.

Вы здесь

Проект многоцелевого катера

Проект многоцелевого катера

26.04.2013 Автор: 0 16885

 

Многоцелевой катер

Четыре варианта планировки 6-метрового многоцелевого катера с автомобильным двигателем

Перед одним из дипло­мантов Ленинградского института водного транспорта была постав­лена задача спроектировать катер минимальных размерений, преду­смотрев несколько вариантов его планировки и назначения.

Были проанализированы четыре варианта катара на базе одного и того же корпуса.

1. Открытый катер. При этом ва­рианте планировки форпиковая пе­реборка установлена на шп. 2, а в просторном кокпите между нею и шп. 10 расположено обычное для открытых катеров оборудование — кормовой диван для четырех пасса­жиров и четыре кресла спинками одно к другому (разложив кресла, их можно будет использовать как спальные места). В  кормовой части кокпита предусмотрена стоика для крепления фала при буксировке воднолыжников, одновременно яв­ляющаяся также частью тентового устройства. Звукопоглощающая крышка моторного отсека, имеющая снаружи мягкую обивку, может ис­пользоваться как «солнечная па­луба». Катер предназначен для непро­должительных прогулочных выходов и может быть использован как патрульно-разъездное судно. Эксплу­атация его целесообразна преиму­щественно в средней полосе и в южных районах страны.

2. Катер с носовой кормовой каютами. Форпиковая переборка установлена как и на остальных трех вариантах нашп.0. В носовой каюте кроме диванов имеются: складной столик, при устройстве ночлега опускаемый до их уровня, камбуз, сушильный шкаф, туалет. В кокпите (между шп. 1/2 и шп. 10) на переборке носовой каюты раз­мещен пост рулевого. При необхо­димости над кокпитом ставится тент.

В кормовой каюте (от шп. 10 до транца) размещены поперечный ди­ван, опускающийся столик, два спальных места («гробы») вдоль бортов (между бортом и МО).

Это многоместное туристское судно. На ночлег на нем могут раз­меститься трое в носовой каюте и двое взрослых и один ребенок в кормовой, т. е. или одна многочис­ленная семья или две небольшие семьи.

3. Катер с каютой. В каюте, зани­мающей пространство от шп.0 до шп. 7, на ночлег могут устроиться три человека, а в просторном кок­пите (от шп. 7 до шп. 11) на раскла­дывающихся креслах — еще двое. Над кокпитом ставится тент. Крыша над МО используется в качестве «солнечной палубы».

Варианты общей компоновки многоцелевого катера

Этот катер также можно реко­мендовать для туризма в различных климатических районах страны; при этом оборудование его существен­но проще, чем катера с носовой и кормовой каютами.

4. Катер с каютой и рубкой. Каюта сделана несколько короче (от шп.0 до шп. 5), зато имеются закрытое сверху и с боков прост­ранство под жесткой рубкой (сюда выносятся пост управления и кам­буз) и открытый кормовой кокпит. Можно  помещение под рубкой  (от шп. 5 до шп. 9) изолировать от кок­пита шторкой из прозрачного пла­стика. Двигатель закрыт звукопогло­щающим кожухом.

Три спальных места могут быть оборудованы в каюте, четыре — в помещении под рубкой.

Катер будет пригоден для дли­тельного туризма в любых климати­ческих районах страны. Наличие закрытого и удобного поста управле­ния и хороший круговой обзор позволяют использовать катер в качестве служебно-разъездного суд­на, для обслуживания водных со­ревнований и т. п.

Этот вариант, по мнению дипло­манта, наиболее полно удовлетво­ряет требованиям, предъявляемым к катеру многоцелевого назначения; в дипломной работе он и был принят в качестве основного, для него были выполнены все чертежи и расчеты.

Обводы выбирались не только исходя из условия обеспечения вы­сокой мореходности и ходкости, но и с учетом технологичности и удоб­ства внутреннего оборудования ка­тера. Выбранные обводы позволяют применять для обшивки большие листы фанеры, разворачивающиеся на плоскость. V-образным обводам днища придана повышенная килеватость; можно отметить еще такие особенности обводов корпуса, как лишь незначительный подъем линии скулы в носу, плавность батоксов, криволинейность транца, существен­ное (на 10%) уменьшение ширины корпуса (по скуле) на транце по сравнению с шириной на   миделе.

project3-small
Большой формат чертежа для печати

Конструктивный мидель-шпангоут и продольный разрез

project4-small
Большой формат чертежа для печати

Теоретический чертеж корпуса

project5

1—киль, дуб 50X120; 2—флор, сосна 20X50; 3 — днищевой стрингер, сосна 20X50; 4 — флортимберс, сосна 20X80; 5 — продольный редан, сосна; 6 — кница, фанера БПС-1; 7 —бортовой стрингер, сосна 20X50; 8 — топтимберс, сосна 20 X 50; 9—зашивка   переборки, фанера БПС-1, 6=4; 10—привальный брус, дуб 40X40; 11— полубимс палубы, сосна 20X50; 12—бимс рубки, сосна 20X40; 13 — стойка переборки, сосна 20 X 50; 14 — форштевень, дуб 50X50; 15, 24— угольник алюминиевый 40X40; 16 — старнкница, сталь 6 = 4; 17 — фундаментная рама двигателя, дуб 50X50; 18—комингс кокпита, кедор20X15; 19 — стойка рубки, сосна 6 = 2O; 20 — карленгс рубки, сосна 20X40; 21 — брештук, сосна 40X150X400; 22 — шельф; 23 — комингс рубки.

Главные размерения многоцелевого катера

  • Длина наибольшая = 6,1м
    • по КВЛ = 5,4м
  • Ширина наибольшая = 2,3м
    •  по КВЛ - 2,0 м
  • Высота борта на миделе - 1,12 м
  • Осадка при полном водоизмещении - 0,375м
  • Полное водоизмещение - 1,9т
  • Скорость хода - 50-55 км/ч

project6

В качестве обшивки и настила палубы предусмотрено использова­ние бакелизированной (6 = 5) и авиационной (6 = 4) фанеры. В часто поставленные шпангоутные рамки (сосна 6 = 20) врезаются стрингера, киль, скуловой и привальный брусья. Детали шпангоутных рамок соеди­няются между собой фанерными кницами с двух сторон; флоры к килю и шпангоуты к скуловому стрингеру дополнительно крепятся при помощи металлических короты­шей из угольника 40X40X3. Шпа­ция в районе от шп. 6 в нос, где днище воспринимает основные уда­ры при ходе катера на волнении, уменьшена с 470 до 400 мм.

Для тех читателей, которые захо­тят построить подобный катер само­стоятельно, приводим таблицу ординат теоретического чертежа и основ­ные сведения о конструкции кор­пуса. Постройку корпуса следует вести на обычном стапеле, килем вверх; после установки фанерной обшивки надо будет оклеить его стеклопластиком, а затем устанав­ливать продольные реданы.

Готовый корпус ставится на киль­блоки килем вниз, после чего мон­тируются палуба, фундамент глав­ного двигателя и подсланевый на­бор; крепятся блоки пенопласта, обеспечивающие непотопляемость, собирается рубка, Монтаж винторулевого комплекса, установка дви­гателя и топливной системы выпол­няются, как обычно при самостоя­тельной постройке катеров.

Все варианты катера разрабаты­вались исходя из условия установки 90-сильного конвертированного автомобильного двигателя с угловым реверс-редуктором «М8ЧСПУ100-1» (на базе «ЗМЗ-53»).

А. И. Павлов, П. Ф. Попович
«Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г

Boatportal.ru

logo