Вы здесь

Проект мотолодки "Золотая рыбка"

Проект мотолодки "Золотая рыбка"

16.12.2008 Автор: 0 1482
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Мотолодка «Золотая рыбка» была премирована на конкурсе, проведенном Московским правлением НТО судостроительной промышленности в 1960— 1961 гг.

«Золотая рыбка» сконструирована специально для охоты, рыбной ловли и ближнего туризма. Ее можно перевозить на крыше легкового автомобиля с помощью несложного приспособления, хранить вместе с автомобилем в стандартном металлическом гараже. Летом 1961 г. был создан легкий прицеп, позволяющий буксировать «Золотую рыбку» за мотоциклом или мотороллером. На этом прицепе лодку можно перевозить и вручную.

Полезная грузоподъемность «Золотой рыбки» — около 180 кг. Это значит, что на ней могут находиться 2 человека, имея при себе 30—40 кг груза (снаряжения, продуктов, рыболовных снастей).

«Золотая рыбка» рассчитана на подвесные моторы мощностью до 5 л. с. и может передвигаться на веслах, что делает ее особенно ценной для рыболовов и охотников; имеет хорошую всхожесть на волну.

Постройка ее доступна и не требует большой производственной площади. Многие любители строили такие лодки прямо в жилой комнате.

Корпус имеет деревянный набор с фанерной обшивкой. Набор собирается из пяти шпангоутов и двух транцев, связанных между собой килем, двумя скуловыми и двумя привальными брусьями, а также четырьмя днищевыми и двумя бортовыми стрингерами. Передняя часть лодки, между носовым транцем и шп. 1, зашивается палубой из 3-миллиметровой фанеры, а в задней части, между кормовым транцем и шп. 5, укрепляется на клею и шурупах кормовая банка из фанеры толщиной 6 мм. Постройка лодки начинается с вычерчивания на листе фанеры всех шпангоутов в натуральную величину по размерам, приведенным в таблице плазовых ординат.

Сборка шпангоутов производится прямо на плазе, в строгом соответствии с конструктивным чертежом шпангоута. Отпилив планки нужного размера и подогнав их друг к другу, следует приготовить кницы — косынки из фанеры толщиной 4 мм по форме, соответствующей каждому шпангоуту.

Косынки устанавливают на клею и гвоздях. Чтобы клей не разбрызгивался при заколачивании гвоздей, следует вбить гвозди в косынку до намазывания ее клеем (гвозди не должны проходить насквозь), затем намазать косынку клеем и дать выдержку в зависимости от применяемого клея. По истечении времени выдержки косынку накладывают на место, к которому она подогнана, и крепят гвоздями взагиб.

Теоретический чертеж и сечение по шпангоуту. (Большой формат)

1 — привальный брус 25 X 25; 2 — стрингер 20 x 13; 3 — внутренний привальный брус 35 X 13; 4 — шпангоут 35x13; 5 — кница d = 4 мм; 6 — киль 50 X 20.

После склейки шпангоуты необходимо хорошо просушить. Если склейка производилась казеиновым клеем, для этого будет достаточно одних суток (при температуре 20° С); шпангоуты, склеенные смоляными клеями, следует выдержать несколько суток. Готовые шпангоуты обрабатывают рашпилем и шкуркой. На каждом шпангоуте должен быть проставлен его порядковый номер, отмечена линия ДП и линия шергеня. Перед установкой на стапель в шпангоутах и транцах прорезают пазы для киля, стрингеров, скуловых и привальных брусьев.

Таблица плазовыж ординат «Золотой рыбки»

Сборка каркаса лодки и обшивка его фанерой производятся на стапеле, форма и размеры которого показаны на нашем рисунке.

Транцы и шпангоуты устанавливаются вверх килем, проверяются по линейке и прикрепляются шергень-планками к продольным доскам стапеля. Когда шпангоуты укреплены, надо еще раз проверить правильность их установки и только после этого вклеивать элементы продольного набора — киль, скуловые и привальные брусья и стрингеры. Все элементы продольного набора лодки имеют криволинейную форму; особенно круто изогнуты привальные и скуловые брусья. Этим элементам перед установкой следует придать необходимый изгиб.

Стапель для сборки лодки.

Установка шпангоутов на стапеле.

1 - передний транец; 2 - шергень-планки.

Места соединения киля с транцами усиливаются угловыми деталями (кнопами) толщиной 40 мм из твердой породы (дуба, ясеня). Места соединения транцев со скуловыми и привальными брусьями усиливаются кнопами меньших размеров или металлическими угольниками.

Головки шурупов, которыми элементы продольного набора крепятся к шпангоутам, должны быть утоплены в древесину, так как иначе будет невозможно обстрогать (малковать) набор для плотного прилегания фанерной обшивки. Правильность мал-ковки проверяется прикладыванием к набору отфу-гованной рейки.

Установку обшивки начинают с бортов. Листы фанеры склеивают встык на фанерной ленте и проклепывают мелкими гвоздями взагиб. Для соединительной фанерной ленты на стрингерах, скуловых и привальных брусьях делаются соответствующие пазы. Стыки желательно разгонять вдоль лодки.

Фанерная обшивка прикрепляется к набору клеем, шурупами и драночными гвоздями взагиб. К бортовым и днищевым ветвям шпангоутов и транцев фанера крепится шурупами, к стрингерам— 25-миллиметровыми гвоздями, к привальным и скуловым брусьям — 35-миллиметровыми гвоздями и 20-миллиметровыми шурупами поочередно через 30—40 мм. Особенно тщательно обшивка должна быть прикреплена к транцам, килю и скуловому брусу. Поверхность готовой обшивки следует тщательно зачистить, утопить торчащие шурупы и гвозди, подстрогать рубанком и опилить рашпилем все неровности. После этого лодку можно снять со стапеля, отвернув шурупы, которыми крепились транцы и шергень-планки.

Перевернув лодку вниз килем, выравнивают бортовую линию и устанавливают палубные стрингеры, а затем — палубную обшивку, заднюю банку и внутреннюю обвязку борта (рейка 40X15 мм). Внутреннюю поверхность лодки зачищают и покрывают горячей олифой. Затем переворачивают лодку вверх килем и приступают к оклейке обшивки. Наповерхность фанеры намазывают нитроклей или цапон-лак, накладывают ткань и еще один слой клея. Накладывая ткань, надо следить, чтобы не получалось складок и морщин. Эту работу лучше делать вдвоем. Ткань можно положить и на масляной краске средней густоты, однако при этом прочность склейки ухудшается, а вес возрастает.

Оклеенный тканью корпус еще раз покрывают цапон-лаком или нитроклеем, просушивают и окрашивают в желаемый цвет. Когда краска хорошо просохнет, устанавливают дубовые буртики на привальный брус и наружную дубовую накладку на киль. Эти детали не окрашивают, а покрывают один раз горячей олифой и два раза — масляным лаком. Если предполагается использовать весла, устанавливают уключины. Слани (настил пола) покрывают горячей олифой и окрашивают железным суриком на натуральной олифе.

Для швартовки, буксировки, переноски лодки и погрузки ее на крышу автомобиля к переднему и заднему транцам на уровне привальных брусьев привертывают скобы сваренные из 20-миллиметровой стальной трубки, или дверные ручки.

Г. С. МАЛИНОВСКИЙ
Журнал "Катера и Яхты" №1 1963 г.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo