boatportal_700x125.jpg

Вы здесь

Серийная плавучая дача-амфибия "ДОН"

Серийная плавучая дача-амфибия "ДОН"

17.07.2014 Автор: 0 3513

Плавдача Дон

общий вид С начала 1978 г. Горьковский авиационный завод имени Серго Орджоникидзе приступил к серийному производству автоприцепа-плавдачи "Дон". Первые 500 судов этого оригинального нового типа обретут капитанов уже в текущем году.

Напомним, неоспоримые преимущества, которые отличают эту вполне комфортабельную плавдачу от других судов того же класса. Минимальные размерения, замена обычной жесткой конструкции надстройки тентом-палаткой и применение дюраля при изготовлении беспалубного корпуса-понтона позволили сделать плавдачу действительно легкой. Она хорошо приспособлена для транспортировки в виде тележки-прицепа за легковым автомобилем и имеет исключительно широкий диапазон применения. Это и четырехместный домик, который можно или установить на берегу (скажем, на лесной поляне), или спустить на воду. Это и вполне автономная самоходная плавучая дача — мотолодка, рассчитанная на движение в режиме глиссирования с подвесным мотором до 30 л. с. Наконец, можно использовать ее носовую часть отдельно — в качестве быстроходной мини-мотолодки для прогулок, выездов на рыбалку, буксировки воднолыжника.

Отправляясь в отпуск с такой дачей-амфибией на буксире, автомобилист получает практически неограниченные возможности отдыха на воде и у воды — на лоне природы.

Автоприцеп представляет собой легкую одноосную тележку — это кормовая секция плавдачи, поставленная на откинутые вниз колеса и снабженная дышлом. Крышей служит опрокинутая вверх дном — носом назад и закрепленная в этом положении двумя замками патефонного типа носовая секция. Вид с носаСоединение секций на шп. 7,8 сделано шарнирным. Все проемы на передней и задней стенках прицепа закрываются крышками (на замках). Передняя крышка — съемная, в положении «дача» эта крышка используется в качестве стопа (на суше) или гидро-щитка корпуса (на воде).

Задняя крышка, на которой закреплен номерной знак, поворачивается на шарнирах и укладывается в подмоторную нишу. При необходимости можно, сняв сиденья и пайолы, использовать и одну тележку для хозяйственных нужд. В любом случае полный вес прицепа не должен превышать 1/3 веса буксирующего автомобиля (для «Жигупей» и «Москвичей-408», «-412» — это 300 кг, для «ГАЗ-21» и «-24» — 320 кг). О нормальном распределении нагрузки дают представление следующие цифры: при весе прицепа 267 кг на колеса приходилось 240 кг и на узел сцепки — 18 кг. Автоприцеп рассчитан на эксплуатацию с легковыми автомобилями любой из имеющихся у нас моделей, кроме «Запорожца».
Подвеска колес — независимая рычажная с пружинно-гидравлическими амортизаторами (63-26ИМЗ задней подвески мотоцикла «М-63» «Урал-2»] обеспечивает мягкий ход и хорошую устойчивость при буксировке. Вид с кормыКолеса «обуты» в шины модели В-10А (5.00-10.0]; рабочее давление в них должно выдерживаться в пределах 1,3 +- 0,2 кгс/см2. При нахождении плавдачи на воде шасси могут быть сняты вообще или зафиксированы в поднятом положении.

Дышло имеет беззазорное сцепное устройство шарового типа; диаметр шара 50 мм. Автоприцеп оборудован приборами световой сигнализации, включающими задние фонари ФП-227-В и фонари подсветки номерного знака. Световая сигнализация подключается через согласующее устройство к 12-вольтовой электросети постоянного тока автомобиля при помощи штепсельного разъема ПС-300.

Кроме того, автоприцеп оборудован передними и задними отражателями света.
Автоприцеп имеет небольшие габариты и вес, широкую колею, малое удельное давление шин, большой дорожный просвет и задний угол свеса, что позволяет полностью использовать динамические качества автомобилей и двигаться по любому рельефу местности, на который они рассчитаны. Автоприцеп может буксироваться по дорогам всех категорий. С цепью обеспечения безопасности движения скорость при буксировке за «Жигулями», «Москвичами» и «ГАЗ-24» не должна превышать 30 км/ч, за «ГАЗ-21» — 70 км/ч. Во всем диапазоне скоростей прицеп движется за автомобилем-тягачом устойчиво, без виляний и рысканий. Эти качества особенно удобны при съездах к реке или озеру, при движении по лесным дорогам.

При развертывании автоприцепа «Дон» в положении «дача» на суше необходимо, открыв переднюю и заднюю крышки и замки крепления «по-походному», повернуть носовую секцию на шарнирах до касания ее днищем грунта. Делать это следует осторожно, силами не менее двух человек, удерживая 70-килограммовую секцию от произвольного падения и подстраховывая друг друга. Колеса поднимаются и фиксируются в откинутом вверх положении, а сама дача устанавливается на специальные опорные колодки. На все это уходит не более десяти минут. При кратковременной стоянке можно дачу на колодки не опускать, а оставить опертой на колеса и кили носовой секции.

Устройство плавдачи Дон

Устройство плавдачи "Дон"

Конструктивно автоприцеп-плавдача представляет собой двухсекционное судно с глиссирующими обводами, на котором устанавливается складной тент, образующий двухкомнатный домик-палатку с площадью попа 3,5 м2. Корпус судна цельнометаллический (из алюминиевого сплава Д16) клепаный, не имеющий продольного набора; жесткость и прочность обеспечивается продольными реданами, катамаранными обводами носовой секции и гофрами, выштампованными на бортах. В кормовой секции вдоль бортов размещены два мягких дивана (постоянные спальные места) с рундуками под ними и моторный отсек с нишей и местами для укладки бензобака и канистры. Имеются мягкое (треугольное в плане) сиденье для водителя и складной стоп. Крышка стопа при помощи крючков крепится к борту и опирается на откидную стойку. Носовая секция имеет кормовой моторный отсек и средний багажник, крышки которых лежат в одной плоскости с носовой палубой. Закрыв «вырез» в палубе (вдоль правого борта] двумя транцевыми плитами, здесь можно устроить еще два спальных места. Плавдача оборудована рымами утками, ручками для швартовки и подъема, носовым рымом, черпаком, металлическими непотопляемыми вёслами и подуключинами для них.
 

 Плавдача в сборе
Плавдача в сборе  

Плавдача в сборе

 1 — тент; 2 — поручень; 3 — носовой рым для швартовки, буксировки и подъема: 4 — носовая секция («лодка»); 5 — багажиик; 5 — гидро-щиток; 7 — кормовая секция («тележка»); В — весла; 9 — облицовочная панель; 1О — складной стол; 11 — полочка для мелких предметов; 12 — багажник; 13 — дно подмоторного рецесса; 14 — брызгоотражатель на моторе; 15 — транцевая прокладка, б=45; 15 — задняя ручка для переноски; 17 — задний узел крепления тента; 18 — сиденье водителя; 19 — матрац дивана; 20 — щит пайола; 21 — поворотный узел крепления тента; 22 — поворотный замок крепления лодки к тележке; 23 — трап, уложеииый в багажник; 24 — щит пайола; 25 — полиэтиленовый непотопляемый черпак в багажиике; 25 — узел крепления поручня; 27 — замок крепления секции «по-походному»; 28 — передняя ручка для переноски; 29 — спасательный линь; 30 — хомут крепления дышла «по-походному»;
31 — подуключина; 32 — транцевая плита; 33 — крышка моторного отсека; 34 — сумка с инструмеитом и ремонтная аптечка.
35 — ручка для переноски; 35 — спинка дивана; 37 — скоба крепления сумки и канистры; 38 — кормовой рым для швартовки; 39 — рым для буксировки и подъема, 40 — скоба крепления топливного бака; 41 — транцевая доска.

При транспортировке автоприцепа весла укрепляются хомутами на стенке багажника. В положении «дача на плаву» весла укладываются вдоль бортов и крепятся резиновыми амортизаторами. В моторном отсеке плавдачи и на левой спальни, носовой секции предусмотрены упоры и ремни крепления топливных баков.
Для защиты от непогоды или от солнца служит тентовое устройство из разборного трубчатого каркаса и полотнища (цветная хлопчатобумажная ткань с водоотталкивающей пропиткой). Тент образует две одинаковые по площади «комнаты», разделённые «шторой-перегородкой» с проходом. Высота тента позволяет ходить в полный рост. В корме предусмотрен проем для доступа к подвесному мотору.
В стенках сделаны большие пленочные окна, защищенные противомоскитной сеткой и шторами, на корме и в обоих бортах имеются дверные проемы. Задняя стенка тента может занимать два положения: либо на задней стенке кокпита (изолируя жилое помещение от моторного отсека), либо на транце. Конструкция тентового устройства позволяет легко преобразовывать его в навес без боковин, в тент только над кормовой секцией 1 с навесом или без него) и т. п. Для установки тента на суше при отделенной носовой секции предусмотрены растяжки со шторами и удлинители стоек. При необходимости тент можно снимать без применения какого-либо инструмента. На передней дуге имеется гнездо для крепления стояночного фонаря. Полотнище крепится к каркасу тесемками, а к корпусу дачи— амортизаторами, кнопками и шнурами.

общий вид, габаритная схема автоприцепа

Общий вид габаритной схемы автоприцепа

4

Теоретический чертеж плавдачи

 

Соединения по стыкам полотнища выполнены на застежках «молния», пуговицах и кнопках. Полотнища «дверей» в убранном положении удерживаются при помощи матерчатых ремешков с кнопками. Сняв тент с носовой секции, очень легко превратить ее в открытую веранду. Вдоль бортов установлены жесткие поручни, а в комплекте снабжения лодки имеется непотопляемый трап из трубок легкого сплава (нижняя его часть представляет собой капроновую веревочную лестницу); это облегчает выход из воды во время купания. При использовании плавдачи на воде в качестве 5-метровой глиссирующей мотолодки рекомендуется для облегчения снять все лишнее буксировочное и дачное оборудование (шасси, дышло, колодки, тент, транцевые плиты и т. п). Нормальная загрузка мотолодки — четыре человека, можно плавать и вшестером, но скорость при этом резко падает — с 30 до 20 км/ч.
Теоретический чертеж

Теоретический чертеж

Для согласования сложных катамаранных обводов носовой секции и плоско-килеватых обводов кормовой секции в туннель в районе шп. 4 — 8 устанавливается гидрощиток, сделанный непотопляемым — водоизмещающим (он же, как упоминалось выше, используется в качестве крышки, закрывающей отверстие между секциями в варианте автоприцепа, и в качестве столика при эксплуатации дачи на суше). Для защиты двигателя подвесного мотора от заливания на него ставится сварной брызгоотражатель из легкого сплава. При эксплуатации лодки с полной нагрузкой под мотором мощностью 20 л. с. рекомендуется для обеспечения нормального режима работы двигателя использовать гребной винт уменьшенного до 250 мм шага. Радиус циркуляции плавдачи с «Москвой-30» на полном ходу не более 15 — 17 м. Если для отдыха выбрано место вблизи реки или озера, то, отделив носовую секцию от кормовой, дачу можно использовать одновременно для отдыха на суше и воде.

Вид с кормы

Вид с кормы

При развертывании автоприцепа «Дон» в однокомнатный домик на двух-трех человек и отдельно лодку носовая секция отсоединяется и снимается. Колеса поднимаются, кормовая секция опускается на опорные колодки. Снимается дышло. Над тележкой устанавливается тент. Чтобы из его передней части получился навес, боковые крылья полотнища поднимаются вверх и крепятся к трубчатым опорным стойкам, которые нижними заостренными концами опираются на грунт. Окончательное растягивание навеса производится при помощи растяжек и колышков, хранящихся в бортовой сумке. Под навесом на ножки устанавливается гидрощиток, служащий кухонным столом. Для удобства входа в салон под дверью устанавливается входной трап.
Спущенная на воду носовая часть удовлетворяет требованиям ГОСТ 19105 — 73 к судам 1 типа. Лодка имеет катамаранные обводы, прямоугольную в плане форму и, несмотря на небольшие размеры, вместительна: в 2,5-метровой лодке свободно размещаются три человека, она обладает высокой остойчивостью, неплохо идет на веслах и под любым подвесным мотором мощностью до 30 л. с., может перевозиться на крыше легкового автомобиля. Общий вид. Габаритная схема мотолодки - носовой секции Дона

Общий вид. Габаритная схема мотолодки - носовой секции Дона

С мотором мощностью 30 л. с. мотолодка может буксировать воднолыжника. Радиус циркуляции ее 10 — 12 м. Для устранения чрезмерного дифферента короткой лодки применены развитые транцевые плиты(по 450 )~ 538 мм), они сделаны водоизмещающими и имеют объем по 16 л. Благодаря незначительному весу лодку могут переносить два человека; это делает ее удобной при спуске на воду и подъеме, преодолении различных препятствий и т. п. Гермоотсеки между шп. 1 — 2 (170 п) и 6 — 7 (160 л) обеспечивают полную непотопляемость лодки: она удерживается на плаву вместе с двумя-тремя пассажирами даже при полном заполнении корпуса водой.
Конструкции «Дона» окрашиваются хлорвиниловыми эмалями ХВ-16, не требующими дополнительной консервации при хранении автоприцепа. Гарантийный срок службы покрытий — два года; весь уход за ними заключается в своевременной мойке корпуса. Нижнюю часть тележки и узел подвески автоприцепа рекомендуется мыть водой из шланга под большим напором. При хранении автоприцепа на открытой площадке шасси и дышло снимаются и укладываются в автоприцеп. Прицеп устанавливается на колодки или мягкие кранцы. Во входящей в комплект сумке из плащевой ткани хранятся колодки, брызгоотражатели подвесного мотора, ремонтная аптечка и штыри с растяжками дпя крепления тента на суше. Дышло при использовании дачи на плаву снимается, укладывается в лодку и крепится амортизаторами к правой стенке тоннеля лодки.

 

Основные данные плавдачи «Дон»

Габаритные размерения, м:

В сборе Отдельно нос. секция  
Длина м

5,06

3,02  

Ширина м

1,8

1,75

 

Высота без тента/с тентом м

0,7/2,02

0, 62  

Высота борта: в носу/корме/ на миделе м

0,66/0,66/0,54

0,59/0,5/-

 

Осадка в порожнем (с мотором) / с допустимой нагрузкой м

0, 13 / 0,21 0, 13 / 0,21  
Вес корпуса (без съемных частей оборудования), кг 147 67  

Вес порожнем (без мотора и топлива), кг

241 78  
Нормальная и допустимая грузоподъемность, кг 400/500 225  
Скорость с ПЧ 30 л. с. (без тента), км/ч
С одним пассажиром 37,0 42,0  
С нормальной нагрузкой 30,0 38,0  

Условия плавания (с опушенным тентом):

Предельное удаление от берега, км

1,0 0,5  

Высота волны не более, м

0,3 0,25  

Скорость ветра не более, м/с

6,0 6,0  

 

 

Таблица плазовых ординат

Шпация теоретическая 210,5 мм

№ шптангоута    
Ск Бр К Г Щ Ск Бр т Щ
-1 547 524 337 436   850 765 233  
0 428 435 201 359 850 776 237
1 336 346 117 295 843 785 242
2 267 273 71 244 837 793 247
3 219 224 55 220 833 799 251
4 185 188 52 215 830 805 256
5 Т58 160 50 216 144/174 828 810 260 266
6 140 140 48 217 74/120 827 814 265 284
7 127 127 47 218 32/82 826 818 270 293
8 121 121 46 219 6/58 825 821 274 298
9 119 119 44 220 -6/44 825 823 279 300
10 118* 118 43/0 222 -10/33 825* 825 284 300
* Далее в корму- — прямая линия.

Boatportal.ru

logo