Warning: Undefined array key "HTTP_REFERER" in /var/www/u1787038/data/www/boatportal.ru/index.php on line 2
Весла, которые позволяют сидеть в перед лицом в лодке
 
  Добавить в избранное | Сделать стартовой  
Форум  
  Обсуждаем и общаемся
Реклама на сайте  
  Для магазинов и производителей
Новости
  Новости мира катеров и лодок
Мастерская
  Информация для судостроителей
Проекты катеров и лодок
  Строим катер сами
Статьи и обзоры
  Читаем и запоминаем
Оборудование
  Все, что всегда пригодится
Лодочные моторы
  Моторы от производителей
Рыбалка и охота
  Для любителей природы
Книжная полка
  Интересно и полезно почитать
Законодательство
  Нормативные акты, лекции
Полезное
  Файлы, программы и прочее
Доска объявлений
  Покупка/продажа
Связь с администрацией
  Написать сообщение
 
 
Рекомендую
Главная Мастерская
 

Весла, которые позволяют сидеть в перед лицом в лодке

 

В. А. Матонин «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г

 

 

Кто из туристов, плавающих на обычных гребных лодках, не мечтал сидеть за веслами не спиной вперед, а так, чтобы видеть разворачивающуюся впереди панораму! Бесспорно и то, что гребцу, сидящему лицом вперед, гораздо удобнее удерживать лодку на курсе, идти против волны, пробираться между препятствиями и т. д. и т. п.

Известно немало самых различных устройств, которые позволяют двигать лодку, сидя вперед лицом. Например, еще тридцать лет назад в США был запатентован (№ 2528304, кл. 115-21 от 31 октября 1946 г.) механический движитель, в котором возвратно-поступательное движение рукоятки вертикальной плоскости передавалось лопатке, выполняющей роль лопасти весла.

В австралийском патенте № 246838 кл. В63 от 20 сентября 1961 г. предлагалось устройство, копирующее движение хвостового плавника китообразных. Система рычагов, опирающихся на борта лодки, преобразовывала движение рукоятки вверх-вниз в возвратно-поступательное движение (в вертикальной плоскости) лопасти в воде. Поворот лопасти осуществлялся за счет асимметричности крепления ее к рычагу, который мог поворачиваться на небольшой угол вокруг своей оси.

Известно и гребное   устройство шарнирной конструкции, которое по­зволяет грести почти так же, как и обычными веслами (запатентовано в Англии 12 сентября 1958 г. под № 818897, кл. В63). Оно состоит из двух колес одинакового диаметра (не менее 200 мм), причем к одному из них присоединен рычаг с рукояткой, а ко второму — рычаг с лопастью. Колеса соединены цепной передачей (цепь расположена крестообразно) и закреплена в жесткой обойме, качаю­щейся относительно горизонтальной оси. Это устройство имеет очень гро­моздкую конструкцию, чувствительно к перекосам отдельных частей шарнира; при движении по воздуху ло­пасть сохраняет вертикальное поло­жение относительно поверхности воды.

Другими словами, ни одно из из­вестных мне подобных устройств, запатентованных изобретателями, не представлялось достаточно надежным и простым, а применять зеркало «пе­реднего» вида, заимствованное у ав­томобилистов, или иные оптические устройства мне не хотелось. В конце концов в результате десятилетних по­исков было изобретено гребное уст­ройство, не только позволяющее гре­сти в удобной позе — лицом вперед, но и автоматически разворачивающее лопасть в воздухе параллельно поверхности воды: это уменьшает и воз­душное сопротивление и риск задеть за гребень волны.

С помощью одного из имеющихся стопоров весло можно крепить по-по­ходному: шарниры «блокируют» вес­ло, оно представляет собой жесткую конструкцию. Отдельный стопор фик­сирует весло в положении «на вы­стрел» («суши весла»); это удобно тем, что весла не нужно вытаскивать из уключин, они постоянно готовы к работе.

После краткого сообщения о моем изобретении, опубликованного в жур­нале «Изобретатель и рационализа­тор» (№ 4 за 1976 г.), многие заин­тересовались подробностями устрой­ства «хитрых» вёсел. Привожу описа­ние последнего — уже пятого по сче­ту их варианта, проверенного экс­плуатацией в течение четырех летних навигаций на Неве и в Финском за­ливе (г.Сосновый Бор).

veslo2

Схема гребного устройства.

veslo3

Кинематическая схема работы гребного устройства.

Положение 1 — начало гребка; пол. 2 — середина гребка; пол. 3—окончание гребка; пол. 4—разворот лопасти в горизонтальное положение в момент выхода ее из воды; пол. 5 — горизонтальное положение лопасти при заносе весла для следующего гребка

veslo4

Шарнирный узел гребного устройства.

veslo5

Схема работы копирного устройства; показано положение поводка внутри фигурного выреза-копира.

veslo6

1— рычаг, вальковая часть весла; 2—рукоятка; 3— рычаг, лопастная часть; 4—вертикальный цилиндр на конце вальковой части; 5—неподвижная вертикальная цилиндрическая обойма углового шарнира; 6—Г-образные стальные пальцы круглого сечения; 6 шт; 7— горизонтальная поворотная цилиндрическая обойма углового шарнира; 8 — шпонка; 9—жестко соединенные под углом 90 градусов  центрирующие стержень шарнира, обеспечивающие правильное положение осей и плоскостей работы шарнира и воспринимающие основные усилия (этим разгружаются угловые пальцы 6); 10— шпонка; 11 — торроидальная пружина; 12—накладные пластинки с входящими внутрь трубы язычками — упорами пружин; 13 — обойма для жесткого крепления рычага 1 (возможен только его поворот относительно вертикальной оси); 14—уключина; 15—ось; 16—конические штыри; 17—обойма для скользящего крепления рычага 3 (кроме поворота возможны и вращение и возвратно поступательное движение трубы); 18 — поводок; 19—фигурный вырез (копир) в трубе 3.

 

veslo7

veslo8

Схема поворота обоймы 7 и трубы 3, взаимное расположение пружины и упоров при различных положениях весла.

veslo9

Взаиморасположение Г-образных пальцев при различных положениях весла.

veslo10

Шарнирный узел гребного устройства. В верхней части шарнира — ходовой огонь для плавания в темное время суток.

Кинематическая схема работы при­способления проста. Обычное весло разрезано на две части, которые шарнирно соединены так, что лопастная часть весла движется в ту же сто­рону, что и вальковая. Шарнир представляет собой две цилиндрические обоймы — вертикальную 5 и горизонтальную 7, соединенные передающими основное усилие жестко скрепленными центрирующими стержнями, обеспечивающими совпадение рабочих плоскостей, и шестью свободно входящими в обоймы угловыми Г-образными пальцами 6. При этом вертикальная обойма жестко закреплена на конце вальковой части весла —перпендикулярно его оси, а горизонтальная— установлена внутри направляющей трубы лопастной части весла и может в ней вращаться.

Сверления в обеих обоймах расположены по окружности так, что вставленные в них Г-образные пальцы при изменении угла (в плане) между соединяемыми частями весла вращают поворотную горизонтальную обойму 7. Эта горизонтальная обойма соединена с трубой весла 3 двумя  тороидальными пружинами 11. В трубе 3 сделан фигурный вырез — копир, в который входит поводок 18, закрепленный на обойме 17 уключины. Такое решение обеспечивает автоматический разворот лопасти весла в нужное положение, а Г-образное соединение позволяет одновременно уменьшить габариты шарнирного устройства и исключить влияние перекоса отдельных его частей на работу.

Рычаг 1 закреплен в поворотной обойме 13 жестко, а рычаг 3 может передвигаться вдоль оси поворотной обоймы 17. Обе обоймы своими хвостовиками вставляются в отверстия на концах уключины 14. Уключина выполнена в виде Т-образной балки, соединенной осью 15 с двумя коническими штырями 16. Эти штыри вставляются в отверстия металлического вкладыша на планшире лодки. Таким образом, уключина может поворачиваться только в вертикальной плоскости, перпендикулярной ДП лодки, т. е. дает возможность подъема и опускания лопасти весла в воду.

Теперь рассмотрим, каким образом работает описываемое устройство. Гребец, сидящий лицом вперед, приподнимая рукоятку 2 рычага 1 от­носительно горизонтальной оси 15 ка­чающейся уключины, опускает ло­пасть весла в воду и начинает гребок из положения 1. Откидываясь кор­пусом, он двигает рукоятку рычага 1 на себя, а благодаря угловому шар­ниру усилие гребка передается на ко­нец рычага 3 и лопасть совершает рабочий ход. Важно отметить, что вертикальная цилиндрическая обой­ма 5 жестко скреплена шпонкой 8 с вертикальным цилиндром 4 на конце рычага 1, но при вращении ее вокруг вертикального центрующего стерж­ня 9 вертикальные участки Г-образных пальцев 6 перемещаются вокруг оси цилиндра и сдвигаются на неко­торое расстояние.

Таким образом, в процессе поворо­та рычага на 90° каждый палец 6 со­вершает поступательное движение от­носительно обоймы б — вниз, а отно­сительно цилиндра 7— вперед (впра­во); возвратно-поступательное дви­жение (вверх-вниз) пальцев 6 и вы­зывает вращение горизонтальной обоймы 7 внутри трубы 3 вокруг го­ризонтальной оси.

При повороте вплоть до положе­ния 3 обойма 7 имеющейся на кон­це упорной пластинкой сжимает тороидальные пружины 11, упирающие­ся другим концом в упоры 12. Отме­тим, что во время этого рабочего хода весла из положения 1 в положе­ние 3 труба 3 несколько выдвигается из обоймы 17, а затем вдвигается обратно. При этом поводок 18 сколь­зит по кромке фигурного выреза-ко­пира 19. Когда гребец в конце греб­ка (положение 3) опускает рукоятку весла вниз, уключина поворачивается вокруг оси 15 и лопасть выходит из воды. Этот момент соответствует по­ложению поводка 18 на вершине тре­угольного выступа внутри выреза-ко­пира. Когда же поводок соскальзы­вает с этого выступа, сжатые пружи­ны 11 разворачивают весло в обойме до тех пор, пока поводок не упрется в «верхнюю» кромку копира, т. е. на 90° (положение 4). В результате ло­пасть занимает горизонтальное поло­жение.

Отводя рукоятку от себя, гре­бец заносит лопасть к носу лодки для нового гребка. Поводок скользит по верхней горизонтальной кромке копира справа налево, а после про­хождения лопастью половины пути (положение 5) переходит на наклон­ную кромку копира и движется по ней слева направо к вершине высту­па; весло при этом начинает повора­чиваться вокруг горизонтальной оси. Перед самым погружением лопасти в воду поводок соскакивает с верши­ны выступа на нижнюю кромку копи­ра (положение 1) и лопасть верти­кально входит в воду для следующе­го гребка. Надо иметь в виду, что после прохождения лопастью поло­жения 5 направление вращения гори­зонтальной обоймы 7 изменилось. По­скольку упорная планка, на которой закреплен конец пружины, в положе­нии 5 была уперта в упор 12, враще­ние обоймы 7 передалось трубе 3 и развернуло ее упором вверх в исход­ное положение 1.

Вероятно, это гребное устройство могло бы заинтересовать не только туристов, путешествующих на весель­ных лодках, но и рыболовов, яхтсме­нов — для гребли на тузике, органи­заторов прокатных лодочных станций и т. п. Грести такими веслами не тя­желее, чем обычными, даже несмотря на появление механических потерь; «автоматизация» разворота лопастей, а главное — удобство маневрирова­ния веслами существенно упрощают работу гребца, делают плавание на лодке более безопасным.

Полный вес приспособления для двух весел — 10 кг.

На это изобретение 8 июня 1976 г. получено авторское свидетельство № 529967 («Бюллетень» № 36 за 1976 г.) по заявке № 2037587/27-11 (078492) с приоритетом от 28 июня 1974 г.

 

Хотите обсудить статью? Заходите на Форум!

 
 
 

При полном или частичном использовании материалов данного сайта, ссылка на сайт "boatportal.ru" обязательна как на источник информации.

Автоматический импорт материалов и информации с сайта запрещен.

Условия копирования материалов
Размещение статей