boatportal_700x125.jpg

Вы здесь

Проект лодки "Морской дротик"

Проект лодки "Морской дротик"

09.05.2013 Автор: 0 1150

«Катера и яхты» №2 (72) март-апрель 1978г

 

drotik1

При взгляде сверху судно напоминает ско­рее не сам дротик, а его наконечник. Такое впечатление создают нео­бычно широкая корма (1,98 м — по корпусу, до 2,2 м — по кромкам бортов) при относительно небольшой общей длине лодки — всего 4 м. Не отыщешь на «Морском дротике» и привычного кокпита с сиденьями: его заменяет сплошной настил палубы, в центре которой установлены низень­кое кресло водителя и консоль.

drotik2-small

Большой формат рисунка для печати

drotik3

drotik4

Палуба ограждена невысоким фальшбортом. С этой треугольной в плане секцией борта собственно корпус и палуба соединяются болтами в единое целое, так что в случае ре­монта лодку легко разобрать. Все снаряжение, включая топливный бак, размещается под палубой. Таким об­разом, «Морской дротик» представ­ляет собой ничем не загроможден­ную и остойчивую платформу, рас­положенную очень низко — совсем рядом с поверхностью воды. Благо­дари этому лодка нравится купаль­щикам, воднолыжникам и подводным пловцам, которым приходится вле­зать в нее через борт из воды! Толь­ко место водителя является «штат­ным»; пассажиры или другие члены экипажа могут размещаться, сидя или лежа на палубе где и как угод­но — сколько-нибудь заметного кре­на или дифферента не появляется. Перед тем как перейти к не ме­нее любопытным особенностям под­водной части «Морского дротика», заметим, что сам палубный настил сделан из морской фанеры. Корпус и секция надводного борта отформова­ны из стеклопластика, армированно­го стекломатом весом 1,4—2,8 кг м. Вес лодки 13 кг. Запас плавучести около 160 кг обеспечивается запол­нением специальных емкостей под палубой вспененным пенополиуре­таном.

drotik5

Сам корпус имеет умеренно-килеватые обводы днища: килеватость на транце около 18°. Традиционный киль заменяет широкая горизонталь­ная лыжа, полого поднимающаяся и заостряющаяся (получающая слом в ДП) к косу. Боковые грани гидро­лыжи образуют продольные реданы-брызгоотбойники. С каждого борта отформованы по два продольных ре­дана, имеющих широкие рабочие по­верхности. Ближний к пыже редан расположен по всей длине корпуса, а второй — только на носовой половине (он обрывается немного в корму от миделя).

Два бортовых спонсона начина­ются приблизительно на расстоянии 2/5 длины от носа; их килевые кром­ки расположены чуть выше ОЛ. Сво­ды туннелей за короткими «носовы­ми» радарами имеют продольную профилировку — вогнутость, образуя у среза транца хвоеобразный отгиб днища вниз.

Какими идеями руководствовался конструктор при выборе таких слож­ных обводов днища!

drotik6

Когда во время старта на судно начинает действовать упор гребного винта, нос «Морского дротика», как и всех обычных мотолодок, подни­мается. Появление дифферента — подъем носа вызывает соответствую­щее погружение кормовых, наиболее приполненных частей спонсоров; рез­кое увеличение водоизмещения по­груженной кормовой части лодки в свою очередь начинает опускать вниз нос. Дифферент. «Дротика» во время выхода на глиссирование не­велик, «горб» кривой сопротивления до предела сглажен. Это качество лодки оказывается чрезвычайно цен­ным и во время старта лыжника из воды. Некоторая потеря гидродина­мического качества из-за килеватости компенсируется созданием дополнительной подъемной силы на продоль­ных реданах.

Сам конструктор наделяет «Дро­тик» эффектом «подушки»: «В потоке воды, срывающемся с обреза укоро­ченного «носового» редана, образу­ются завихрения, а попадающий в туннель лоток воздуха превращает воду в массу пузырей; в зоне вогну­тости из аэрированной воды образу­ется своеобразная «пенная по­душка», которая в значительной мере уменьшает сопротивление тре­ния. Струи воды, срывающиеся с продольных редаков, ударяясь о внутренние поверхности спонсонов, повышают остойчивость лодки».

С увеличением скорости «Мор­ской дротик» идет на одной цент­ральной гидролыже, нижние кромки спонсонов перестают касаться воды. «Такие особенности,— заявляет Барри Стимсон,— позволяют «Мор­скому дротику» развивать высокую скорость хода при малой мощности мотора». Конструктор патентует при­мененные им обводы.

Время от времени в беспокойном мире «ботинга» (американское слово, которым обозначают все, что связа­но с прогулочным флотом) начина­ется очередной бум: появляется тот ипи иной новый проект малого суд­на, которое, по рекламным завере­ниям изобретателей, имеет совер­шенно фантастические свойства. В девяти случаях из десяти оказыва­ется, что новинка кроме достоинств имеет еще и какой-нибудь минус, практически сводящий на нет все «сверххарактеристики».

Поэтому, на наш взгляд, сообще­ние Стимсона стоит сопроводить впечатлениями Рода Бейверстока — эксперта английского журнала «Po­wer Boat and VVaterskiing».

Когда до Бейверстока дошли слу­хи о появлении на лодочном рынке «чуда на подушке из пузырей», он сразу же лоспешип в Косхэм, где можно было видеть «Морской дро­тик» «Стимсона. Это какой-то «гадкий утенок»! — таково было первое впе­чатление эксперта, когда он увидел стоящую у причала мотолодку. Ока­завшийся рядом конструктор приз­нал, что он стремился скорее к тому, чтобы лодка была практичной и прочной.

При выходе на глиссирование лодка, действительно, не имела тра­диционного дифферента. Управление ею «бросало вызов всем привычным приемам»: она прекрасно слушалась руля, ее можно было совершенно безопасно «бросать» из стороны в сторону, причем она практически не имела крена на циркуляции, а лишь проскальзывала на слишком крутых поворотах. Любые повороты на боль­шой скорости оказывались, скорее, испытанием способности экипажа удержаться в лодке, преодолеть действие возникающих центробежных сил. Маневренность «Морского дро­тика» на малой скорости также ока­залась хорошей, хотя, естественно, способность лодки с такой широкой кормой идти задним ходом оста­вила желать лучшего.

Род Бейверсток, представляющий , интересы воднолыжников, конечно, в первую очередь стал проверять возможности «Морского дротика» как буксировщика. Посмотрев, как эта лодка с 15-сильным «Эвинрудом» легко «сдернула» лыжника весом 74 кг с понтона и буксировала его со скоростью 45 км/ч, эксперт вы­звался «попытать счастье» сам: через несколько десятков метров он (а вес его 86 кг!) уже скользил за букси­ровщиком со скоростью 37—41 км/ч, причем все его старания стащить лодку с курса или затормозить ее ус­пеха не имели. При замене мотора более мощным 25-сильным 74-кило­граммовому    лыжнику без труда удался старт из воды на монолыже, два лыжника на парных лыжах смог­ли стартовать одновременно.

Интересные сопоставления делает Роджер Уитт — обозреватель другого английского журнала «Practical Boat Owner»: «Можно сделать вывод о том, что ходовые качества «Морско­го дротика» с 15-сильным мотором приблизительно равноценны ходо­вым качествам V-образного корпуса такого же размера, оснащенного вдвое более мощным 30-сильным мотором; мощность в 25 л. с. на нем равноценна 40 л. с. на лодке обычно­го типа, а 40 л. с.— наделяют «Мор­ской дротик» такими же ходовыми качествами, как 60 л. с. обычную мо­толодку».

Однако, как справедливо замечает далее Уитт, нет большого смысла на­вешивать на «дротик» мотор мощнее 50 л. с: эффект увеличения скорости будет сведен на нет резко возрос­шей ценой, весом и прожорливостью двигателя. «Эта лодка делает то же, что и ее старшие сестры, но с меньшими расходами и шумом». Действительно, даже если к 500 фун­там стерлингов, которые стоит сам «Морской дротик», прибавить стои­мость нового 25-сильного мотора, общая сумма будет примерно равна цене нового же, но более мощного мотора, с помощью которого тради­ционная мотолодка достигает такой же скорости хода!

Для полноты характеристики «дротика» добавим, что испытания на мореходность он проходил в Портсмутской гавани при ветре силой до 7—8 баллов. На сильном беспоря­дочном волнении мотолодка вела себя уверенно; несмотря на низкий надводный борт, оставалась сухой. Лишь иногда при поворотах наблю­далась кавитация слишком высоко поднятого гребного винта.

При дополнительных испытаниях лодка буксировала лыжника весом 81 кг с 12-сильным «Тохатсу».

Boatportal.ru

logo