трубы, заканчивающиеся грибками на палубе у транца.

Кокпит — самоотливной конструк­ции, снабженный двумя шпигатами в транце. Здесь по левому борту рас­положен пост управления яхтой, а по правому борту установлена двухконфорочная газовая плита с тремя 5-литровыми баллонами. Плита и бал­лоны сверху закрываются наклонной крышкой, которая в открытом поло­жении служит столом.

На чертеже общего расположения показано размещение двухцилиндро­вого дизеля 2ЧСП 8,5/11. Сверху ди­зель закрыт съемным капотом. Так как длина моторного отсека недоста­точна для обслуживания дизеля, пре­дусмотрен подъем его вверх для про­филактики и ремонта.

Дизель запускается электростар­тером или рукояткой, выведенной на палубу. Ежедневный осмотр и обслу­живание достаточно удобно выпол­нять через верхний люк. Передача вращения на гребной винт осущест­вляется через угловую откидную ко­лонку.

Продолжением днища служит транцевая плита, являющаяся так­же ограждением винта и рулевого комплекса. В нее вмонтированы хо­лодильники замкнутого контура ох­лаждения двигателя.

Основными материалами для по­стройки корпуса послужили  стеклоткань, эпоксидная смола и пенопласт; палуба и стенки рубки выполнены из бакелизированной фанеры толщиной 5 мм, крыша рубки — из двух слоев 4-миллиметровой фанеры ФСФ на деревянном наборе.

serega2

Общее расположение.

1 — дизель; 2—угловая откидная колонка; 3 — транцевая плита—холодильник; 4—вентиляция кубрика; 5 —платформа кокпита; 6 — сдвижной люк; 7—поднимающаяся часть крыши рубки;8 —мачта; 9—платяной шкаф; 10—забор воздуха для вентиляции каюты; 11 — якорный отсек; 12 —крышка якорного отсека; 13—шкаф; 14—диван, раскладывающийся в двуспальную койку; 15—газовые баллоны; 16 — газовая плита; 17 — кубрик на 4 спальных места; 18— моторный отсек; 19 — рундуки для камбузной утвари и инструмента; 20—капот над дизелем.

Постройка корпуса велась следую­щим образом. Сначала был изготов­лен деревянный каркас, воспроизво­дящий обводы корпуса. Затем рей­ками, склеенными из пенопласта се­чением 40 X 40 мм, каркас был обшит снаружи. Каждые три рейки склеива­лись между собой эпоксидной смолой, а прилегающие к пенопласту кромки набора каркаса смазывались вазели­ном во избежание приклеивания. По­сле высыхания клея я смог сиять с каркаса пенопластовые доски шири­ной 120 мм, получившие форму соответствующего участка корпуса. Эти заготовки были оклеены методом бин­тования в два слоя полосами стекло­ткани АСТТ(б)Сг на эпоксидном свя­зующем и сразу же поставлены на свое место на каркас с поджатием друг к другу по кромкам. После это­го деревянный каркас был разобран, корпус перевернут вниз килем и ок­леен снаружи тремя, а изнутри дву­мя слоями стеклоткани.

serega3

Корпус, таким образом, набора не имеет, но в самой толщине обшивки, через каждые 120 мм получились своеобразные стрингера двутаврового профиля из стеклопластика. В соче­тании с переборками форпика и мо­торного отсека и шпангоутом из алю­миниевого угольника 40 X 40 X 2,5, который установлен на миделе, корпусу обеспечена достаточная жест­кость при незначительном для своих размеров весе.

serega4

serega5          

Все элементы конструкции из де­рева криволинейной формы (при­вальные брусья, бимсы и дуги, образующие верх и низ лобовой стенки рубки) выполнены ламинированными из трех или большего числа сосновых реек. Криволинейная форма стенки рубки дала возможность отказаться от вертикальных стоек для ее под­креплении без всякого ущерба для жесткости конструкции. То же самое можно сказать о палубе, крыше руб­ки, стенках тамбура моторного от­сека.

Парусное вооружение яхты — кэт типа «гуари». Мачта высотой 3,5 м изготовлена из трубы АМгб 60X5 мм и раскреплена штагом и парой вант из стального троса диаметром 4 мм. Гафель длиной 5,5 м вырезан из дюралевой трубы 50 X 4, гик длиной 3,5 м — деревянный. Мачта установ­лена на крыше рубки и подкреплена снизу двумя пиллерсами, жесткость которых усиливается переборкой шка­фа и кницами.

Опыт трех навигаций показал, что в общем компоновка и элементы кон­струкции себя оправдали. В неболь­шой (меньше 6 м) корпус удалось втиснуть то, что при традиционной компоновке разместимо разве лишь в 8,5-метровом корпусе. Как говорят обычно мои пассажиры, «внутри лод­ка больше, чем снаружи».

Благодаря подъемной крыше в жару в салоне прохладно, можно хо­дить в полный рост. Удобны и самоотливной кокпит и кубрик под ним. На яхте четыре спальных места, а в сумме с раскладными диванами са­лона — восемь.

Яхта хорошо ведет себя на вол­нении, легко слушается руля, не зарыскивает. Скорость хода под мото­ром— 15 км/ч — невелика, но зато комфорт и безопасность! Корпусу пришлось однажды выдержать уда­ры о пни на ходу, — оказался непо­врежденным даже наружный слой стеклопластика.

serega6

Парусное вооружение опробовано еще недостаточно. Яхта хорошо идет в фордевинд и галфвинд, уступая, ко­нечно, в скорости спортивным судам. В бейдевинд «Сережа» при имеющей­ся парусности идет до 40—45°. Удоб­ными оказались бортовые свесы. Они не мешают при ходе на спокойной воде без крена, а при резком крене на шквалах, входя в воду, увеличи­вают восстанавливающий момент.

Ввиду малого веса конструкции следовало бы уменьшить килеватость Для повышения начальной остойчиво­сти. При изготовлении корпуса жела­тельно более плотно заполнять все пустоты в пенопласте (дефекты, не­ровности и т. п.), ибо при повреждениях наружного слоя стеклопластика они наполняются водой, которую трудно оттуда удалить. Но все же конструкцию считаю вполне удачной и главное технологичной — яхта по­строена за полтора года (выходные вечера и отпуска) одним человеком; помощь потребовалась только при об­щей оклейке.

В. И. Третьяков «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.

Boatportal.ru

logo