В. Б. Осипчук «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г
Парус на «Чижике»
Основные данные лодки «Чижик»
Длина наибольшая 3,47м
Ширина наибольшая 1,47м
Высота борта 0,5м
Грузоподъемность 300кг
Мощность до 5 ПМ, л. с.
Мачта с парусом, установленная на обычную гребную лодку, еще не превращает ее в настоящий парусник. Кроме паруса и рангоута с такелажем, позволяющих поставить парус и управлять им, необходимы руль с увеличенной площадью пера и обязательно — шверт или шверты, удерживающие лодку от чрезмерного бокового сноса (дрейфа) при боковых и, тем более, крутых к ветру курсах — под углом до 40—50° навстречу ветру.
Размещение экипажа, а следовательно, и устройство банок, на парусной лодке всегда не такое, как на гребной или моторной: экипаж должен откренивать лодку, противодействуя кренящему давлению ветра, а для этого людям необходимо размещаться вдоль борта. Кроме то- го, размерения и форма корпуса лодки должны соответствовать условиям плавания под парусом, т. е. быть рассчитанными на движение с относительно небольшой скоростью. «Чижик» (см. «КЯ» № 24) проектировался как гребная лодка с возможностью применения маломощного подвесного мотора: естественно, конструкция лодки была рассчитана именно на эти варианты использования. Так, на «Чижике» была устроена продольная средняя банка для гребца; благодаря этому можно придавать лодке оптимальный дифферент в зависимости от числа пассажиров, остается свободное пространство для прохода вдоль лодки, по бокам от этой банки можно спать на еланях. Однако эта же банка совсем не нужна на «Чижике»-швертботе.
Для превращения «Чижика» в парусную лодку необходимы соответствующие изменения в конструкции его корпуса, поэтому предлагаются два варианта:
1 вариант — наиболее полно учитывает требования к парусно-гребной лодке, но предусматривает значительные изменения в первоначальном проекте. Этот вариант лучше реализовать тем, кто еще только собирается строить «Чижик»;
2 вариант — представляет собой компромиссное решение, предусматривающее минимум изменений уже готовой лодки, построенной по первоначальным чертежам.
В 1 варианте необходимы оборудование швертового колодца, поперечной и двух бортовых банок в кокпите и крепление съемных деталей— мачты и руля. Корпус лодки строится по первоначальному проекту, но бортовой стрингер доводится до шп. 1. Вместо продольной банки устанавливается швертовый колодец, представляющий собой узкий, открытый только снизу, ящик, закрепленный шурупами на клею над прорезью для шверта в киле. Колодец раскрепляется поперечной банкой, опирающейся на бортовой стрингер. Стенки колодца и настил банки вырезаются из водостойкой фанеры толщиной 6 мм. Окончательная сборка колодца производится после крепления изнутри вертикальных стоек на шп. 2. На «Чижике» удобен именно закрытый сверху колодец — через открытый колодец (поневоле его пришлось бы сделать низким) при сколько-нибудь значительном волнении в лодку стала бы заплескивать вода.
«Алеша» — первый швертбот на базе «Чижика», построенный в г Гусь-Хрустальный В. Жирновым.
Корпус изготовлен точно по чертежам, приведенным в № 24 „КЯ" Поперек корпуса поставлена жесткая банка, раскрепляющая швертовый колодец. Кормовой плавник сделан выше—до 120 мм па транце. Швертбот вооружен шлюпом с площадью парусности около 6 м2. Полная высота мачты, раскрепленной штагом (ст. тросик диаметр 3) и вантами с винтовыми талрепами, —о,8 м от степса. Мачта и гик (2,0 м) склеены из сосновых реек и имеют ликпаз. Тросовый погон гика-шкота навешен на транец. По погону скользит блочок диаметром 25 мм гика-шкот проведен через блок примерно посередине гика и футблок, закрепленный на днище.
Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта под пайотами Фото В. Толмачева.
В связи с туристским назначением лодки необходимо применение поворотного шверта; более простые неповоротные — «втыкающиеся» швер-ты вызывают жесткие удары при столкновении с подводными препятствиями и неудобны, а иногда даже опасны при плавании в незнакомом районе.
Шверт вращается на оси, щечки которой крепятся шурупами снаружи киля, чтобы избежать высверливания отверстий в нижней части швертового колодца. Поворачивается шверт при помощи тяги из металлического прутка или толстостенной трубки диаметром 20 мм, приклепанной к его задней кромке (не забудьте поставить в трубке заглушку!). Тяга должна быть очень тщательно изогнута по окружности радиусом 250 мм (по оси). На выходе ее из швертового колодца устанавливается уплотнение из микропористой резины толщиной около 10 мм, прижатой металлической накладкой. Отверстие в резине должно быть меньшего диаметра, чем тяга. Поднимается и опускается шверт толкателем из металлической полосы 4X30, шарнирно прикрепленной к тяге винтом М8. На кормовом конце толкателя желательно установить рукоятку в виде деревянного шарика (идея этой конструкции заимствована с одного старинного швертбота).
Переднюю и заднюю кромки шверта надо заострить, а по передней кромке желательно закрепить защитную оковку из латунной полосы толщиной 1 мм.
Удобнее всего в эксплуатации съемные бортрвые банки, опирающиеся на бортовой стрингер, упорный брусок на переборке кормового рундука и полоску фанеры под поперечной банкой. Удерживаются на месте они поворотными фиксаторами, такими же, как фиксаторы поликов. Под продольными банками надо надежно прикрепить к корпусу лодки блоки плавучести из пенопласта.
Руль состоит из рулевой колодки и подъемного пера. Колодка собирается на клею и болтах диаметром 5—6 мм из трех слоев бакелизированной фанеры. Средняя часть толщиной 12 мм имеет секторный вырез для пера руля. Боковые щеки имеют толщину по 8 мм. Румпель крепится к колодке при помощи металлической обоймы, согнутой из листа. Рулевые петли выпиливаются из угольника с толщиной стенки не менее 4 мм или изгибаются из полосы и крепятся к колодке шурупами диаметром 6 мм. Штыри (из болтов М8 с обрезанными головками) вворачиваются в резьбу отверстий петель и расклепываются. Нижний штырь должен быть обязательно длиннее верхнего примерно на 20 мм, иначе руль будет трудно установить на место. Детали рулевых петель, крепящиеся к транцу, тоже выпиливаются из угольника и устанавливаются на сквозных болтах Мб.
Перо руля вырезается из бакелизированной фанеры толщиной 12 мм и, так же, как шверт, заостряется по кромкам и защищается оковкой. Осью пера служит болт М8, затяжка которого регулируется таким образом, чтобы поднятое перо удерживалось за счет трения о щеки колодки. Верхнюю часть пера руля следует прошкурить, чтобы она свободно входила в щель колодки. Опускается в воду перо непосредственно рукой; для этого на его задней кромке и предусмотрен рычаг с рукояткой. Для страховки от выскакивания из петель руль фиксируется плоской пружиной, закрепленной выше нижней рулевой петли.
На транце лодки по правому борту на расстоянии 400 мм от ДП устанавливается вторая пара рулевых петель, на которые руль перевешивается при ходе на веслах. Это очень удобно для рулевого, так как румпель свободно ходит под правой рукой, а не упирается в спину; смещение руля практически не отражается на управляемости лодки.
Большой формат рисунка для печати
Оборудование „Чижика" швертовым и рулевым устройством
1 — оковка из полосы 1X30; 2—перо руля, бакфанера 6 = 12; 3 — рукоятка для подъема пера; 4— колодка руля; 5 —румпель, 40X40; 6 — гика-шкот; 7 — обойма гика, 6 = 2 мм; 8 — утка для фала; 9— обойма из полосы 3X40, крепить к бимсу сквозными болтами М 6; 10— накладка степса, 6 = 2 мм с прямоугольным отверстием для шпора мачты; 11— уплотнение отверстия для тяги 12; 12 — тяга из трубки 0 20 мм; 13 — ось шверта — палец 0 12 мм; 14 — шверт, бакфанера 6 = 12; 15—щечки оси шверта, 6 = 2,5мм; 16— стенка колодца; фанера 6=6; 17 — стойка (шпонка) колодца 25X60; 18 — планширь-заглушка колодца 25X30; 19— обойма румпеля, 6 = 2; 20 — боковые щеки колодки, бакфанера 6=8; 21 — рулевая петля; 22— прокладка из фанеры 6 = 6; 23 — тяга шверта; 24— бор¬товые сиденья-банки; 25 — положение руля при гребле.
Заготовка мачты выклеивается из трех-четырех сосновых брусков нужной длины. Сечение мачты выше комингса кокпита и примерно до половины высоты — круг диаметром 70 /л/л. Выше этого уровня передняя и боковые кромки плавно состругиваются до сечения на топе 40X50, внизу — до сечения у шпора 30 X 50 (больший размер в обоих случаях вдоль ДП).
Вариант со шверцами (см. стр. 96).
1 — оковка 20X2; 2 — киль 25X80; 3 — основание колодца 20 X 60; 4 — вырез для толкателя шверта; 5 —стойка колодца 20X60; 6 — планширь колодца 25Х30; 7 —с тенка колодца, 6 = 6; 8 —ребро жесткости поперечной банки 20X30; 9 — настил банки, 6=6; 10 — комингс, фанера 4X50; 11 —карлеигс, 20Х 25; 12 — привальный брус, 18X30; 13 — опорный брусок банки,18X30; 14 — топтимберс 6 = 20; 15 — скуловой стрингер, 18X30; 16 — обшивка, 6=4; 17— флортимберс 6 = 20; 18—днищевой полоз 20X30.
Простейший вертлюг гика.
1 — гик; 2— винт М5, 2 шт; 3 - полоса б=6 врезать в гик; 4,6 — болты М8; 5 — шайба 8; 7 – скоба, крепить к мачте на двух шурупах 5Х32; 8 – обойма б=2.
Вариант лодки со шверцами.
1—оковка шверца, Х40, латунь; 2—шверц, бакфанера 6=15/16; 3—сорлинь; 4—подшипник; 5—обойма из стали диаметр 3; 6—опорный брусок; 7—продольное сиденье; 8 —поперечная банка 6=6; 9—подкладка из сосны; 10—чека; 11 — гнутая ось; 12— стопорное кольцо.
В верхнюю часть мачты врезается шкив для фала; внизу крепятся вертлюг гика и утка фала. По задней кромке мачты крепится шурупами через рейку 5X10 рельс для ползунов грота — тщательно выровненная металлическая полоса 2X20.
Шпор мачты входит в гнездо степса глубиной 25 мм, вырезанное в задней части форштевня, и усиленное наложенной сверху металлической скобой толщиной 2 мм с пропиленным в ней прямоугольным отверстием для прохода шпора. Готовая мачта, как и все детали рангоута, покрывается бесцветным лаком (масляным или пентафталевым). Стоячего такелажа нет — ванты и штаг не нужны; мачту вместе с гиком и парусом легко снимать с лодки. При необходимости можно сделать мачту разборной. В этом случае верхняя и нижняя части мачты соединяются муфтой из металлической трубы с толщиной стенки около 2 мм. Муфта длиной 400мм крепится шурупами или сквозными болтами к верхней части мачты; чтобы зафиксировать правильное положение соединяемых частей мачты, в нижнюю часть вворачивается шуруп диаметром Мб, а в муфте делается прорезь глубиной примерно 20 мм. В районе муфты рельс для ползунов грота крепится на коротких винтах М4, ввернутых в отверстия с нарезанной резьбой.
Гик сечением 30 X 60 лучше склеить по толщине из двух сосновых брусков. К концам гик состругивается по нижней кромке до высоты 40 мм.
При оборудовании по второму варианту лодка снабжается уже не швертом, а навесными шверцами. На обоих бортах в районе шп. 2 с внутренней стороны обшивки устанавливается опорный брусок для поперечной банки (разрезан на шпангоуте), а снаружи—брусок для упора шверцев. Поперечная банка крепится к этим опорным брускам у борта и к продольной банке. Под палубой по обеим сторонам бимса шп. 2 устанавливаются подушки для подшипников шверцев.
Шверцы вырезаются из бакелизированной фанеры толщиной 15— 16 мм, вертикальные кромки их заостряются, по ним ставятся защитные оковки. Верхней частью шверц надевается на ось из стального прутка диаметром 16 мм, изогнутую под прямым углом. В обойме шверца ось фиксируется стопором в виде винта Мб без головки, ввернутого в ось и ходящего в прорези обоймы. Ось шверца вставляется в палубный подшипник и фиксируется в нем поворотной чекой. Поперечные перемещения оси в подшипнике ограничиваются приклепанным к ней обрезком трубки, из которой изготавливалась втулка обоймы. Поднимаются шверцы сорлинями, которые закладываются на утки внутри лодки.
Конструкция мачты, гика и руля такая же, как в 1 варианте, но площадь паруса рекомендуется уменьшить на 1 м2 с учетом того, что площадь шверца меньше, чем шверта, а возможности для откренивания лодки из-за другого расположения банок несколько хуже.
Изготовление парусного вооружения является довольно сложным и трудоемким делом, но удовольствие от плавания под парусом, без сомнения, с лихвой окупит этот труд. Однако необходимо предупредить, что управление парусной лодкой, даже такой маленькой, как «Чижик», требует специальной подготовки рулевого. Лучше всего учиться парусному делу в яхт-клубе.
При самостоятельном изучении искусства плавания под парусами следует неукоснительно соблюдать основные правила безопасности:
— не перегружайте лодку; не берите на борт людей, не умеющих плавать, и маленьких детей;
— при плавании под парусом экипаж всегда должен находиться в спасательных жилетах;
— внимательно следите за погодой; при опасности шквала немедленно убирайте парус и садитесь за весла;
— нельзя выходить под парусом при ветре сильнее 4 баллов, а вначале, при недостаточном опыте, не более 3 баллов;
— никогда не закладывайте шкоты на утку; бухточку фала всегда держите чистой — готовой для спуска паруса;
— выходя под парусом, проверьте, не забыли ли вы взять весла;
— пока вы не обрели уверенность в своих силах, не уходите из района, где вам может быть оказана
немедленная помощь в случае опрокидывания.