С начала 1978 г. Горьковский авиационный завод имени Серго Орджоникидзе приступил к серийному производству автоприцепа-плавдачи "Дон". Первые 500 судов этого оригинального нового типа обретут капитанов уже в текущем году.
Напомним, неоспоримые преимущества, которые отличают эту вполне комфортабельную плавдачу от других судов того же класса. Минимальные размерения, замена обычной жесткой конструкции надстройки тентом-палаткой и применение дюраля при изготовлении беспалубного корпуса-понтона позволили сделать плавдачу действительно легкой. Она хорошо приспособлена для транспортировки в виде тележки-прицепа за легковым автомобилем и имеет исключительно широкий диапазон применения. Это и четырехместный домик, который можно или установить на берегу (скажем, на лесной поляне), или спустить на воду. Это и вполне автономная самоходная плавучая дача — мотолодка, рассчитанная на движение в режиме глиссирования с подвесным мотором до 30 л. с. Наконец, можно использовать ее носовую часть отдельно — в качестве быстроходной мини-мотолодки для прогулок, выездов на рыбалку, буксировки воднолыжника.
Отправляясь в отпуск с такой дачей-амфибией на буксире, автомобилист получает практически неограниченные возможности отдыха на воде и у воды — на лоне природы.
Автоприцеп представляет собой легкую одноосную тележку — это кормовая секция плавдачи, поставленная на откинутые вниз колеса и снабженная дышлом. Крышей служит опрокинутая вверх дном — носом назад и закрепленная в этом положении двумя замками патефонного типа носовая секция. Соединение секций на шп. 7,8 сделано шарнирным. Все проемы на передней и задней стенках прицепа закрываются крышками (на замках). Передняя крышка — съемная, в положении «дача» эта крышка используется в качестве стопа (на суше) или гидро-щитка корпуса (на воде).
Задняя крышка, на которой закреплен номерной знак, поворачивается на шарнирах и укладывается в подмоторную нишу. При необходимости можно, сняв сиденья и пайолы, использовать и одну тележку для хозяйственных нужд. В любом случае полный вес прицепа не должен превышать 1/3 веса буксирующего автомобиля (для «Жигупей» и «Москвичей-408», «-412» — это 300 кг, для «ГАЗ-21» и «-24» — 320 кг). О нормальном распределении нагрузки дают представление следующие цифры: при весе прицепа 267 кг на колеса приходилось 240 кг и на узел сцепки — 18 кг. Автоприцеп рассчитан на эксплуатацию с легковыми автомобилями любой из имеющихся у нас моделей, кроме «Запорожца».
Подвеска колес — независимая рычажная с пружинно-гидравлическими амортизаторами (63-26ИМЗ задней подвески мотоцикла «М-63» «Урал-2»] обеспечивает мягкий ход и хорошую устойчивость при буксировке. Колеса «обуты» в шины модели В-10А (5.00-10.0]; рабочее давление в них должно выдерживаться в пределах 1,3 +- 0,2 кгс/см2. При нахождении плавдачи на воде шасси могут быть сняты вообще или зафиксированы в поднятом положении.
Дышло имеет беззазорное сцепное устройство шарового типа; диаметр шара 50 мм. Автоприцеп оборудован приборами световой сигнализации, включающими задние фонари ФП-227-В и фонари подсветки номерного знака. Световая сигнализация подключается через согласующее устройство к 12-вольтовой электросети постоянного тока автомобиля при помощи штепсельного разъема ПС-300.
Кроме того, автоприцеп оборудован передними и задними отражателями света.
Автоприцеп имеет небольшие габариты и вес, широкую колею, малое удельное давление шин, большой дорожный просвет и задний угол свеса, что позволяет полностью использовать динамические качества автомобилей и двигаться по любому рельефу местности, на который они рассчитаны. Автоприцеп может буксироваться по дорогам всех категорий. С цепью обеспечения безопасности движения скорость при буксировке за «Жигулями», «Москвичами» и «ГАЗ-24» не должна превышать 30 км/ч, за «ГАЗ-21» — 70 км/ч. Во всем диапазоне скоростей прицеп движется за автомобилем-тягачом устойчиво, без виляний и рысканий. Эти качества особенно удобны при съездах к реке или озеру, при движении по лесным дорогам.
При развертывании автоприцепа «Дон» в положении «дача» на суше необходимо, открыв переднюю и заднюю крышки и замки крепления «по-походному», повернуть носовую секцию на шарнирах до касания ее днищем грунта. Делать это следует осторожно, силами не менее двух человек, удерживая 70-килограммовую секцию от произвольного падения и подстраховывая друг друга. Колеса поднимаются и фиксируются в откинутом вверх положении, а сама дача устанавливается на специальные опорные колодки. На все это уходит не более десяти минут. При кратковременной стоянке можно дачу на колодки не опускать, а оставить опертой на колеса и кили носовой секции.
Устройство плавдачи "Дон"
Конструктивно автоприцеп-плавдача представляет собой двухсекционное судно с глиссирующими обводами, на котором устанавливается складной тент, образующий двухкомнатный домик-палатку с площадью попа 3,5 м2. Корпус судна цельнометаллический (из алюминиевого сплава Д16) клепаный, не имеющий продольного набора; жесткость и прочность обеспечивается продольными реданами, катамаранными обводами носовой секции и гофрами, выштампованными на бортах. В кормовой секции вдоль бортов размещены два мягких дивана (постоянные спальные места) с рундуками под ними и моторный отсек с нишей и местами для укладки бензобака и канистры. Имеются мягкое (треугольное в плане) сиденье для водителя и складной стоп. Крышка стопа при помощи крючков крепится к борту и опирается на откидную стойку. Носовая секция имеет кормовой моторный отсек и средний багажник, крышки которых лежат в одной плоскости с носовой палубой. Закрыв «вырез» в палубе (вдоль правого борта] двумя транцевыми плитами, здесь можно устроить еще два спальных места. Плавдача оборудована рымами утками, ручками для швартовки и подъема, носовым рымом, черпаком, металлическими непотопляемыми вёслами и подуключинами для них.
При транспортировке автоприцепа весла укрепляются хомутами на стенке багажника. В положении «дача на плаву» весла укладываются вдоль бортов и крепятся резиновыми амортизаторами. В моторном отсеке плавдачи и на левой спальни, носовой секции предусмотрены упоры и ремни крепления топливных баков.
Для защиты от непогоды или от солнца служит тентовое устройство из разборного трубчатого каркаса и полотнища (цветная хлопчатобумажная ткань с водоотталкивающей пропиткой). Тент образует две одинаковые по площади «комнаты», разделённые «шторой-перегородкой» с проходом. Высота тента позволяет ходить в полный рост. В корме предусмотрен проем для доступа к подвесному мотору.
В стенках сделаны большие пленочные окна, защищенные противомоскитной сеткой и шторами, на корме и в обоих бортах имеются дверные проемы. Задняя стенка тента может занимать два положения: либо на задней стенке кокпита (изолируя жилое помещение от моторного отсека), либо на транце. Конструкция тентового устройства позволяет легко преобразовывать его в навес без боковин, в тент только над кормовой секцией 1 с навесом или без него) и т. п. Для установки тента на суше при отделенной носовой секции предусмотрены растяжки со шторами и удлинители стоек. При необходимости тент можно снимать без применения какого-либо инструмента. На передней дуге имеется гнездо для крепления стояночного фонаря. Полотнище крепится к каркасу тесемками, а к корпусу дачи— амортизаторами, кнопками и шнурами.
Общий вид габаритной схемы автоприцепа |
Теоретический чертеж плавдачи |
Соединения по стыкам полотнища выполнены на застежках «молния», пуговицах и кнопках. Полотнища «дверей» в убранном положении удерживаются при помощи матерчатых ремешков с кнопками. Сняв тент с носовой секции, очень легко превратить ее в открытую веранду. Вдоль бортов установлены жесткие поручни, а в комплекте снабжения лодки имеется непотопляемый трап из трубок легкого сплава (нижняя его часть представляет собой капроновую веревочную лестницу); это облегчает выход из воды во время купания. При использовании плавдачи на воде в качестве 5-метровой глиссирующей мотолодки рекомендуется для облегчения снять все лишнее буксировочное и дачное оборудование (шасси, дышло, колодки, тент, транцевые плиты и т. п). Нормальная загрузка мотолодки — четыре человека, можно плавать и вшестером, но скорость при этом резко падает — с 30 до 20 км/ч.
Теоретический чертеж
Для согласования сложных катамаранных обводов носовой секции и плоско-килеватых обводов кормовой секции в туннель в районе шп. 4 — 8 устанавливается гидрощиток, сделанный непотопляемым — водоизмещающим (он же, как упоминалось выше, используется в качестве крышки, закрывающей отверстие между секциями в варианте автоприцепа, и в качестве столика при эксплуатации дачи на суше). Для защиты двигателя подвесного мотора от заливания на него ставится сварной брызгоотражатель из легкого сплава. При эксплуатации лодки с полной нагрузкой под мотором мощностью 20 л. с. рекомендуется для обеспечения нормального режима работы двигателя использовать гребной винт уменьшенного до 250 мм шага. Радиус циркуляции плавдачи с «Москвой-30» на полном ходу не более 15 — 17 м. Если для отдыха выбрано место вблизи реки или озера, то, отделив носовую секцию от кормовой, дачу можно использовать одновременно для отдыха на суше и воде.
Вид с кормы
При развертывании автоприцепа «Дон» в однокомнатный домик на двух-трех человек и отдельно лодку носовая секция отсоединяется и снимается. Колеса поднимаются, кормовая секция опускается на опорные колодки. Снимается дышло. Над тележкой устанавливается тент. Чтобы из его передней части получился навес, боковые крылья полотнища поднимаются вверх и крепятся к трубчатым опорным стойкам, которые нижними заостренными концами опираются на грунт. Окончательное растягивание навеса производится при помощи растяжек и колышков, хранящихся в бортовой сумке. Под навесом на ножки устанавливается гидрощиток, служащий кухонным столом. Для удобства входа в салон под дверью устанавливается входной трап.
Спущенная на воду носовая часть удовлетворяет требованиям ГОСТ 19105 — 73 к судам 1 типа. Лодка имеет катамаранные обводы, прямоугольную в плане форму и, несмотря на небольшие размеры, вместительна: в 2,5-метровой лодке свободно размещаются три человека, она обладает высокой остойчивостью, неплохо идет на веслах и под любым подвесным мотором мощностью до 30 л. с., может перевозиться на крыше легкового автомобиля.
Общий вид. Габаритная схема мотолодки - носовой секции Дона
С мотором мощностью 30 л. с. мотолодка может буксировать воднолыжника. Радиус циркуляции ее 10 — 12 м. Для устранения чрезмерного дифферента короткой лодки применены развитые транцевые плиты(по 450 )~ 538 мм), они сделаны водоизмещающими и имеют объем по 16 л. Благодаря незначительному весу лодку могут переносить два человека; это делает ее удобной при спуске на воду и подъеме, преодолении различных препятствий и т. п. Гермоотсеки между шп. 1 — 2 (170 п) и 6 — 7 (160 л) обеспечивают полную непотопляемость лодки: она удерживается на плаву вместе с двумя-тремя пассажирами даже при полном заполнении корпуса водой.
Конструкции «Дона» окрашиваются хлорвиниловыми эмалями ХВ-16, не требующими дополнительной консервации при хранении автоприцепа. Гарантийный срок службы покрытий — два года; весь уход за ними заключается в своевременной мойке корпуса. Нижнюю часть тележки и узел подвески автоприцепа рекомендуется мыть водой из шланга под большим напором. При хранении автоприцепа на открытой площадке шасси и дышло снимаются и укладываются в автоприцеп. Прицеп устанавливается на колодки или мягкие кранцы. Во входящей в комплект сумке из плащевой ткани хранятся колодки, брызгоотражатели подвесного мотора, ремонтная аптечка и штыри с растяжками дпя крепления тента на суше. Дышло при использовании дачи на плаву снимается, укладывается в лодку и крепится амортизаторами к правой стенке тоннеля лодки.
Основные данные плавдачи «Дон» | |||
Габаритные размерения, м: |
В сборе | Отдельно нос. секция | |
Длина м |
5,06 |
3,02 | |
Ширина м |
1,8 |
1,75 |
|
Высота без тента/с тентом м |
0,7/2,02 |
0, 62 | |
Высота борта: в носу/корме/ на миделе м |
0,66/0,66/0,54 |
0,59/0,5/- |
|
Осадка в порожнем (с мотором) / с допустимой нагрузкой м |
0, 13 / 0,21 | 0, 13 / 0,21 | |
Вес корпуса (без съемных частей оборудования), кг | 147 | 67 | |
Вес порожнем (без мотора и топлива), кг |
241 | 78 | |
Нормальная и допустимая грузоподъемность, кг | 400/500 | 225 | |
Скорость с ПЧ 30 л. с. (без тента), км/ч | |||
С одним пассажиром | 37,0 | 42,0 | |
С нормальной нагрузкой | 30,0 | 38,0 | |
Условия плавания (с опушенным тентом): |
|||
Предельное удаление от берега, км |
1,0 | 0,5 | |
Высота волны не более, м |
0,3 | 0,25 | |
Скорость ветра не более, м/с |
6,0 | 6,0 |
Таблица плазовых ординат Шпация теоретическая 210,5 мм |
|||||||||
№ шптангоута | |||||||||
Ск | Бр | К | Г | Щ | Ск | Бр | т | Щ | |
-1 | 547 | 524 | 337 | 436 | 850 | 765 | 233 | ||
0 | 428 | 435 | 201 | 359 | — | 850 | 776 | 237 | — |
1 | 336 | 346 | 117 | 295 | — | 843 | 785 | 242 | — |
2 | 267 | 273 | 71 | 244 | — | 837 | 793 | 247 | — |
3 | 219 | 224 | 55 | 220 | — | 833 | 799 | 251 | — |
4 | 185 | 188 | 52 | 215 | — | 830 | 805 | 256 | — |
5 | Т58 | 160 | 50 | 216 | 144/174 | 828 | 810 | 260 | 266 |
6 | 140 | 140 | 48 | 217 | 74/120 | 827 | 814 | 265 | 284 |
7 | 127 | 127 | 47 | 218 | 32/82 | 826 | 818 | 270 | 293 |
8 | 121 | 121 | 46 | 219 | 6/58 | 825 | 821 | 274 | 298 |
9 | 119 | 119 | 44 | 220 | -6/44 | 825 | 823 | 279 | 300 |
10 | 118* | 118 | 43/0 | 222 | -10/33 | 825* | 825 | 284 | 300 |
* Далее в корму- — прямая линия. |