boatportal_700x125.jpg

Вы здесь

Швертбот Чижик

Швертбот Чижик

30.04.2013 Автор: 0 829

В. Б. Осипчук «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г

Швертбот Чижик

Парус на «Чижике»

 chizh1

Основные данные лодки «Чижик»

Длина наибольшая 3,47м

Ширина наибольшая 1,47м

Высота борта 0,5м

Грузоподъемность 300кг

Мощность  до 5 ПМ, л. с.

Мачта с парусом, установ­ленная на обычную гребную лодку, еще не превращает ее в настоящий парусник. Кроме паруса и рангоута с такелажем, позволяющих поста­вить парус и управлять им, необхо­димы руль с увеличенной площадью пера и обязательно — шверт или шверты, удерживающие лодку от чрезмерного бокового сноса (дрей­фа) при боковых и, тем более, кру­тых к ветру курсах — под углом до 40—50° навстречу ветру.

Размещение экипажа, а следова­тельно, и устройство банок, на па­русной лодке всегда не такое, как на гребной или моторной: экипаж должен откренивать лодку, противо­действуя кренящему давлению вет­ра, а для этого людям необходимо размещаться вдоль борта. Кроме то- го, размерения и форма корпуса лодки должны соответствовать усло­виям плавания под парусом, т. е. быть рассчитанными на движение с относительно небольшой скоростью. «Чижик» (см. «КЯ» № 24) проек­тировался как гребная лодка с воз­можностью применения маломощно­го подвесного мотора: естественно, конструкция лодки была рассчитана именно на эти варианты исполь­зования. Так, на «Чижике» была уст­роена продольная средняя банка для гребца; благодаря этому можно придавать лодке оптимальный диф­ферент в зависимости от числа пас­сажиров, остается свободное прост­ранство для прохода вдоль лодки, по бокам от этой банки можно спать на еланях. Однако эта же банка совсем не нужна на «Чижике»-швертботе.

Для превращения «Чижика» в па­русную лодку необходимы соответ­ствующие изменения в конструкции его корпуса, поэтому предлагаются два варианта:

1 вариант — наиболее полно учи­тывает требования к парусно-гребной лодке, но предусматривает зна­чительные изменения в первоначаль­ном   проекте. Этот вариант лучше реализовать тем, кто еще только собирается строить «Чижик»;

2 вариант — представляет собой компромиссное решение,  предус­матривающее   минимум    изменений уже готовой лодки, построенной по первоначальным чертежам.

В 1 варианте необходимы обору­дование швертового колодца, попе­речной и двух бортовых банок   в кокпите и крепление съемных дета­лей— мачты и руля. Корпус лодки строится по первоначальному проек­ту, но бортовой стрингер доводится до шп. 1. Вместо продольной банки устанавливается швертовый колодец, представляющий собой узкий, от­крытый только снизу, ящик, закреп­ленный шурупами на клею над про­резью для шверта в киле. Колодец раскрепляется поперечной банкой, опирающейся на бортовой стрингер. Стенки колодца и настил банки вы­резаются из водостойкой фанеры толщиной 6 мм. Окончательная сбор­ка колодца производится после креп­ления изнутри вертикальных стоек на шп. 2. На «Чижике» удобен имен­но закрытый сверху колодец — че­рез открытый колодец (поневоле его пришлось бы сделать низким) при сколько-нибудь значительном волне­нии в лодку стала бы заплескивать вода.

 chizh2

«Алеша» — первый швертбот на базе «Чижика», построенный в г Гусь-Хрустальный В. Жирновым.

Корпус изготовлен точно по чертежам, приведенным в № 24 „КЯ" Поперек корпуса поставлена жесткая банка, раскрепляющая швертовый колодец. Кормовой плавник сделан выше—до 120 мм па транце. Швертбот вооружен шлюпом с площадью парусности около 6 м2. Полная высота мачты, раскрепленной штагом (ст. тросик диаметр 3) и вантами с винтовыми талрепами, —о,8 м от степса. Мачта и гик (2,0 м) склеены из сосновых реек и имеют ликпаз. Тросовый погон гика-шкота навешен на транец. По погону скользит блочок диаметром 25 мм гика-шкот проведен через блок примерно посередине гика и футблок, закрепленный на днище.

Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта под пайотами Фото В. Толмачева.

В связи с туристским назначением лодки необходимо применение пово­ротного шверта; более простые не­поворотные — «втыкающиеся» швер-ты вызывают жесткие удары при столкновении с подводными препят­ствиями и неудобны, а иногда даже опасны при плавании в незнакомом районе.

Шверт вращается на оси, щечки которой крепятся шурупами снару­жи киля, чтобы избежать высверли­вания отверстий в нижней части швертового колодца. Поворачивает­ся шверт при помощи тяги из ме­таллического прутка или толстостен­ной трубки диаметром 20 мм, приклепанной к его задней кромке (не забудьте поставить в трубке заглуш­ку!). Тяга должна быть очень тща­тельно изогнута по окружности ра­диусом 250 мм (по оси). На выходе ее из швертового колодца устанав­ливается уплотнение из микропори­стой резины толщиной около 10 мм, прижатой металлической накладкой. Отверстие в резине должно быть меньшего диаметра, чем тяга. Поднимается и опускается шверт толка­телем из металлической полосы 4X30, шарнирно прикрепленной к тяге винтом М8. На кормовом кон­це толкателя желательно установить рукоятку в виде деревянного шари­ка (идея этой конструкции заимст­вована с одного старинного шверт­бота).

Переднюю и заднюю кромки шверта надо заострить, а по пе­редней кромке желательно закре­пить защитную оковку из латунной полосы толщиной 1 мм.

Удобнее всего в эксплуатации съемные бортрвые банки, опираю­щиеся на бортовой стрингер, упор­ный брусок на переборке кормового рундука и полоску фанеры под по­перечной  банкой. Удерживаются на месте они поворотными фиксатора­ми, такими же, как фиксаторы поликов. Под продольными банками надо надежно прикрепить к корпу­су лодки блоки плавучести из пе­нопласта.

Руль состоит из рулевой колодки и подъемного пера. Колодка соби­рается на клею и болтах диаметром 5—6 мм из трех слоев бакелизированной фанеры. Средняя часть толщиной 12 мм имеет секторный вырез для пера руля. Боковые щеки имеют толщину по 8 мм. Румпель крепится к колодке при помощи металлической обоймы, согнутой из листа. Рулевые петли выпиливаются из угольника с толщиной стенки не менее 4 мм или изгибаются из по­лосы и крепятся к колодке шуру­пами диаметром 6 мм. Штыри (из болтов М8 с обрезанными головка­ми) вворачиваются в резьбу отвер­стий петель и расклепываются. Ниж­ний штырь должен быть обязатель­но длиннее верхнего примерно на 20 мм, иначе руль будет трудно установить на место. Детали руле­вых петель, крепящиеся к транцу, тоже выпиливаются из угольника и устанавливаются на сквозных болтах Мб.

Перо руля вырезается из бакелизированной фанеры толщиной 12 мм и, так же, как шверт, заостряется по кромкам и защищается оковкой. Осью пера служит болт М8, затяжка которого регулируется таким образом, чтобы поднятое пе­ро удерживалось за счет трения о щеки колодки. Верхнюю часть пера руля следует прошкурить, чтобы она свободно входила в щель ко­лодки. Опускается в воду перо не­посредственно рукой; для этого на его задней кромке и предусмотрен рычаг с рукояткой. Для страховки от выскакивания из петель руль фиксируется плоской пружиной, за­крепленной выше нижней рулевой петли.

На транце лодки по правому борту на расстоянии 400 мм от ДП устанавливается вторая пара руле­вых петель, на которые руль пере­вешивается при ходе на веслах. Это очень удобно для рулевого, так как румпель свободно ходит под правой рукой, а не упирается в спину; сме­щение руля практически не отражается на управляемости лодки.

 chizh3-small

Большой формат рисунка для печати

Оборудование „Чижика" швертовым и рулевым устройством

1 — оковка из полосы 1X30; 2—перо руля, бакфанера 6 = 12; 3 — рукоятка для подъема пера; 4— колодка руля; 5 —румпель, 40X40; 6 — гика-шкот; 7 — обойма  гика, 6 = 2 мм; 8          — утка для фала; 9— обойма из полосы 3X40, крепить к бимсу сквозными болтами М 6; 10— накладка степса, 6 = 2 мм с прямоугольным отверстием для шпора мачты; 11— уплотнение отверстия для тяги 12; 12 — тяга из трубки 0 20 мм; 13 — ось шверта — палец 0 12 мм; 14 — шверт, бакфанера 6 = 12; 15—щечки оси шверта, 6 = 2,5мм; 16— стенка колодца; фанера 6=6; 17 — стойка (шпонка) колодца 25X60; 18 — планширь-заглушка колодца 25X30; 19— обойма румпеля, 6 = 2; 20 — боковые   щеки   колодки,   бакфанера 6=8; 21 — рулевая петля; 22— прокладка из фанеры 6 = 6; 23 — тяга шверта; 24— бор¬товые сиденья-банки; 25 — положение руля при гребле.

chizh4

Заготовка мачты выклеивается из трех-четырех сосновых брусков нужной  длины.  Сечение мачты   выше комингса кокпита и примерно до половины высоты — круг диаметром 70 /л/л. Выше этого уровня передняя и боковые кромки плавно состругиваются до сечения на топе 40X50, внизу — до сечения у шпора 30 X 50 (больший размер в обоих случаях вдоль ДП).

chizh5

Вариант со шверцами (см. стр. 96).

 chizh6

1 — оковка 20X2;  2 — киль 25X80; 3 — основание колодца 20 X 60; 4 — вырез для толкателя шверта; 5 —стойка колодца 20X60; 6 — планширь колодца 25Х30; 7 —с тенка колодца, 6 = 6; 8 —ребро жесткости поперечной банки 20X30; 9 — настил банки, 6=6; 10 — комингс, фанера 4X50; 11 —карлеигс, 20Х 25; 12 — привальный брус, 18X30; 13 — опорный брусок банки,18X30; 14 — топтимберс 6 = 20; 15 — скуловой стрингер, 18X30; 16 — обшивка, 6=4; 17— флортимберс 6 = 20; 18—днищевой полоз 20X30.

 chizh 7

Простейший вертлюг гика.

1 — гик; 2— винт М5, 2 шт; 3  - полоса б=6 врезать в гик; 4,6 — болты М8; 5 — шайба 8; 7 – скоба, крепить к мачте на двух шурупах 5Х32; 8 – обойма б=2.

 chizh8

 

chizh9

Вариант лодки со шверцами.

1—оковка шверца, Х40, латунь; 2—шверц, бакфанера 6=15/16; 3—сорлинь; 4—подшипник; 5—обойма из стали диаметр 3; 6—опорный брусок; 7—продольное сиденье; 8 —поперечная банка 6=6; 9—подкладка из сосны; 10—чека; 11 — гнутая ось; 12— стопорное кольцо.

 

В верхнюю часть мачты врезается шкив для фала; внизу крепятся вертлюг гика и утка фала. По задней кромке мачты крепится шурупами через рейку 5X10 рельс для ползунов грота — тщательно выровненная металлическая полоса 2X20.

Шпор мачты входит в гнездо степса глубиной 25 мм, вырезанное в задней части форштевня, и усиленное наложенной сверху металлической скобой толщиной 2 мм с пропиленным в ней прямоугольным отверстием для прохода шпора. Готовая мачта, как и все детали рангоута, покрывается бесцветным лаком (масляным или пентафталевым). Стоячего такелажа нет — ванты и штаг не нужны; мачту вместе с гиком и парусом легко снимать с лодки. При необходимости можно сделать мачту разборной. В этом случае верхняя и нижняя части мачты соединяются муфтой из металлической трубы с толщиной стенки около 2 мм. Муфта длиной 400мм крепится шурупами или сквозными болтами к верхней части мачты; чтобы зафиксировать правильное положение соединяемых частей мач­ты, в нижнюю часть вворачивается шуруп диаметром Мб, а в муфте делается прорезь глубиной при­мерно 20 мм. В районе муфты рельс для ползунов грота крепится на ко­ротких винтах М4, ввернутых в от­верстия   с  нарезанной   резьбой.

Гик сечением 30 X 60 лучше скле­ить по толщине из двух сосновых брусков. К концам гик состругивается по нижней кромке до высоты 40 мм.

При оборудовании по второму варианту лодка снабжается уже не швертом, а навесными шверцами. На обоих бортах в районе шп. 2 с внутренней стороны обшивки уста­навливается опорный брусок для поперечной банки (разрезан на шпангоуте), а снаружи—брусок для упора шверцев. Поперечная банка крепится к этим опорным брускам у борта и к продольной банке. Под палубой по обеим сторонам бимса шп. 2 устанавливаются подушки для подшипников шверцев.

Шверцы вырезаются из бакелизированной фанеры толщиной 15— 16 мм, вертикальные кромки их заостряются, по ним ставятся защит­ные оковки. Верхней частью шверц надевается на ось из стального прутка диаметром 16 мм, изогну­тую под прямым углом. В обойме шверца ось фиксируется стопором в виде винта Мб без головки, ввер­нутого в ось и ходящего в прорези обоймы. Ось шверца вставляется в палубный подшипник и фиксируется в нем поворотной чекой. Попереч­ные перемещения оси в подшипни­ке ограничиваются приклепанным к ней обрезком трубки, из которой изготавливалась втулка обоймы. Поднимаются шверцы сорлинями, которые закладываются на утки внутри лодки.

Конструкция мачты, гика и руля такая же, как в 1 варианте, но пло­щадь паруса рекомендуется умень­шить на 1 м2 с учетом того, что площадь шверца меньше, чем шверта, а возможности для откренивания лодки из-за другого располо­жения банок несколько хуже.

Изготовление парусного воору­жения является довольно сложным и  трудоемким делом,  но  удовольствие от плавания под парусом, без сомнения, с лихвой окупит этот труд. Однако необходимо предупредить, что управление парусной лодкой, даже такой маленькой, как «Чижик», требует специальной подготовки рулевого. Лучше всего учиться парусному делу в яхт-клубе.

При самостоятельном изучении искусства плавания под парусами следует неукоснительно соблюдать основные правила безопасности:

— не перегружайте лодку; не берите на борт людей, не умеющих плавать, и маленьких детей;

— при плавании под парусом экипаж всегда должен находиться в спасательных жилетах;

— внимательно  следите  за  погодой; при опасности шквала немедленно убирайте парус и садитесь за весла;

— нельзя выходить под парусом при ветре сильнее 4 баллов, а вначале, при недостаточном опыте, не более 3 баллов;

— никогда не закладывайте шкоты на утку; бухточку фала  всегда держите чистой — готовой для спуска паруса;

— выходя под парусом, проверьте,  не  забыли  ли  вы  взять  весла;

— пока вы не обрели уверенность в своих силах, не уходите из района, где вам может быть оказана

немедленная помощь в случае опрокидывания.

Boatportal.ru

logo