Добавить в избранное | Сделать стартовой  
Форум  
  Обсуждаем и общаемся
Реклама на сайте  
  Для магазинов и производителей
Новости
  Новости мира катеров и лодок
Мастерская
  Информация для судостроителей
Проекты катеров и лодок
  Строим катер сами
Статьи и обзоры
  Читаем и запоминаем
Оборудование
  Все, что всегда пригодится
Лодочные моторы
  Моторы от производителей
Рыбалка и охота
  Для любителей природы
Книжная полка
  Интересно и полезно почитать
Законодательство
  Нормативные акты, лекции
Полезное
  Файлы, программы и прочее
Доска объявлений
  Покупка/продажа
Связь с администрацией
  Написать сообщение
 
 
Рекомендую

 

Спасательный катер-амфибия с воздушным винтом

Главная Проекты
 
 

Ю. С. Горбенко, Ю.В.Макаров, О. А. Осипов «Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г

 

Спасательный катер-амфибия с воздушным винтом

amfibia1

Основные данные катера-амфибии «ТСС-01»

Длина корпуса,     4,5 м

Ширина по лыжам,    1,4 м

Высота борта на миделе,    0,65 м

Вес порожнем/полный,    500/700 кг  

Вес винтомоторной группы,    170 кг

Мощность двигателя при 2500 об/мин,    140 л. с.

Максимальная скорость, км/ч: по льду/по воде (расчетная)      80/60

amfibia2

Глиссирующий катер-амфибия с воздушным винтом — перспек­тивное транспортное средство, используемое для связи, пере­возки грузов и пассажиров в условиях бездорожья в течение всего года: зимой по льду, глу­бокому и рыхлому снегу, летом по воде, весной и осенью по тон­кому и непрочному, а то и битому льду. Удельная нагрузка на плоское днище корпуса значи­тельно меньше, чем, например, на лыжи аэросаней, что существенно увеличивает проходимость амфи­бии. При движении по снегу она не проваливается и не копирует все неровности дороги. Формы корпуса и отсутствие выступаю­щих вниз частей, таких, как лыжи или гребной винт, позволяют ам­фибии проходить сквозь кустар­ник и по заболоченной местности, вылезать на лед после прохожде­ния промоин. При достаточной мощности двигателя удается (зи­мой— по снегу) преодолевать ча­стые подъемы крутизной до 12— 15° и кратковременно — до 25°.

Все сказанное относится, на­пример, к выполненным в виде лыжи-лодки широко известным аэросаням-амфибиям, разработан­ным КБ А. Н. Туполева. Глисси­рующий по воде корпус оснащен двигателем мощностью 260 л. с. и при благоприятных условиях развивает скорость по воде — до 8О км/ч, а по хорошему снегу — до 140 км/ч. Аэросани-амфибии этого типа эксплуатируются в на­шей стране уже более двенадца­ти лет и, в частности, с успехом используются на строительстве БАМа. Однако амфибии этого типа, имеющие плоскодонный, с едва выраженным штевнем, ши­рокий и короткий корпус, при использовании на воде имеют низ­кие мореходные качества.

Перед Центральной лаборато­рией новых видов спасательной техники ЦС ОСВОДа РСФСР была поставлена задача создать бы­строходное амфибийное спаса­тельное средство, способное ока-зывать помощь не только в лю­бое время года, но и при любой погоде — в том числе и при вет­ре и волне. Для повышения море­ходных качеств спасательной ам­фибии было решено использо­вать в качестве ее корпуса мор­ские сани Фокса.

Корпус с учетом всех материа­лов, опубликованных в сборнике, был спроектирован и изготовлен под руководством Н. А. Яковенко. Как показали уже первые ис­пытания новой амфибии, выбран­ная форма корпуса позволяет свободно двигаться как по глад­кому льду, так и по снегу раз­личной плотности; при этом устойчивость на курсе и управ­ляемость трехкилевых саней луч­ше, чем любого плоскодонного корпуса-лыжи. Катер выходит из воды на лед, может выбрасы­ваться на отмелый берег, преодо­левать заболоченные и мелкие участки.

Наш первый спасательный ка­тер нового типа «ТСС-01» — на базе морских саней Фокса с воз­душным винтом показал вполне приемлемые мореходные качества, значительно более высокие, чем у аэросаней-амфибий. От су­ществующих спасательных кате­ров обычного типа его выгодно отличают амфибийность, хорошая проходимость при достаточной скорости движения в практиче­ских условиях несения спасатель­ной службы и такие немаловаж­ные эксплуатационные качества, как просторный кокпит и низкий борт.

Так как высокая скорость мор­ских саней Фокса может быть достигнута только при глиссиро­вании корпуса, когда катер сколь­зит по поверхности воды на своих трех лыжах, удельная нагрузка на единицу мощности была при­нята равной 5 кг/л. с. Был исполь­зован серийный авиационный дви­гатель «Минор 6-III» (ЧССР) со стандартным оборудованием, на катере развивавший мощность до 140 л. с. Металлический воздуш­ный винт диаметром 1,85 м уста­новлен в кормовой части кокпита за трубчатым защитным огражде­нием. Два руля поворота распо­ложены в потоке от винта и очень эффективны — катер разворачивается на месте, легко управляет­ся как на воде, так и при дви­жении по льду или снегу.

Как показали испытания кате­ра-амфибии «ТСС-01», работу сле­дует продолжать в направлении, в первую очередь, дальнейшего повышения его скоростных ка­честв. Дело в том, что при дви­жении по воде катер на глисси­рование не выходит (идет в пере­ходном режиме) только из-за того, что удельная нагрузка на глиссирующую площадь (520 кг/ /м2) оказалась чрезмерной. Оче­видно, необходимо несколько уве­личить размерения катера и в ко­нечном итоге площадь лыж, поскольку при существующих ма­лых размерах корпуса (4,5X1,4 м) сделать лыжи шире нельзя.

В целом же полученный опыт использования обводов типа мор­ские сани Фокса представляется удачным, так как позволяет ре­шить главную задачу улучшения мореходности амфибии без вся­кого ущерба для проходимости ее по льду и снегу.

 

 

Хотите обсудить проект? Заходите на Форум!

 
 

Чтобы найти эту страницу нужно искать:
катер, мореходный катер, спасательный катер, катер с воздушным винтом

 

 

При полном или частичном использовании материалов данного сайта, ссылка на сайт "boatportal.ru" обязательна как на источник информации.

Автоматический импорт материалов и информации с сайта запрещен.

Условия копирования материалов
Размещение статей